Исследование и проектирование организации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение практическими навыками по выявлению резервов повышения эффективности труда, организации оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования трудовых ресурсов. Реализация этой цели будет производиться в решении таких задач, как: эргономическая экспертиза рабочих мест; исследование и проектирование организации труда; анализ и оценка фактического состояния нормирования труда в организации; анализ динамики основных трудовых показателей, социологическое обследование коллектива и выявление социологических резервов эффективности труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА

1.Последовательность эргономической оценки рабочих мест
2.Антропометрический и биомеханический групповой показатель СЧТС
3.Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
4.Психологический групповой показатель СЧТС
5.Гигиенический групповой показатель СЧТС
2.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.Управление организацией труда
2.Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте
3.Исследование и проектирование рационального трудового процесса

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 96.82 Кб (Скачать)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА

    1. Последовательность эргономической оценки рабочих мест
    2. Антропометрический и биомеханический групповой показатель СЧТС
    3. Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
    4. Психологический групповой показатель СЧТС
    5. Гигиенический групповой показатель СЧТС
  1. ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
    1. Управление организацией труда
    2. Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте
    3. Исследование и проектирование рационального трудового процесса
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В современных экономических условиях изучение проблемы  экономики труда  основано на фундаментально новых  концептуальных  представлениях  о функционировании и эффективности  труда, формировании и регулировании  трудового потенциала, а также  на анализе  реальных  экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях  развития рыночных отношений в российской экономике.

     Принципы  рыночной экономики активно проявляются  в процессе привлечения и использования  рабочей силы, внедряются в системы  социально-трудовых отношений, организации  и оплаты труда, формирования и использования  доходов работников и т.д.

     Знания  в области экономики труда  имеют не только теоретическое, но и  практическое значение, поскольку они  необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку  труда вне зависимости от сферы  их будущей профессиональной деятельности.

     В связи с этим каждому студенту необходимо пройти в организации  учебную практику  и выполнить  комплексный курсовой проект по изученным  дисциплинам: эргономике, организации, нормированию, экономике и социологии труда.

      Цель  данного курсового проекта: закрепление  и углубление теоретических знаний,  овладение практическими навыками по  выявлению  резервов повышения  эффективности труда, организации  оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования  трудовых ресурсов. Реализация этой цели будет производиться в решении  таких задач, как: эргономическая экспертиза рабочих  мест; исследование и проектирование организации труда; анализ и оценка  фактического состояния нормирования труда в организации; анализ динамики основных  трудовых показателей, социологическое  обследование коллектива и выявление  социологических резервов эффективности  труда.

      Данный  курсовой проект приводит анализ всех разделов на основе обработанных данных по ООО «СМП №228».

 

      ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ  ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА 

    1.1. Последовательность  эргономической оценки  рабочих мест 

      Эргономика- комплекс научных дисциплин, изучающих трудовую деятельность человека в системах «человек – техника - производственная среда» (СЧТС) с целью достижения их безопасности, эффективности и комфорта.

          Эргономика- ( греч. слово, состоящее из эрго – работа; номос - закон )- наука, изучающая законы работы.

     Эргономика  решает задачи рациональной организации  деятельности людей в системе  человек-машина (далее СЧМ), целесообразного  распределения функций между  человеком и машиной, определения  критериев оптимизации СЧМ с  учетом возможностей и особенностей работающего человека, разрабатывает  типологии таких систем. К числу  эргономических относятся проблемы определения методов оценки динамики функционального состояния работающих людей и оптимальных показателей  среды СЧМ.

     Эргономическая  экспертиза рабочих мест проводится для установления соответствия между  параметрами рабочего места и  возможностями организма человека  с целью последующей оптимизации  работы конкретной  изучаемой системы.

      Рабочее место должно быть приспособлено  для конкретной трудовой деятельности и для работника определенной квалификации с учетом его психических  и физических возможностей. При проектировании рабочего места необходимо исходить из анализа трудового процесса человека на данном оборудовании с учетом всех антропометрических, биомеханических, психофизиологических и гигиенических  характеристик рабочего места.

      В качестве исследуемого рабочего места  выбрано - инженера-сметчика.

 

  • 1.2.Антропометрический  и биомеханический  групповой показатель. 
  •       Антропометрический  групповой показатель эргономики предназначен ля постановки в соответствии размеров рабочего места, оборудования, оснастки размерам человеческого тела.

         Биомеханический групповой показатель эргономики предназначен для оптимизации физической нагрузки человека на рабочем месте.

         Результаты  измерений представлены в таблице 1.          

         Результатом эргономической экспертизы рабочего места  является определение интегрального  эргономического показателя. Рассчитать его можно по формуле:

          ,

         где –величина обобщенного группового показателя, баллы;

          – минимальное значение единичного фактора в системе группового, балл;

          - максимальное значение единичного  фактора в системе группового, балл;

           – среднее значение всех  факторов, входящих в изучаемый  групповой показатель, баллы.

         Обобщенный  антропометрический и биомеханический  групповой показатель:

    =3

    =0 

    = 55/21 = 2,619

    М=0+0,9(2,619 – 0)/(3 – 0) = 0,786 
     

           1.3. Психофизиологический  групповой показатель

           Психофизиологический  групповой показатель характеризует  соответствие техники зрительному  и слуховому анализаторам человека. Он предназначен для оптимизации  в СЧТС, при этом человек вступает как организм, обменивающийся массами, энергией и информацией со своим  окружением. Результаты измерений представлены в таблице 2

           Также характеристикой психофизиологического  группового показателя СЧТС является определение фактической работоспособности  человека с помощью кривой работоспособности  и дальнейшая оптимизация режима труда и отдыха.

           Для построения кривой работоспособности  можно использовать психофизиологические методики оценки динамики функционального  состояния организма человека на протяжении рабочей смены. В данном случае применялся тест на оценку умственной работоспособности А. Крепелина, позволяющий оценить работоспособность работника на момент выполнения тестового задания. Тест заключается в том, что работнику в течение минуты как можно быстрее и точнее необходимо было продолжить составление числовых рядов из 2 цифр таким образом, чтобы нижняя цифра ряда повторяла верхнюю цифру предыдущего ряда, а верхняя цифра - являлась последней цифрой числа, получившегося при сложении верхней и нижней цифр предыдущего ряда.

         Тест  проводился 5 раз после в течение  рабочего дня. Продолжительность каждого  теста была равна одной минуте. Результаты теста представлены в  таблице 3.                                         

         Зная  количество пар и количество ошибок можно рассчитать коэффициент эффективности, который записан виде следующей  формулы:

     

                          

           где N – число пар воспроизведенных чисел, шт.;

           n – количество совершенных ошибок, шт.

           Применяя  данную формулу получаем: 

    К1 = 24/30(1-1/5) = 0,64

    К2 = 26/30(1-2/5) = 0,52

    К3 = 28/30 = 0.93

    К4 = 27/30(1-1/5) = 0,72

    К5=23/30(1-3/5)=0.31 

           Средний коэффициент эффективности рассчитывается по следующей формуле:

         

         Применяя  данную формулу получаем:

    Кср = (0,64+0,52+0,93+0,72+0,31)/5=0,624

         Таким образом, выходит, что психологический  групповой показатель неадекватен.

         Используя полученные значения коэффициента эффективности  работоспособности К, построим график зависимости К от времени продолжения работы (с учетом перерыва на обед) – кривую работоспособности.

         Фактическая кривая работоспособности инженера-сметчика выглядит следующим образом:

     

           Усредненную кривую работоспособности до и после  обеда можно описать уравнением параболы: y=a0+a1x+a2x², где за x берутся часы рабочей смены, а за y – коэффициент воспроизведения. Значения коэффициентов найдем по методу наименьших квадратов:

    na0+a1Sx+a2Sx²=Sy

         a0Sx+a1Sx²+a2Sx³=S

           a0Sx²+a1Sx³+a2Sx4=Sx²у

           Расчет  необходимых  значений для построения кривой представлен в Таблице 4.

           Кривая работоспособности до обеда: 

    2a0+3a1+5a2=1,16                a0+1,5a1+2,5a2=0,58                   1/6a1+0,5a2= -0,02                                 

    3a0+5a1+9a2=1,68                a0+5/3a1+3a2=0,56               49/30a1+0,4a2= -0,016

    5a0+9a1+17a2=2,72              a0+1,8a1+3,4a2=0,544 

    а1 ≈ 0

    а2 ≈ -0,04

    а0 ≈ 0,68

    у = 0,68-0,04х2  

           Кривая работоспособности после обеда: 

    3a0+12a1+50a2=1,96                a0 +4a1+16,6a2=0,653             0,166a1 +1,4a2 =-0,052

    12a0+50a1+216a2=7,22            a0+4,166a1 +18a2=0,601         0,154a1 +1,24a2 =-0,048

    50a0+216a1+962a2=27,64         a0+4,32a1+19,24a2=0,553 

    а1 ≈ -0,291

    а2 ≈ -0,003

    а0 ≈ 1,867

    у = 1,867-0,291х-0,003х2  

     

           На  примере кривой работоспособности, можно сказать, фаза врабатывания почти  отсутствуют.

           Фактическая кривая демонстрирует нам, что периоды  утомления наступают  сразу после  начала работы, но после обеденного перерыва, работник набирается сил  и полностью включается в работу. На основании чего можно сказать, что периоды обеденных перерывов  установлены в соответствии с фазами работоспособности данного сотрудника, и как вывод даст положительный эффект на результатах работы всей фирмы. 

    Обобщенный  психофизиологический групповой показатель: 

    Информация о работе Исследование и проектирование организации труда