Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:44, курсовая работа
Цель данного курсового проекта: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение практическими навыками по выявлению резервов повышения эффективности труда, организации оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования трудовых ресурсов. Реализация этой цели будет производиться в решении таких задач, как: эргономическая экспертиза рабочих мест; исследование и проектирование организации труда; анализ и оценка фактического состояния нормирования труда в организации; анализ динамики основных трудовых показателей, социологическое обследование коллектива и выявление социологических резервов эффективности труда.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА
1.Последовательность эргономической оценки рабочих мест
2.Антропометрический и биомеханический групповой показатель СЧТС
3.Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
4.Психологический групповой показатель СЧТС
5.Гигиенический групповой показатель СЧТС
2.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.Управление организацией труда
2.Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте
3.Исследование и проектирование рационального трудового процесса
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА
ВВЕДЕНИЕ
В
современных экономических
Принципы рыночной экономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников и т.д.
Знания в области экономики труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим каждому студенту необходимо пройти в организации учебную практику и выполнить комплексный курсовой проект по изученным дисциплинам: эргономике, организации, нормированию, экономике и социологии труда.
Цель
данного курсового проекта: закрепление
и углубление теоретических знаний,
овладение практическими
Данный курсовой проект приводит анализ всех разделов на основе обработанных данных по ООО «СМП №228».
ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО
МЕСТА
1.1.
Последовательность
эргономической оценки
рабочих мест
Эргономика- комплекс научных дисциплин, изучающих трудовую деятельность человека в системах «человек – техника - производственная среда» (СЧТС) с целью достижения их безопасности, эффективности и комфорта.
Эргономическая
экспертиза рабочих мест проводится
для установления соответствия между
параметрами рабочего места и
возможностями организма
Рабочее место должно быть приспособлено для конкретной трудовой деятельности и для работника определенной квалификации с учетом его психических и физических возможностей. При проектировании рабочего места необходимо исходить из анализа трудового процесса человека на данном оборудовании с учетом всех антропометрических, биомеханических, психофизиологических и гигиенических характеристик рабочего места.
В качестве исследуемого рабочего места выбрано - инженера-сметчика.
Антропометрический групповой показатель эргономики предназначен ля постановки в соответствии размеров рабочего места, оборудования, оснастки размерам человеческого тела.
Биомеханический групповой показатель эргономики предназначен для оптимизации физической нагрузки человека на рабочем месте.
Результаты измерений представлены в таблице 1.
Результатом эргономической экспертизы рабочего места является определение интегрального эргономического показателя. Рассчитать его можно по формуле:
,
где –величина обобщенного группового показателя, баллы;
– минимальное значение единичного фактора в системе группового, балл;
- максимальное значение
– среднее значение всех факторов, входящих в изучаемый групповой показатель, баллы.
Обобщенный антропометрический и биомеханический групповой показатель:
=3
=0
= 55/21 = 2,619
М=0+0,9(2,619
– 0)/(3 – 0) = 0,786
1.3. Психофизиологический групповой показатель
Также
характеристикой
Для построения кривой работоспособности можно использовать психофизиологические методики оценки динамики функционального состояния организма человека на протяжении рабочей смены. В данном случае применялся тест на оценку умственной работоспособности А. Крепелина, позволяющий оценить работоспособность работника на момент выполнения тестового задания. Тест заключается в том, что работнику в течение минуты как можно быстрее и точнее необходимо было продолжить составление числовых рядов из 2 цифр таким образом, чтобы нижняя цифра ряда повторяла верхнюю цифру предыдущего ряда, а верхняя цифра - являлась последней цифрой числа, получившегося при сложении верхней и нижней цифр предыдущего ряда.
Тест
проводился 5 раз после в течение
рабочего дня. Продолжительность каждого
теста была равна одной минуте.
Результаты теста представлены в
таблице 3.
Зная количество пар и количество ошибок можно рассчитать коэффициент эффективности, который записан виде следующей формулы:
где N – число пар воспроизведенных чисел, шт.;
n – количество совершенных ошибок, шт.
Применяя
данную формулу получаем:
К1 = 24/30(1-1/5) = 0,64
К2 = 26/30(1-2/5) = 0,52
К3 = 28/30 = 0.93
К4 = 27/30(1-1/5) = 0,72
К5=23/30(1-3/5)=0.31
Средний
коэффициент эффективности
Применяя данную формулу получаем:
Кср = (0,64+0,52+0,93+0,72+0,31)/5=
Таким образом, выходит, что психологический групповой показатель неадекватен.
Используя полученные значения коэффициента эффективности работоспособности К, построим график зависимости К от времени продолжения работы (с учетом перерыва на обед) – кривую работоспособности.
Фактическая
кривая работоспособности инженера-
Усредненную кривую работоспособности до и после обеда можно описать уравнением параболы: y=a0+a1x+a2x², где за x берутся часы рабочей смены, а за y – коэффициент воспроизведения. Значения коэффициентов найдем по методу наименьших квадратов:
na0+a1Sx+a2Sx²=Sy
a0Sx+a1Sx²+a2Sx³=Sxу
a0Sx²+a1Sx³+a2Sx4=Sx²у
Расчет необходимых значений для построения кривой представлен в Таблице 4.
Кривая
работоспособности до обеда:
2a0+3a1+5a2=1,16
3a0+5a1+9a2=1,68
5a0+9a1+17a2=2,72
a0+1,8a1+3,4a2=0,544
а1 ≈ 0
а2 ≈ -0,04
а0 ≈ 0,68
у = 0,68-0,04х2
Кривая
работоспособности после обеда:
3a0+12a1+50a2=1,96
12a0+50a1+216a2=7,22
50a0+216a1+962a2=27,64
a0+4,32a1+19,24a2=0,553
а1 ≈ -0,291
а2 ≈ -0,003
а0 ≈ 1,867
у
= 1,867-0,291х-0,003х2
На примере кривой работоспособности, можно сказать, фаза врабатывания почти отсутствуют.
Фактическая
кривая демонстрирует нам, что периоды
утомления наступают сразу после
начала работы, но после обеденного
перерыва, работник набирается сил
и полностью включается в работу.
На основании чего можно сказать,
что периоды обеденных
Обобщенный
психофизиологический групповой показатель:
Информация о работе Исследование и проектирование организации труда