Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:46, доклад
Под организацией труда понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы.
Объектом организации труда является живой труд работников трудового коллектива.
Тема 3.1 Организация труда
Под организацией труда понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы.
Объектом организации труда является живой труд работников трудового коллектива.
Организация труда на железнодорожном транспорте характеризуется следующими особенностями:
-непрерывность процесса перевозок вызывает необходимость организации круглосуточной работы по сменным или скользящим графикам при которых дни отдыха не совпадают с узаконенными выходными днями.
-территориальная разобщенность работников транспорта (предприятия размещены на огромной территории, но они обслуживают единый технологический процесс и поэтому составляют звенья одного транспортного конвейера).
Так как производственные процессы различных хозяйств ж.д. транспорта взаимосвязаны, то трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно. Согласование производственных процессов достигается на базе графика движения поездов.
На железнодорожном транспорте труд организуется и оплачивается с учетом его особенностей. При этом решаются следующие задачи:
Экономическая – достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы, механизмов, оборудования и предметов труда.
Психофизиологическая – создание наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья и работоспособности человека.
Социальная – направлена на обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности, повышения степени содержательности и привлекательности труда.
Основными направлениями совершенствования организации труда являются:
-разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;
-улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;
-рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда и т.п.
Разделение труда и его кооперация.
Разделение труда ставит целью специализировать исполнителей для выполнения отдельных видов работ в соответствии с условиями и задачами производства.
Форм разделения труда существует множество: общественное, территориальное, международное и др.
Общественное подразделяется на общее (по отраслям общественного производства - транспорт, промышленность, сельское хозяйство и т.д.),
частное (обособление видов трудовой деятельности внутри отраслей общественного производства – разделение промышленности на добывающие и обрабатывающие отрасли, транспорта на – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и т.д.).
Разделение труда на предприятии представляет собой разграничения деятельности людей в процессе совместного труда, т.е. обособление отдельных трудовых процессов.
К основным формам разделения труда относятся технологическая, функциональная, профессионально- квалификационная.
Технологическое - это расчленение производственного процесса на отдельные части: фазы, технологические процессы, работы, операции.
Функциональное – это распределение исполнителей по группам в соответствии с их ролью в процессе производства
По этому признаку на предприятии выделяются функциональные группы:
1.Основных и вспомогательных рабочих.
Основные – связаны с движением поездов, вспомогательные нет.
2.Служащие ( технические исполнители) – ведущие подготовку и оформление документации, учет и контроль.
3.Специалисты – заняты инженерно- техническими, экономическими работами.
Профессионально – квалификационное – это дифференциация работающих по профессиям и специальностям, а внутри них – по группам сложности труда (разрядам, классам, категориям).
Профессия – это определенный род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта.
Специальность – конкретизация трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Квалификация – совокупность общей и специальной подготовки, практических навыков, необходимых для выполнения тех или иных работ определенной сложности.
Кооперация труда – совместное участие людей в одном или разных, не связанных между собой процессах труда.
На предприятиях ж.д. транспорта кооперация труда ставит целью обеспечить рациональную взаимосвязь работников, выполняющих отдельные процессы производства и объединить исполнителей в наиболее целесообразные группы (бригады) – специализированные, комплексные, сменные, сквозные. Численность их определяется в зависимости от объемов работы, требующей коллективных усилий и необходимости технологической взаимосвязи.
Необходимо отметить, что вопросы разделения и кооперации труда всегда взаимосвязаны.
Все формы организации труда подразделяются нм методы: бригадный метод, комплексный, вахтовый и т.п.
Преимущество бригадной формы организации труда:
-рациональное разделение труда и лучшее использование индивидуальных способностей каждого человека ( повышается качество работы и заинтересованность в труде);
-сокращаются непроизводительные потери на подготовительные работы и переходы;
-наличие 4-5 человек в бригаде позволяет делать любую трудоемкую работу;
-больше возможностей для повышения квалификации каждого работника бригады;
-в бригаде расширяются возможности взаимопомощи и взаимозаменяемости.
Спецификой хозяйства перевозок является то, что конечный результат выполнения перевозочного процесса на всех промежуточных этапах (станция, отделение дороги, железная дорога) является результатом коллективного труда. Для выполнения операций по приему и отправлению поездов, обработки составов в парках станции и производства маневровой работы в соответствии с технологическим процессом на сортировочных станциях организуются комплексные бригады. На двусторонних сортировочных станциях они организуются в каждой сортировочной системе. Комплексные бригады могут создаваться из сменных работников станций и с включением в них сменных работников других служб, занятых обеспечением перевозочного процесса на станции. Руководителем бригады является ДСЦ или ДСЦС.
Структура кадров.
Руководители
Специалисты
Технические работники (служащие)
Рабочие (основные и вспомогательные)
Контингент работников планируют по профессиям, Разрядам, квалификации и должностям.
Численность работников определяют по количеству обслуживаемых объектов и нормам рабочей силы на объект, по объему работы и установленным нормам выработки. Численность инженерно – технических работников планируют по штатному расписанию с учетом специализации и организационной структуры предприятия (станции).
Для определения плановой численности необходимо знать фонд рабочего времени одного работника в планируемом периоде.
В настоящее время на ж.д. транспорте для работников с нормальной продолжительностью рабочего дня с учетом праздничных дней в году среднемесячная норма рабочего времени на 01.02.06 г. была равна 165 часов.
Тогда расчетное число смен при непрерывной круглосуточной работе (без учета замещения на период отпуска и т.п.) составит:
где: Тср.календ. – среднемесчное расчетное число часов по календарю;
ТСР – среднемесячная норма времени в текущем году.
, часов
где ГБ – годовой бюджет рабочего времени в текущем году.
В структурных подразделениях компании ОАО «РЖД» численность работников определяют по каждой профессии и должности в явочной и списочной численности.
Явочный состав – это число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленные сроки.
В списочный состав работников предприятия должны включаться все сотрудники, принятые на постоянную, временную или сезонную работу на срок один день и более со дня зачисления их на работу. В списочный состав работников за каждый календарный день должны войти как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (командировка, болезнь, учеба и т.д.).
Явочный контингент работников определяют исходя из планового объема работы, типовых обоснованных нормативов численности рабочих или трудоемкости с учетом местных условий, предстоящих в плановом периоде изменений в техническом оснащении и технологии производства.
Явочную численность работников определяют по формуле:
, человек
Списочный состав рассчитывают так:
, человек
где кз –коэффициент замещения работников на период отпуска, болезни, выполнения государственных и общественных обязанностей:
,
где tн –суммарное количество рабочих дней отпуска, невыходов на работу из-за болезни, в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей и по другим причинам.
пр -число рабочих дней в году.
Число рабочих дней в году находят из выражения:
пр = 365 – (52+ пп +потп +пб +ппр )
52 – число выходных дней в году при шестидневной рабочей недели.
При определении численности работников станции учитывается классность станции, расположение станционных путей, фронтов погрузки-выгрузки и др. условия.
Потребность в штате рассчитывается по профессиям и статьям расходов Номенклатуры.
Штат станции планируют отдельно по основным расходам по перевозкам и расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, включая общехозяйственные расходы.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные направления совершенствования организации труда и их характеристика?
2. Что следует понимать под разделением и кооперацией труда?
3. В чем заключается преимущества бригадных методов работы?
4. Дайте характеристику структуре кадров, применяемую на станции.
5. Какова организация труда на железнодорожной станции?
6. Укажите совмещение каких профессий рекомендуется проводить на железнодорожных станциях.
7. Укажите, при каких условиях и какие должности высвобождаются при расширении зон обслуживания?
Тема 3.2 Рабочее время
Тема: Рабочее время.
Сущность и задачи технического нормирования. Бюджет рабочего времени исполнителя. Классификация затрат рабочего времени.
Техническое нормирование труда - это основа для правильной организации планирования производства. Оно заключается в определении необходимых затрат труда на выполнение работы или изготовления единицы продукции, нормы обслуживания, на основе которых определяют численность работников, фонд оплаты труда.
Содержанием нормирования труда являются:
-организация освоения норм путем инструктажа рабочих;
-контроль и анализ выполнения установленных норм;
-нормирование труда повременно оплачиваемых рабочих, ИТР и служащих;
-расчет норм расхода рабочей силы, а также норм обслуживания рабочих мест и оборудования;
-тарификация работ.
Нормирование труда необходимо для обеспечения соотношения между заработной платой работника и его вкладом в производство.
Задачи нормирования:
- разработка и внедрение научно обоснованных норм времени и выработки рабочих, нормативов труда ИТР и служащих, норм расхода рабочей силы и обслуживания рабочих мест.