Использование экономико-матнематических методов и моделей в упраленческом консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Важно отметить, что математика в экономике - это не просто применение числовых примеров для иллюстрации каких-либо экономических положений. Это математическое исследование экономических проблем, использование числового материала для выявления экономических зависимостей и закономерностей.
С помощью математики можно спроектировать такую экономическую систему, которая обеспечит наилучшее решение экономических задач, наилучшее использование всех ресурсов предприятия (трудовых, информационных и т.д.) для достижения поставленных целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
ПОНЯТИЕ ЭКНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УКПРАВЛЕНЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Общие направления 12
Линейное программирование 15
Имитационное моделирование 17
Теория массового обслуживания 19
Теория принятия решений 22
Оценка бизнеса 26
Теория игр 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

эмм.doc

— 276.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ

 

Работа защищена

с оценкой  «______________» 

Преподаватель, к.т.н.

_______________ Т.С.Шаталова 

(подпись) 

___________________________

(дата защиты)

 

Индивидуальное задание  № 20

по дисциплине

«Межпредметный тренинг по управленческому  консультированию»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТНЕМАТИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ В УПРАЛЕНЧЕСКОМ  КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

 

 Студентки 4 курса

Спец.6.030502

Группы А д/о 

Денисовой Анны Игоревны

______________________

(подпись студента)

______________________

(дата сдачи)

Работа допущена к  защите

с рекомендуемой оценкой 

Преподаватель, к.т.н.

_______________ Т.С.Шаталова 

(подпись)

___________________________

(дата допуска)


 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ПОНЯТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
  2. ПОНЯТИЕ ЭКНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
  3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УКПРАВЛЕНЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
    1. Общие направления 12
    2. Линейное программирование 15
    3. Имитационное моделирование 17
    4. Теория массового обслуживания 19
    5. Теория принятия решений 22
    6. Оценка бизнеса 26
    7. Теория игр 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой.                   

К. Маркс

 

Предприятие – сложная  многослойная система, эффективное  управление которой требует глубоких знаний и навыков в различных  сферах. Так, знание экономико-математических методов позволяет получить необходимую информацию с помощью экономических расчетов, а также иметь четкое представление о возможностях компьютеров и автоматизированных систем управления, что позволит применять их для осуществления управления и контроля на предприятии. Правильное применение математики способно существенно повысить качество управления предприятием.

Важно отметить, что математика в экономике - это не просто применение числовых примеров для иллюстрации каких-либо экономических положений. Это математическое исследование экономических проблем, использование числового материала для выявления экономических зависимостей и закономерностей [1].

С помощью математики можно спроектировать такую экономическую  систему, которая обеспечит наилучшее решение экономических задач, наилучшее использование всех ресурсов предприятия (трудовых, информационных и т.д.) для достижения поставленных целей.

 

 

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности  зародилось сравнительно недавно. В конце XIX века, по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических и социальных наук начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению и одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Ф.Тейлор. Первая фирма по менеджмент-консалтингу была образована в 1914 году в Чикаго. В 20-30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-х гг. - и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка) [2].  

Термин "консультация" происходит от латинского "consultatio", означающего совет. В научной литературе существует множество определений управленческого консультирования. С целью более полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности  целесообразно проанализировать изменения существующих формулировок управленческого консультирования во времени (табл. 1.1).

Таблица  1.1

Определение понятий управленческого консультирования (УК)

Определения

Авторы

Дата

1.

Любая форма оказания помощи в отношении  содержания, процесса или структуры  задачи или серии задач, при которой  консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это [3].

Фриц Стееле

1975

2.

Консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных  лиц, которые помогают организации-заказчику  выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений [4].

Лэрри Грейнер, Роберт Метцгер

1983

3. 

 

 

Высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области [5].

Чакыров К.

1986


Продолжение таблицы  1.1

4. 

 

 

Разновидность экспертной помощи руководителям  организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях [6].

Рапопорт В.Ш.

1988

5. 

 

 

Деятельность и профессия, его  содержанием является помощь руководителям  в решении их проблем и во внедрении  достижений науки и передового опыта [7].

Юксвярав Р.К.

1988

6. 

 

 

Услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными  специалистами (консультантом или  их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе  и практическом решении управленческих и производственных проблемах [8].

Прокопен-ко И.

 

1988

7. 

 

 

Услуга, оказываемая консультантом  с целью помочь предприятию в  диагностике, анализе и практическом решении проблем [9].

Комаров В.Ф.

1988

8.

Определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения [10].

Ученый совет МЭ и ОПП СО АН

1988

9.

Разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является помощь руководителям в решении проблем управления социальными системами (предприятие, учреждение, город, отрасль, регион и т.д.) [11].

Краткий словарь по социологии

1989

10.  

Эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта [12].

Елмашев О.К.

1989

11. 

 

 

Профессиональная служба, которая  помогает менеджерам анализировать  и решать практические проблемы и  переносить опыт успешного управления с одного вида деятельности на другой [13].

Кубр М. 

1992

12.

Профессиональная помощь со стороны  специалистов по управлению хозяйственным  руководителям и управленческому  персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и  функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений [14].

Посадский А.П.

1995

13.

Разновидность экспертной помощи в  области управления, оказываемой  специалистом с особой квалификацией  по совершенствованию управления [15].

Пригожин А.И.

1995

14. 

 

 

Обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или  другими ресурсами, помогающими  ему в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы [16].

Ассоциация "Укрконсалтинг"

1996

15.

Сервис, обеспечивающий клиента независимым  и объективным советом, и предоставляемый  специализированной компанией или  специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента [17].

Саврук А.

1998


В большинстве формулировок, приведенных в таблице 1.1, выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик консалтинговой деятельности, однако каждая из них фиксирует лишь определенную сторону консалтинговой деятельности.

Среди официальных консалтинговых ассоциаций, сущность консультирования определяется более единогласно. Так, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: “Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации” [18]. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

Во всем многообразии подходов к определению управленческого консультированию, можно выделить два основных направления. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Второе направление рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. С течением времени оба эти направления развивались и изменялись, дополняя и объясняя друг друга [19]. 

Если считать два эти направления взаимодополняющими и максимально учесть все подходы к определению консультирования, можно предложить синтезированное определение. Управленческое консультирование - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом [20].

В зависимости от содержания и уровня сложности ситуации, в  которой оказалось предприятие  Клиента, Консультанта приглашают для  решения трех типов проблем:

  • для исправления создавшейся ситуации на предприятии (задача на исправление)
  • для улучшения существующей ситуации (задача на усовершенствование)
  • для формирования совершенно новой ситуации (задача на создание).

Во всех трех случаях  взаимодействие Клиента и Консультанта начинается с того, что какое-то условие, какая-то ситуация или какие-то показатели деятельности предприятия признаются Клиентом и Консультантом неудовлетворительными и есть возможность их изменить в лучшую сторону с помощью советов и рекомендаций Консультанта. И потому, как завершение взаимодействия, все изменения на предприятии, предложенные независимым Консультантом, должны способствовать улучшению качества управления предприятием Клиента, улучшению управления функциональными областями предприятия и процессами на предприятии.

Цель управленческого консультирования заключается в оказании помощи и содействия Клиенту в решении управленческих проблем, возникших на предприятии Клиента [21].

Реализация этой цели происходит через выполнение ряда задач:

  • провести анализ создавшейся ситуации на предприятии Клиента;
  • выявить причины создавшейся ситуации;
  • сформулировать рекомендации по устранению причин и соответствующему изменению создавшейся ситуации;
  • сформулировать план мероприятий по реализации разработанных рекомендаций.

Процесс решения указанных  задач обычно подразделяют на несколько этапов [13]:

  1. Подготовительный  этап:
    1. осуществление первого контакта с клиентом, при котором выявляется готовность первого лица (руководителя) к проведению изменений;
    2. проведение первоначального выявления проблемных областей;
    3. постановка предварительного диагноза проблемы;
    4. постановка задач и составление плана;
    5. разработка предложений клиенту относительно задания;
    6. подписание контракта на консультирование.
  2. Диагностический  этап:
    1. выявление проблемы и структурирование проблемного поля;
    2. определение возможностей решения проблем (внутренний потенциал, внешние ресурсы и т.п.);
    3. выявление кандидатур для малых референтных групп.
  3. Этап  выработки  решений:
    1. выявление круга наиболее актуальных и приоритетных проблем;
    2. разработка вариантов решения приоритетных проблем;
    3. оценка альтернативных вариантов;
    4. подбор членов оргструктуры для участия в процессе решения проблем;
    5. проектирование программы осуществления решений.
  4. Этап  разработки реализационных программ:
    1. решение конкретных задач повышения производительности;
    2. изменение уровня организационного развития;
    3. повышение адаптивных возможностей организации к изменениям внешней среды;
    4. оказание помощи в реализации разработанных программ;
    5. контроль и корректировка хода реализации программ;
    6. обучение кадрового состава.
  5. Заключительный  этап:
    1. оценка полученных результатов;
    2. составление конечного отчета;
    3. определение направлений дальнейшей работы;
    4. расчет по обязательствам;
    5. уход консультанта.

Информация о работе Использование экономико-матнематических методов и моделей в упраленческом консультировании