Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:48, реферат
Важно отметить, что математика в экономике - это не просто применение числовых примеров для иллюстрации каких-либо экономических положений. Это математическое исследование экономических проблем, использование числового материала для выявления экономических зависимостей и закономерностей.
С помощью математики можно спроектировать такую экономическую систему, которая обеспечит наилучшее решение экономических задач, наилучшее использование всех ресурсов предприятия (трудовых, информационных и т.д.) для достижения поставленных целей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
ПОНЯТИЕ ЭКНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УКПРАВЛЕНЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Общие направления 12
Линейное программирование 15
Имитационное моделирование 17
Теория массового обслуживания 19
Теория принятия решений 22
Оценка бизнеса 26
Теория игр 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Экономико-математическая модель любой задачи линейного программирования включает:
Решение задачи состоит в нахождении т.н. оптимального плана – такой комбинации переменных, при которой целевая функция достигает экстремума.
Существует ряд методов
решения задач линейного
Основным программным продуктом, существенно облегчающим решение ЗЛП является MS Excel.
3.3 Имитационное моделирование
Существуют объекты и системы, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае аналитическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.
Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.
Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте) [25].
К имитационному моделированию прибегают, когда :
Цель имитационного
моделирования состоит в
Существует три вида имитационного моделирования:
2) Дискретно-событийное моделирование — подход к моделированию, предлагающий абстрагироваться от непрерывной природы событий и рассматривать только основные события моделируемой системы, такие как: «ожидание», «обработка заказа», «движение с грузом», «разгрузка» и другие. Дискретно-событийное моделирование наиболее развито и имеет огромную сферу приложений — от логистики и систем массового обслуживания до транспортных и производственных систем. Этот вид моделирования наиболее подходит для моделирования производственных процессов и лежит в основе теории массового обслуживания. Основан Джеффри Гордоном в 1960-х годах [25].
3) Системная динамика — парадигма моделирования, где для исследуемой системы строятся графические диаграммы причинных связей и глобальных влияний одних параметров на другие во времени, а затем созданная на основе этих диаграмм модель имитируется на компьютере. По сути, такой вид моделирования более всех других парадигм помогает понять суть происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями. С помощью системной динамики строят модели бизнес-процессов, развития города, модели производства, динамики популяции, экологии и развития эпидемии. Метод основан Джеем Форрестером в 1950 годах [25].
3.4 Теория массового обслуживания
Многие экономические организации и системы, получающие прибыль за счет обслуживания клиентов, можно достаточно точно описать с помощью совокупности математических методов и моделей, которые получили название теории массового обслуживания (ТМО).
Теория массового обслуживания
Системы массового обслуживания (СМО) — это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания.
С позиции моделирования процесса массового обслуживания ситуации, когда образуются очереди заявок (требований) на обслуживание, возникают следующим образом. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания.
Цикл функционирования системы массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени.
Примерами систем массового обслуживания могут служить магазины, банки, ремонтные мастерские, почтовые отделения, посты технического обслуживания автомобилей, посты ремонта автомобилей, персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач, аудиторские фирмы, отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий, телефонные станции и т.д.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимости между факторами, определяющими функциональные возможности системы массового обслуживания, и эффективностью ее функционирования. В большинстве случаев все параметры, описывающие системы массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим системам.
Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются [26]:
Структура обслуживающей системы определяется количеством и взаимным расположением каналов обслуживания (механизмов, приборов и т. п.). Прежде всего следует подчеркнуть, что система обслуживания может иметь не один канал обслуживания, а несколько; система такого рода способна обслуживать одновременно несколько требований. В этом случае все каналы обслуживания предлагают одни и те же услуги, и, следовательно, можно утверждать, что имеет место параллельное обслуживание.
В качестве основных критериев эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать [26]:
Независимо от характера
процесса, протекающего в системе
массового обслуживания, различают
два основных вида СМО:
1. Системы с отказами, в которых заявка,
поступившая в систему в момент, когда
все каналы заняты, получает отказ и сразу
же покидает очередь.
2. Системы с ожиданием (очередью), в которых
заявка, поступившая в момент, когда все
каналы обслуживания заняты, становится
в очередь и ждет, пока не освободится
один из каналов.
Теория массового обслуживания позволяет оптимизировать работу СМО и повысить их экономическую и социальную эффективность.
3.5 Теория принятия решений
Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений [27].
Принятие решения —
это процесс рационального или
иррационального выбора альтерн
Несмотря на растущее число фактов, подтверждающих то, что многие решения в бизнесе не являются по-настоящему рациональными, приверженность теории принятия решений сохраняется. Модели принятия решений предполагают, что тщательно обработанный массив информации позволит людям учиться на опыте других и принимать более точные решения. Такие модели опираются на ряд допущений о поведении людей в конкретных ситуациях, что позволяет математикам выводить формулы на основе теории вероятности. Среди таких инструментов принятия решений — анализ затрат и результатов, который должен помочь руководителям оценивать различные варианты.
Одну из наиболее известных и полезных моделей принятия решений предложили Чарлз Х. Кепнер и Бенджамин Трего. В 1958 г. в Принстоне они основали международную консалтинговую фирму Kepner-Tregoe Inc., обучавшую компании преодолевать проблемы и принимать решения. В книге «The Rational Manager» («Рациональный руководитель») Кепнер и Трего выделили три основных компонента эффективного принятия решений [27]: