Использование экономико-матнематических методов и моделей в упраленческом консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Важно отметить, что математика в экономике - это не просто применение числовых примеров для иллюстрации каких-либо экономических положений. Это математическое исследование экономических проблем, использование числового материала для выявления экономических зависимостей и закономерностей.
С помощью математики можно спроектировать такую экономическую систему, которая обеспечит наилучшее решение экономических задач, наилучшее использование всех ресурсов предприятия (трудовых, информационных и т.д.) для достижения поставленных целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 4
ПОНЯТИЕ ЭКНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УКПРАВЛЕНЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Общие направления 12
Линейное программирование 15
Имитационное моделирование 17
Теория массового обслуживания 19
Теория принятия решений 22
Оценка бизнеса 26
Теория игр 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

эмм.doc

— 276.00 Кб (Скачать)
  • качество решения относительно требующих внимания факторов;
  • качество оценки альтернатив;
  • качество понимания того, что могут дать альтернативы.

В число основных элементов  их методики анализа решений входят: описание проблемы; идентификация целей (обязательных или желательных критериев); поиск альтернатив и оценка последствий выбранного варианта. Метод Кепнера-Трего (К-Т) можно коротко описать следующим образом:

  • формулировка решения, определение уровня принятия решения (по мнению авторов модели, это лучше всего делать в группе);
  • постановка целей и деление их на «обязательные» и «желательные» («желательные» оцениваются по степени важности по шкале от 1 до 10);
  • разработка и оценка альтернатив. Если альтернатива не отвечает критериям «обязательности», то она отвергается. Для оставшихся альтернатив вычисляются коэффициенты на основании критерия «желательности»;
  • оценочный балл для каждой альтернативы выводится из суммы коэффициентов, помноженной на соответствующий показатель по шкале от 1 до 10. Альтернатива, набравшая максимальное количество баллов, считается предварительным вариантом решения;
  • предварительный вариант изучается в свете оценки связанных с ним рисков, не поддающихся количественному определению. Если такой риск кажется слишком высоким, этот вариант следует отклонить и рассмотреть следующую за ним альтернативу.

Другим подходом является м

одель «мусорной корзины». Такое название получила модель принятия решений в  организации, впервые описанная  американским профессором Джеймсом Марчем. Метод состоит в следующем: сталкиваясь с необходимостью принятия решения, члены организации вырабатывают непрерывный поток проблем и решений. Большинство из них «выбрасываются» в «мусорную корзину», и лишь очень незначительная часть решений принимается в качестве окончательных.

В основе этой модели лежат  наблюдения Марча за поведением людей  в организации. Он выяснил, что сотрудники склонны отдавать предпочтение определенному  типу действий, так называемым «любимым решениям», применяемым практически  в любой ситуации. Это, в свою очередь, влияет как на процесс принятия решения, так и на конечный результат.

Модель «мусорной корзины» позволяет также рассматривать  организацию как набор конкурирующих  решений, дожидающихся своего часа. Тогда  решения — это то, что происходит, если в каком-либо узле возникает определенное сочетание проблем, решений и альтернатив. Тем самым окончательное решение является не более чем побочным продуктом алхимических процессов, протекающих в «мусорной корзине».

Это согласовывается  с другой идеей Марча, выдвинутой им совместно с другим американским ученым, Ричардом Сайертом: поведение организаций — это форма «организованной анархии» [28].

Японские компании придерживаются другого взгляда на принятие решений. Процесс ringisei подразумевает, что предложения циркулируют по организации и «визируются» соглашающимися сторонами. Эта система демонстрирует японский подход к принятию решений «снизу вверх» и, возможно, является наиболее известным примером коллективного принятия решений в бизнесе.

Японский подход заключается в достижении консенсуса. Поэтому любые изменения процедур и порядков, тактики или даже стратегии исходят от тех, кого непосредственно затрагивают эти перемены. Окончательное решение принимается на высшем уровне после тщательного поэтапного изучения предложения во всех секторах управленческой иерархии. Принятие решения или отказ от него является результатом соглашения, достигнутого в каждом звене. Ringi (просьба о решении) — это письменная рекомендация, побуждающая к конкретному действию. Ringi проходит путь снизу вверх по всем имеющим отношение к данной проблеме отделам, пока не попадает на стол к высшему руководству. Оно, в свою очередь, передает вниз решение о том, принимается ли в конце концов предложение или нет. Эта система позволяет всем сотрудникам участвовать в корпоративном процессе принятия решений [28].

 

3.6 Оценка бизнеса

 

Обычно для повышения  качества управления анализируются  отдельные структурные подразделения, процессы, виды продукции, направления  деятельности, в то время как необходимо исследовать всю структуру в целом с учетом внешних и внутренних взаимосвязей. Предприятие — сложная система, использующая экономические ресурсы (трудовые, природные и финансовые), меняющаяся относительно видов выпускаемой продукции (работ, услуг), методов ее производства и продажи. Анализировать одновременно все составляющие структуры возможно на основе оценки стоимости предприятия (бизнеса) [29].

Результаты оценки стоимости  сказываются практически на всех показателях деятельности предприятия. Для достижения успеха в деятельности любой компании менеджеру при принятии каждого серьезного управленческого решения надо просчитать, повысит ли его реализация стоимость компании.

Существует множество  подходов к оценке стоимости предприятия.

1.      Затратный  подход. Определение стоимости предприятия в рамках затратного подхода осуществляется по методике чистых активов, которая базируется на результатах финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия, отраженных в статьях бухгалтерского баланса как разницы между стоимостью его совокупных активов и пассивов.

Преимущество данной методики состоит в том, что, во-первых, на сегодняшний день она является официально утвержденным стандартом оценки бизнеса, во-вторых, ее использование  достаточно просто и не требует детального анализа финансово-экономической деятельности предприятия. В связи с чем, как правило, использованию этой методики отдается предпочтение в официальных инстанциях.

В состав активов, принимаемых  к расчету, включаются:

  • Внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы, за исключением фактических затрат по выкупу собственных акций у акционеров).
  • Оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы, за исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал).

В состав пассивов, принимаемых  к расчету, включаются:

  • Статья третьего раздела баланса - целевые финансирование и поступления;
  • Долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства (четвертый раздел бухгалтерского баланса);
  • Статьи пятого раздела баланса - краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства [30].

2.     Доходный подход. Оценка предприятия с применением доходного подхода осуществляется на основе доходов компании, тех экономических выгод, которые получает собственник от владения предприятием.

Оценка основана на том  принципе, что потенциальный покупатель не заплатит за долю в предприятии  больше, чем она может принести доходов в будущем.

Оценка будущих доходов  производится с учётом фактора изменения  стоимости денег во времени -  доход, полученный в настоящий момент времени, имеет для инвестора большую ценность, чем такой же доход, который будет получен в будущем.

Общая стоимость рассчитывается как сумма потоков доходов  от деятельности бизнеса в прогнозный период, приведенная к текущему уровню цен, плюс стоимость бизнеса в постпрогнозный период. 

В рамках доходного подхода  применяют в основном две методики оценки:

  • метод прямой капитализации;
  • метод дисконтирования предполагаемых потоков доходов.

2.1.          Метод прямой капитализации

Доходный подход рассматривает  бизнес как долгосрочный актив, приносящий владельцу определенный доход. Метод прямой капитализации отождествляет бизнес с финансовым активом определенного рода - бессрочной рентой. Особенностями этого актива являются:

  • неограниченный срок жизни;
  • стабильность потока денежных средств (равные годовые суммы или годовые суммы, возрастающие с постоянным темпом).

2.2.         Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов

Данный метод доходного  подхода применяют для оценки предприятий  находящихся в стадии интенсивного развития бизнеса, для оценки компаний, в отношении которых нет основания предполагать неограниченный срок жизни. Срок жизни бизнеса может быть ограничен договорами аренды, падением спроса на выпускаемую продукцию и т.д.

Согласно методу дисконтирования  денежных потоков стоимость предприятия  основывается на будущих, прогнозируемых потоках доходов.

Для готовых бизнесов длительность прогнозного периода соответствует оставшемуся эффективному сроку жизни бизнеса и  отражает возможность  прогнозирования сроков получения доходов от деятельности бизнеса с разумной степенью вероятности их получения,   без дополнительных, существенных финансовых вложений в оцениваемый бизнес.

Оставшийся эффективный  прогнозируемый срок жизни может быть ограничен сроком экономической жизни продукта, сроком экономической жизни товара, моральным и физическим износом оборудования и технологий производства, сроками аренды производственных и офисных площадей, перспективами рынка, на котором работает оцениваемый бизнес.

На величину риска  получения доходов в сторону увеличения или уменьшения влияет ряд факторов.     Учет рисков инвестирования в бизнес при определении стоимости предприятия доходным подходом производится подбором адекватной рискам ставки капитализации или дисконта, применяемой для определения текущей стоимости ожидаемых от бизнеса денежных потоков.

Ставка дисконтирования  представляет собой коэффициент, применяемый  для перевода будущих платежей или  поступлений в текущую стоимость. То есть, ставка дисконта используется для определения суммы, которую заплатил бы инвестор сегодня за инвестиционный актив, с целью получения в будущем доходов [30].

3.     Оценка стоимости бизнеса сравнительным  подходом. Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что его ценность определяется тем, за какую сумму он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Основным преимуществом  сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли - продажи  аналогичных бизнесов, метод реально  отражает спрос и предложение  на данный объект оценки, поскольку  цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке продаж готовых бизнесов.

Для определения стоимости  бизнеса  сравнительным подходом необходима достоверная рыночная информация о сделках купли - продажи готовых бизнесов, и достоверная финансовая информации о проданных бизнесах. На рынке данная информация является закрытой. 

Оценка методом сравниваемых продаж имеет свои ограничения применения. Сравнительный подход к оценке не учитывает перспектив развития оцениваемого бизнеса, по этому данным подходом целесообразно оценивать бизнесы, вышедшие на стабильную прибыль, и в отношении которых можно предполагать, что в реально прогнозируемой перспективе их деятельность не будет прекращена [31].

4.     Оценка стоимости бизнеса методом эмпирических правил. Эмпирические правила позволяют взглянуть изнутри на проблемы стоимости предприятия, компании или доли в ней, а также на вопросы обеспечения и надежности бизнеса. Тем не менее, данные о стоимости, полученные с использованием эмпирических правил, должны играть решающую роль при принятии решения только если они подкреплены другими методами оценки.

Большинство из эмпирических правил представляет собой процентное выражение величины валового дохода (объема реализации, суммы оплаченных счетов за год, годовой величины валового дохода, годового размера полученных гонораров, годовой выручки, причем все они равноценны в смысле применения эмпирических правил). Скорректированный годовой объем дохода в случае применения эмпирического правила соответствует общему денежному потоку, включая заработную плату владельца и чистую прибыль самого бизнеса. Другими словами, это величина пересмотренного, нормированного дохода, который часто называют дискреционным доходом продавца или наличными средствами компании.

Оценки, полученные вышеуказанными методами, могут различаться. Заключительным элементом процесса оценки является сравнение оценок, полученных на основе указанных методов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта. Процесс согласования учитывает слабые и сильные стороны каждого метода, определяет насколько они адекватно отражают  объективное состояние рынка. Итоговая рыночная стоимость предприятия рассчитывается как средневзвешенная величина [32].

Информация о работе Использование экономико-матнематических методов и моделей в упраленческом консультировании