Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

46 Курсовая_работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

     - принять Закон об отделении права собственности на имущество (вклады, акции) от права управления предприятием (не касаясь частных предприятий), исходя из того, что управлять предприятиями с госсобственностью должны менеджеры, а не собрания вкладчиков.

     Структура Холдинга. Дочерние предприятия будут обладать оперативной свободой ведения своего бизнеса, но при этом активно контролироваться инвестором при помощи смеси прямого контроля и компенсационных стимулов для директорского корпуса. Каждое дочернее предприятие будет иметь свой Совет директоров, в котором большинство голосов будет принадлежать холдинговой компании. Прямой контроль будет осуществлен через совет директоров, устав и оперативные процедуры. Стимул будет создан через участие работников в прибыли предприятий Холдинга.

     Балансовая  ведомость дочерних предприятий  будет состоять из их производственных активов, которые будут оценены в период создания Холдинга при помощи экспертной комиссии, а также пассивов в виде долговых обязательств и капитала вкладчика – холдинговой компании.

     Балансовая  ведомость Холдинга будет состоять из активов – капитала в дочерних предприятиях, и текущих финансовых активов. Пассивы будут представлены долговыми обязательствами, выпущенными от имени самого Холдинга и капиталом вкладчика – Национального банка.

     В течение трех лет финансовая отчетность в системе Холдинга должна быть переведена на Международный бухгалтерский стандарт (International Accounting Standards, IAS) – систему бухучета, которая используется в странах ЕС.

     Целевые финансовые показатели. Оценка работы самого Холдинга и предприятий в его структуре, принятие соответствующих, в том числе кадровых решений, будет основана на следующих параметрах:

     - процент прибыли по отношению к обороту предприятия.

     - чистая прибыль на единицу собственного капитала предприятия.

     - удельный вес части чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия, включая вклады работников.

     Процент сокращенного персонала в системе  всего Холдинга по географическому  признаку и для каждого предприятия  в отдельности, как мера, блокирующая  попытки менеджмента улучшать показатели прибыльности за счет неоправданных увольнений.

     Средняя заработная плата сотрудников предприятия, включая прибыль, распределенную между  работниками.

     Конкретные  целевые показатели будут выработаны отдельно для каждой отрасли и  с учетом социальных обязательств государства перед занятыми на предприятиях людьми.

     Финансирование, ликвидность и  риск. Поиск капитала для развития предприятий в системе Холдинга будет децентрализованным на уровне предприятий, а также централизован на уровне Холдинга. Задачей Холдинга будет являться поиск капитала на внутренних и международных финансовых рынках на условиях более благоприятных, чем они имеются для его отдельных членов. Этот капитал может быть также привлечен в виде рыночных вексельных обязательств суверенного государственного займа, для чего Правительство и Холдинг поставят своей задачей получить кредитный рейтинг признанных агентств. На финансовых рынках Холдинг будет иметь статус агентства Правительства Республики Беларусь и соответственно статус государственного займа. Другим источником капитала будет акционерный капитал, вложенный непосредственно в дочерние предприятия стратегическими вкладчиками и имеющимся бизнесом Беларуси. На первом этапе (до 2 лет) развития Холдинга внешние вкладчики не превысят 49% акций, за исключением тех предприятий, которые являются убыточными.

     Финансовые  инвестиции дочерних предприятий будут  контролироваться Холдингом, как и  их текущая ликвидность, чтобы избежать ситуаций нехватки текущих средств. Дочерние предприятия будут иметь  возможность самостоятельно брать кредит или выпускать вексельные обязательства, но только после одобрения Холдинга в соответствии с несложной процедурой, учрежденной Советом директоров. Размещение акций дочерних предприятий на рынках ценных бумаг будет возможным также после одобрения на уровне Холдинга. Постепенное сокращение государственной собственности через прямое частное акционирование предприятий будет одной из главных задач холдинговой компании (Холдинг поглотит функцию госимущества). Как максимальная задача может быть принята такая, когда бы за 5 лет 70% госсобственности предприятий Холдинга было бы преобразовано в частно-акционерную и частную форму собственности.

     Консультативная группа. Холдинг также создаст централизованную группу консультантов-экспертов для анализа проблем дочерних предприятий и оказания помощи им в планировании и исполнении прибыльных стратегий. Ведущие консультативные фирмы мира могут быть привлечены для этих задач.

     Стратегические  финансовые решения – инвестиции, капитализация, инъекция ликвидности, ликвидация. С момента создания структуры и ежеквартально, Холдинг будет анализировать прибыльность и возврат на капитал. В момент создания Холдинга, руководство дочерних предприятий будет приглашено подать бизнес-план своего предприятия на 5 лет и определить необходимый для этого капитал и оперативные меры. По мере хода их реализации, руководство Холдинга будет оценивать работу дочерних предприятий в соответствии с показателями, описанными выше и планировать дальнейшие действия в соответствии с результатами. Холдинг будет иметь право при взаимодействии с министерствами и госкомитетами заменять руководство предприятий или принять финансовые меры, включая продажу предприятий целиком или по частям или используя процедуры банкротства, в соответствии с Законом о банкротстве.

     Учет  и контроль. Холдинг также создаст единую систему финансовой отчетности, которой должны будут следовать все предприятия группы. Холдинг учредит отдел внутреннего аудита для периодической проверки отчетности дочерних предприятий и пригласит внешнего аудитора, из числа крупнейших международных аудиторских фирм. Холдинг будет ежеквартально публиковать в прессе текущую и балансовую ведомость всех предприятий и детальный ежегодный отчет для Национального банка и Правительства.

     Внешние связи. Холдинг учредит отдел внешних экономических связей, в задачи которого будет входить распространение информации о возможностях инвестиций и сотрудничества с предприятиями системы, контактов с инвесторами в стране и за рубежом в координации с министерством иностранных дел, а также стимулирование развития прямых контактов с инвесторами на уровне дочерних предприятий.

     Социальный  эффект. Реконструкция устаревших «советских» предприятий неизбежно вызовет необходимость сокращения и переквалификации персонала. Обеспечение пострадавших социальной поддержкой и возможностями переквалификации будет являться задачей особой программы, отдельной от Холдинга при помощи структуры, обладающей отдельным бюджетом. Холдинг также будет отвечать за поиск работы, по мере возможности, на других предприятиях в своей структуре в порядке, установленным Законом. Однако Холдинг не будет иметь обязательств непременно трудоустроить сокращенный персонал. Такое требование не позволило бы ему выполнить свою главную задачу – реформирование и улучшение конкурентоспособности и рентабельности государственной части экономики страны. 

заключение 
 

     Анализ  мирового социально-экономического развития свидетельствует об эффективности  функционирования рыночных систем. Однако эта эффективность является не только результатом «невидимой руки» рынка. Она, как показала практика, достигается путем более сложного взаимодействия рыночных, государственных, общественных, семейных и других общественных институтов и механизмов. Более того, в современных условиях данная эффективность и механизмы, ее обеспечивающие, претерпевают значительную трансформацию.

     В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно  предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.

     Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность.

     Практика  показывает, что рынок и государство  не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество.

     Особым  фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы.

     Но  преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства

     Государственный сектор – это не только предприятия  и учреждения, находящиеся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства. Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

     Государственная экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

     В настоящее время в большинстве  стран с транзитивной экономикой медленно, но верно складывается система взаимодействия двух секторов национальной экономики – частного и государственного. В развитых странах данные два сектора находятся в состоянии постоянной конкуренции, что не позволяет «расслабиться» ни тому, ни другому сектору. Более того, чем эффективнее механизм взаимодействия и конкуренции государственного и частного секторов, тем, как правило, эффективнее и сама национальная экономика

     К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция.

     В Республике Беларусь позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, на транспорте и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Республика Беларусь идет в общем русле развития мировой экономики.

     Реформирование  государственной собственности, рассматриваемой с точки зрения реализации государственного предпринимательства, возможно при использовании форм партнерства государства и частного бизнеса. В последнее время данные формы применяют разные страны в отраслях, которые находятся в государственной собственности и государственном управлении (например, электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах и др.). Хотя предприятия этих отраслей не могут быть приватизированы по причине их социально-политической значимости, в государственном бюджете недостаточно средств для обеспечения даже их простого воспроизводства. С целью решения этой проблемы в хозяйственной практике применяется концепция партнерства государства и частного сектора (ПГЧС).

     В современном понимании такое  партнерство представляет собой институциональный альянс между государственной властью и частным бизнесом для реализации национальных и международных масштабных общественно значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. 
 
 

 

список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Изменения  и дополнения: Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 6. – 2/1648.
  2. Балацкий, Е.В. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования / Е.В.Балацкий// Государство и управление. – 2002. – № 8. – С. 40–46.
  3. Балацкий, Е.В. Типология приватизационных циклов // Общество и экономика / Е.В.Балацкий, Н.Н.Екимова. – 2007. – № 9–10. – С. 66–85.
  4. Вотинова, Е.М. Реализация государственной формы собственности в контексте мирового опыта / Е.М.Вотинова // Вопросы экономики. – 2006. – № 11. – С. 29–34.
  5. Виссарионов, А. Государственный сектор белорусской экономики: контуры бюджетного регулирования / А.Виссарионов, И.Федорова // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 1. – С. 30–41.
  6. Демидова, Л. Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) / Л.Демидова // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 4. – С. 44–51.
  7. Король, А. Концепция преобразования государственного сектора экономики Республики Беларусь / А.Король, И.Анташкевич // электронный ресурс: www.bsdp.org
  8. Курманова, Л.В. Концессионный механизм как инструмент реализации государственно-частного партнерства / Л.В.Курманова // Проблемы управления. – 2008. – № 4. – С. 197–201.
  9. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3) / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  10. Макроэкономика / И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонов и др.; Под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343 с.
  11. Национальная экономика Беларуси / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В. Богданович (и др.); под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  12. Новикова, И.В. От государственного регулирования к частно-государственному партнерству / И.В.Новикова // Проблемы управления. – 2008. – № 2. – С. 78–83.
  13. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И.Лученок, О.Л.Шулейко, О.И.Румянцева, М.В.Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 156 с.
  14. Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж.Ю.Стиглиц / Пер. с англ. – М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  15. Фадеев, В. Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы / В.Фадеев // БНПИ. – 2008. – № 9. – С. 71–73.
  16. Экономика / Под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 840 с.
  17. Экономическая теория (Общие основы) / М.И.Плотницкий, М.К.Радько, Г.А.Шмарловская и др.; под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.
  18. Экономическая теория. В 3-х ч. Часть 3. Макроэкономика / Э.А.Лутохина (и др.); под общ. ред. Э.А.Лутохиной. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 327 с.
  19. Якобсон, Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика / Л.И.Якобсон. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.

Информация о работе Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике