Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

46 Курсовая_работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

     Как правило, госсектор доминирует в  определенных базовых отраслях, хотя степень государственного участия  в них может варьироваться. В Италии, например, крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии. В Великобритании госсектор доминирует в угольной промышленности и ядерной энергетике. Во Франции его роль наиболее значительна в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении.

     В Республике Беларусь позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, на транспорте и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Республика Беларусь идет в общем русле развития мировой экономики.

     Наличие крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики. В нашей стране государство, формируя наиболее рациональную структуру госсектора в промышленности, устанавливает контроль прежде всего над крупными компаниями, занимающими ведущие позиции в новых и новейших наукоемких отраслях. В результате оно получает возможность определять направления и контролировать развитие стратегически важных отраслей производства в интересах всего общества [5; c. 38].

     Существование подотчетных государству крупных компаний облегчает процесс регулирования, перенося центр тяжести на методы «точечного» управления отдельными предприятиями. Однако Республика Беларусь, к сожалению, в ходе приватизации постепенно теряет подобные преимущества, но пока еще эти возможности достаточно широки, что предполагает активизацию средств корпоративного управления государственными компаниями.

     Государственно-частное  партнерство: понятие, формы и перспективы  реализации в Республике Беларусь. Переходный период в экономическом развитии Беларуси характеризуется определенными процессами. В рамках построения экономики постиндустриального типа, с одной стороны, происходит изменение уже сложившихся отношений, с другой – идет постоянный поиск новых направлений развития. И в данном контексте актуально изучение проблем, связанных с содержанием отношений, становлением новых форм собственности, а также реформированием государственной собственности, поскольку государство является крупнейшим собственником и играет в современных условиях важную роль. Безусловно, в процессе реформирования государство не откажется от всей своей собственности, поэтому речь должна идти о создании и использовании механизмов, которые приведут к повышению эффективности той собственности, которая останется у него в наличии.

     В результате проведенного анализа современных концепций государственной собственности, как зарубежных, так и отечественных становится очевидным, что, с одной стороны, каждая из них стремится раскрыть сущностные черты, определить роль государственной собственности в современной социально-экономической системе и направления ее реформирования, а с другой – в силу присущей всем теориям субъективности и некоторой ограниченности, связанной с абстрагированием от частных факторов, данные концепции лишь частично раскрывают механизмы реформирования государственной собственности [8; c. 197].

     Государственная собственность представляет собой  сложный социально-экономический  феномен, относящийся к числу  фундаментальных основ экономической системы. Специфика государства заключается в том, что оно берет на себя защиту существующего социально-экономического строя, выполняя при этом разные функции. С одной стороны, оно является институтом, который реализует важную социальную функцию – предоставляет общественные блага; с другой – представляет группы лиц, которые посредством государственного аппарата достигают своих целей; с третьей – выступает как экономический агент, занимаясь государственным предпринимательством [2; c. 44].

     Реформирование  государственной собственности, рассматриваемой с точки зрения реализации государственного предпринимательства, возможно при использовании форм партнерства государства и частного бизнеса. В последнее время данные формы применяют разные страны в отраслях, которые находятся в государственной собственности и государственном управлении (например, электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах и др.). Хотя предприятия этих отраслей не могут быть приватизированы по причине их социально-политической значимости, в государственном бюджете недостаточно средств для обеспечения даже их простого воспроизводства. С целью решения этой проблемы в хозяйственной практике применяется концепция партнерства государства и частного сектора (ПГЧС).

     В современном понимании такое партнерство представляет собой институциональный альянс между государственной властью и частным бизнесом для реализации национальных и международных масштабных общественно значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Такие альянсы создаются на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта. Государство отказывается от затратных форм ведения хозяйства, перекладывая функции владения и пользования своей собственностью на частный сектор, который, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство организационный опыт, «ноу-хау», инвестиции и минимизирует риски предпринимательской деятельности. Из всего многообразия экономических функций государства одной из главных является создание экономических, политических и правовых условий субъектам хозяйствования для формирования институциональной среды, составной частью которой являются институты партнерства.

     Государственно-частное партнерство может быть представлено разными формами. Это могут быть контракты, заключаемые с частными компаниями, на выполнение работ и оказание услуг (на управление, оказание технической помощи, инвестиционные и т.д.). В качестве форм партнерства рассматривают и арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования и т.п.

     К формам партнерства государства и частного сектора относят соглашения о разделе продукции (СРП). Такие соглашения являются договором, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела. Еще одной широко распространенной формой партнерства являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий [15; c. 71].

     Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

     Государственная собственность:

     1) контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; поставка продукции для государственных нужд;

     2) контракты технической помощи;

     3) контракты на управление;

     4) лизинг (аренда);

     5) соглашения о разделе продукции (СРП);

     6) инвестиционные контракты;

     7) концессии различных типов;

     8) акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия).

     Частная собственность:

     1) различные варианты контрактной системы;

     2) концессии и близкие к ней формы;

     3) совместные предприятия, типы которых зависят от степени участия государства и организационных форм [15; c. 72].

     Наиболее  распространенной за рубежом формой партнерства государства и частного сектора при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Развитые страны мира, имея более чем вековую практику использования концессий в добывающей промышленности, лесопользовании и инфраструктурных комплексах, эволюционно перешли к широкому применению концессий в 1990-х гг. Концессии связаны с процессами реструктуризации национальных экономик и представляют собой косвенную (частичную) приватизацию определенных функций на объектах государственной собственности. Стратегические вопросы ценообразования, тарифной политики, безопасности, экологии государство оставляет за собой, а бизнесу передаются конкретные текущие хозяйственные проблемы (управление объектом, процесс закупок, строительство, маркетинг и т.п.). Таким образом, государство решает ряд проблем, связанных с высокой нагрузкой по субсидированию убыточных отраслей инфраструктуры, низкой эффективностью ведения хозяйственной деятельности, кадровой политикой [6; c. 198].

     Концессии являются гибкой, комплексной, более  прогрессивной и развитой формой ПГЧС на современном этапе:

     а)  они имеют долгосрочный и многоцелевой характер, что позволяет осуществлять долгосрочное прогнозирование и планирование;

     б)  в концессиях частный сектор обладает более высокой степенью свободы в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений;

     в)  у государства остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессий и закона;

     г)  в концессионных проектах риски перераспределяются между всеми участниками, что существенно повышает жизнеспособность проекта. В настоящее время концессионная форма управления государственным имуществом используется более чем в 120 странах мира.

     По  данным Всемирного банка, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на концессии приходится более 66% заключаемых государством контрактов в сфере транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты) [12; c. 79].

     Правовой  статус концессий. Исторически правовой статус концессий эволюционировал от административного акта к публично-правовому договору. В эпоху их становления (XVII–XVIII вв.) государство выдавало частной компании-концессионеру документ на владение и пользование государственной собственностью. Это были односторонние административные акты государства, не содержащие регламентации прав и обязанностей сторон. Аналогом концессий той поры является используемая и сейчас во всем мире лицензионная система [15; c. 72].

     Со  временем в тех странах, в которых  складывались развитые правовые нормы по обеспечению функционирования рыночной экономики, институты защиты прав собственности и имущественных прав (Канада, США, Австралия, страны ЕС и др.), широкое применение получило публично-правовое законодательство. Под действие этого законодательства подпадают объекты государственной собственности: природные ресурсы, общественные службы, монополия государства на отдельные виды деятельности.

     В соответствии с законодательством  развитых стран эти объекты составляют публично-правовую собственность, которая  принадлежит обществу в целом. Публично-правовой статус концессий требует в договорной форме строгого определения условий, на которых концессионер обслуживает население. При этом контроль над соблюдением условий концессионного договора всесторонний и тщательный, а используемые меры административного воздействия варьируются от приостановления и отмены неправильных действий до принудительного управления концессионным предприятием и досрочного его выкупа.

     Правовые  и экономические  особенности перехода к концессиям в Беларуси. Комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, коммунальное хозяйство и т.д.) является уязвимым местом белорусской экономики, источником возможных структурных кризисов. Основные фонды изношены, не наблюдается массированного притока инвестиций в эти сферы. Причинами такой ситуации, помимо вышеперечисленных, являются высокие риски инвестирования при отсутствии гарантий государства; институциональная неготовность государства-собственника к передаче определенных прав на инфраструктуру бизнесу в рамках ПГЧС.

     В Беларуси формы ПГЧС представляют собой  относительно новый инструмент. На сегодняшний день на практике используются заключение контрактов, лизинговых соглашений и создание государственно-частных предприятий. Наиболее гибкая, комплексная и распространенная в мировой практике концессионная деятельность не развита, хотя первые шаги к переходу на концессионные формы управления государственной собственностью уже сделаны. Понятие «концессия» для белорусского законодательства является сравнительно новым. В 1991 г. законами Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» инвесторам было дано право вкладывать финансовые и материальные средства в определенные указанными законами объекты, среди которых значились земля и другие природные ресурсы. При этом термин «концессия» не использовался. С принятием Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 октября 2001 г., был законодательно закреплен институт концессий: введен термин «концессия»; определены порядок и условия заключения и выполнения условий концессионных договоров, сроки концессий, а также ряд других положений.

Информация о работе Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике