Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

46 Курсовая_работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время в соответствии с Инвестиционным кодексом разрабатывается  нормативно-правовая база, регламентирующая концессионную деятельность. Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 44 «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию» утвержден первый перечень объектов: месторождений гипса, железной руды и бентонитовых глин, которые могут быть переданы в концессию национальным и зарубежным инвесторам [8; c. 200].

     Следует отметить, что законодательная работа ведется практически во всех странах с переходной экономикой: идут активные поиски институциональных структур для введения концессионных форм. В законотворческой деятельности в области концессий Беларусь не может опереться в полной мере на опыт развитых стран мира, поскольку там концессионное законодательство разрабатывалось в течение длительного времени, врастало в общий кодекс административных законов, которые регламентировали формы государственного регулирования предпринимательской деятельности и приводили к эволюционному изменению отношений государства и частного сектора.

     На  сегодняшний день важным является создание замкнутой правовой базы по концессиям: разработка правовых документов республиканского и местного уровня в контексте единой концепции, с использованием одного понятийного аппарата, согласованной терминологии и унифицированных подходов к отдельным аспектам проблемы (сроки концессии, размеры концессионных платежей, субъекты их присвоения и т.п.).

     При достаточной очевидности преимуществ  использование концессионных форм управления государственным имуществом сталкивается с рядом серьезных препятствий: не разработаны методики расчета экономической эффективности концессионных проектов; отсутствуют научно обоснованные исследования концессионной деятельности в целом и в отдельных отраслях в частности; не проработаны социально-экономические последствия использования концессионных соглашений; отсутствует координирующий и регулирующий орган (нет единой концептуальной основы); недостаточно специалистов в сфере государственного управления, способных составлять и вести долгосрочные проекты партнерства.

     Концессионная деятельность как одна из форм партнерства  государства и частного сектора представляет собой комплексное, гибкое, реальное с точки зрения практической реализации, более прогрессивное направление реформирования государственной собственности, актуальное для Республики Беларусь. Концессии в данном контексте являются универсальным средством решения экономических проблем вне зависимости от базисных характеристик общества (культурных традиций, политических, идеологических и других социальных аспектов). Вместе с тем для внедрения в практику концессий требуются создание определенных экономических, политических и правовых условий субъектам хозяйствования; формирование новой институциональной среды (в том числе доверие государственной власти и общественных институтов новому типу отношений); устойчивость экономической и политической ситуации; сильное государство, способное, с одной стороны, предоставить гарантии частному сектору, с другой – противостоять «эгоистическим» интересам бизнеса. 
 

     3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь 

     События последних лет, связанные с изменением экономических отношений Беларуси с Россией, продемонстрировали особую зависимость экономики Беларуси, и соответственно, процветания ее граждан и состояния ее общества, от промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, которые были сформированы в период СССР и по-прежнему принадлежат государству.

       Конфликт по поводу цен на  энергоносители обнажил серьезность  стоящих перед страной проблем  на ее пути превращения из  советской республики в полном смысле экономически суверенное государство. Постепенная отмена скидок на энергоресурсы и отмена Россией таможенных привилегий в случае отказа Беларуси принять рыночные отношения поставят государственный сектор в положение банкротства в достаточно короткий срок. Другого сектора, который мог бы предоставить стране альтернативные возможности развития на сегодняшний день нет. Соответственно, именно реформа государственного сектора с целью повышения его конкурентоспособности и прибыльности, является главной частью программы экономических реформ. Другие меры также важны, однако они не возымеют эффекта, или могут принести вред, если не будет решена проблема, стоящая перед государственным сектором, унаследованным от СССР и неприспособленным к современным экономическим условиям.

     Особенности государственного сектора  экономики Беларуси. Помимо общего низкого уровня производительности и рентабельности государственного сектора он имеет особую зависимость от внешней торговли. Созданный после второй мировой войны как сборочный и переработочный цех СССР, работая на энергии и деталях, поставляемых в основном из России, этот комплекс поставлял туда готовую продукцию. В рамках СССР это не являлось проблемой. Однако, когда Беларусь стала независимой страной, поставки энергии и комплектующих в страну и готовых товаров из страны превратились в импорт и экспорт. В результате, национальный продукт Беларуси ныне весьма зависит от внешней торговли и соответственно от конъюнктуры внешних рынков, прежде всего России, так как на рынках других стран большинство товаров из Беларуси не является конкурентоспособными в их нынешнем виде [7].

     Беларусь  находится на пятом месте среди  индустриальных стран по уровню внешней  торговой зависимости. Наша страна постоянно  имеет отрицательное торговое сальдо около 5–6% от ВВП. Отрицательное торговое сальдо, согласимся, допустимо в течение некоторого времени, когда в стране обновляется запас промышленных мощностей, которые покупаются за рубежом, как в Чехии (5%) и Эстонии (12%).Но в отличие от этих стран, Беларусь не является активным импортером современного оборудования и технологий и имеет низкий уровень инвестиций. А если принять в учет скидки на импорт энергоносителей в Беларусь, при мировых ценах на нефть и газ, то отрицательный торговый баланс страны достигает 15–20%.

     Отрицательное сальдо Беларуси говорит о том, что  механизм переработки энергии и  комплектующих в готовые товары в экономике Беларуси не является рентабельным. Даже при наличии дешевой  энергии и беспошлинного экспорта в Россию, экономика страны производит меньше, чем она потребляет. То есть экономика Беларуси является убыточной и де-факто содержится за счет российских дотаций. Кроме того, вплоть до 50% экспорта готовых белорусских товаров отправляется в Россию, в то время как около 30% экспорта Беларуси в ЕС также представляют собой продукты переработки российского сырья. Таким образом, фактически Россия занимает около 80% во внешней торговле Беларуси.

     Несмотря  на такое нынешнее состояние белорусской  экономики, Беларусь имеет будущее. У Беларуси есть дополнительные преимущества, которых нет у многих стран сходной торговой ориентации, как наличие одновременно преимущества в стоимости труда и в технической, инженерно-научной квалификации и ряд других. Страна может построить так называемое «сравнительное преимущество» в мировой экономике и создать конкурентоспособную, современную базу для растущего процветания. Экономика страны, созданная как сборочный цех, научный центр и химический комбинат СССР может остаться отчасти тем же самым, сменив экономический механизм с планово-советского» на рыночный.

     Таким образом, задачей является создание системы ответственного реформирования крупного государственного сектора, развитие частного среднего и мелкого сектора  и постепенное возникновение  крупного частного сектора на новых экономических условиях.

     Предлагаемая  некоторыми белорусскими экономистами модель преобразований позволяет в  максимальном приближении к белорусским  условиям провести реформирование государственного сектора экономики безболезненно для населения, избежав социальных потерь и катаклизмов, предотвратив сползание страны к дикому, олигархическому капитализму.

     Решением  указанной задачи может стать  создание системы, при которой факт государственного владения «советским» сектором экономики Беларуси официально признан, но при этом созданы условия для того, чтобы государство взяло на себя роль ответственного владельца, представителя всего населения Беларуси, которому собственно и принадлежит государственный промышленный и аграрный сектор. Следовательно, государство должно работать в качестве собственника, которого интересует привлекательный возврат на капитал, с учетом соблюдения интересов тех, кто может пострадать по мере достижения этой прибыльности. Как собственник, государство должно предоставить возможность профессиональным управленцам – директорскому корпусу свободно управлять вверенными им предприятиями, но при наличии единой системы финансовой отчетности и контроля за тем, что менеджеры действуют в интересах собственника – населения Беларуси, а не только в своих личных. Правительство должно обеспечить такую систему оплаты управленцев и всех работников, которая создала бы соответствующий их материальный стимул в развитии предприятий. Как собственник, правительство также должно взять на себя задачу по поиску капитала для своих предприятий, а также их поддержку через содействие в поиске стратегических партнеров, приобретении технологий и квалификации, в том числе за рубежом. Сам факт государственной собственности не является препятствием для превращения предприятий Беларуси в конкурентоспособные международные фирмы, если мы будем параллельно создавать, в том числе на их основе, условия для роста частного сектора с конечным слиянием обоих секторов в современной экономической системе.

     Преобразование государственного сектора в систему автономных предприятий. Все государственные организации необходимо преобразовать в открытые акционерные общества (ОАО) и передать их акции, а также акции предприятий и организаций, где имеется доля государства, на баланс Национального банка Беларуси. Ввести поправки в устав Национального банка, вменив в его ответственность сохранение и ответственное нарастание капитала вкладчиков. Признать Национальный банк гарантом национальной собственности, которая принадлежит коллективно всем гражданам Беларуси. 
Представляется целесообразным образовать Государственную холдинговую компанию (Холдинг) «Беларусинвест», учредителем и владельцем 100% акций которой будет Национальный банк Беларуси. В распоряжение Холдинговой компании передать указанные акции государственных предприятий с целью [7]:

     - повышения конкурентоспособности предприятий, наделения их инвестиционным, оборотным капиталом и обеспечения прибыльности их работы, а также эволюционных изменений экономических отношений на микроуровне, в том числе в части прав собственности.

     - получения прибыли по акциям Холдинга в государственных предприятиях, средств от продажи предприятий государственной собственности, доходов от инвестирования средств и направления прибыли в предприятия Холдинга и бюджет страны.

     - инвестирования части резервов иностранной валюты Национального банка (стабилизационного фонда) в предприятия Холдинга.  
 - привлечения иностранных средств для инвестиций в предприятия Холдинга, а также прямых иностранных инвестиций с учетом реформирования данных предприятий.

     - эволюционного реформирования предприятий Холдинга и их структурной перестройки.

     Поддержания стабильности и упрочения курса  белорусского рубля по отношению  к твердым валютам через продажу  акций предприятий Холдинга, таким образом обеспечивая надежность белорусского рубля не только валютными резервами Национального банка, но и ликвидностью акций наиболее прибыльных и перспективных предприятий.

     - постепенного перевода государственной собственности в собственность граждан Беларуси посредством продажи акций по мере развития финансовой системы страны и реконструкции государственных предприятий.

     На  основе «Беларусбанка», «Белагробанка» и «Белинвестбанка» предлагается образовать крупный инвестиционно-коммерческий банк, «Беларусинвестбанк». Передать в его ведение белорусское почтовое ведомство. Акции «Беларусинвестбанка» передать во владение Холдинга с целью обеспечения Холдинга финансовым подразделением, которое будет осуществлять финансирование его предприятий. Присоединение почтового ведомства автоматически даст представительство банка в каждом населенном пункте страны.

     Необходимо  образовать Национальный пенсионный инвестиционный фонд на основе двух платежей работников (1. Минимальная пенсия на основе налога; 2. Обязательный взнос зарплаты на личный счет. Примечание: третий платеж по согласию работника – полностью частная система накоплений). Принять Закон об инвестировании средств Пенсионного фонда, для их сохранения и прироста, в два портфеля: в Холдинг через «Беларусинвестбанк» и прямо в «Беларусинвестбанк». Также нужно образовать в составе Холдинга департамент по реформированию предприятий сельскохозяйственного комплекса «Белагробизнес».

     Следует принять Закон о банкротстве, который определит условия, порядок  и процедуру распределения собственности предприятий. Все предприятия страны, частные и государственные, независимо от формы собственности, будут иметь одинаковые права. Холдинговая компания будет иметь полномочия и возможности избежать банкротства предприятий в системе Холдинга при помощи поиска дополнительного финансирования или реструктурирования таких предприятий.

     Беларуси  необходим закон о полномочиях, функциях, целях и ответственности  министерств, госкомитетов и процедуре  их взаимодействия с Государственной холдинговой компанией.

     Структура Государственной  холдинговой компании. Устав и руководство. Совет директоров холдинговой компании будет состоять из ряда официальных лиц, несущих ответственность за экономическое и социальное развитие страны. В Совет директоров войдут председатель Национального банка, премьер министр, министры финансов, экономики, иностранных дел, труда, а также представители национальных профсоюзов. Устав холдинговой компании должен быть оговорен Законом о государственной холдинговой компании, принятым Парламентом перед ее формированием. Совет директоров будет определять стратегию Холдинга, его цели и общую программу достижений.

     Менеджмент. Повседневное управление холдинговой компанией будет осуществляться профессиональным менеджментом, квалификация и найм которого будут оговорены законом и осуществлены Советом директоров компании. Необходимо создать условия высокой мотивации для работников предприятий Холдинга к прибыли и развитию производства. С этой целью:

     - восстановить и отредактировать Закон (отмененный в 2004-м году) о праве работников на часть чистой прибыли (через получение дивидендов по вкладам от прибыли), а также их ответственности своими вкладами за прибыльность предприятий.

     - принять Закон о наделении руководителя предприятия Холдинга правом на получение в свое владение до 10% части чистой прибыли, а также, дополнительно, правом на 15% части чистой прибыли, распределяемой им среди работников предприятия.

Информация о работе Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике