Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………
Государственные коммерческие организации. В эту группу входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).
Трудно уяснить, какое реальное содержание вкладывается в термин «полный коммерческий расчет» и в чем его принципиальное отличие от «полного хозяйственного расчета», который, несмотря на гигантские усилия аппарата, так и не был реализован за все годы господства социалистической доктрины. Как показала зарубежная практика, в определенных условиях можно добиться достаточно высокой производительности подобных предприятий.
В нашей стране едва ли можно рассчитывать на успешную работу подобной группы предприятий в условиях, когда права на управление предприятием будут (во всяком случае формально) принадлежать предприятию, а материальную ответственность за качество этого управления будет нести государство-собственник. Едва ли также может вызвать сомнение и реставрация стиля и методов управления такими предприятиями со стороны отраслевых министерств.
Государственные коммерческие предприятия будут постепенно вытесняться казенными предприятиями и АО. Тем не менее, и для этой группы предприятий необходимо разработать систему управления, обеспечивающую их эффективное функционирование [5; c. 36].
Акционерные общества с государственным капиталом. Чтобы обеспечить проведение государственной структурной и промышленной политики, органы государства должны обладать таким действенным инструментом влияния на управленческие решения АО, как закрепленный в государственной собственности пакет акций. Наличие такого пакета является необходимым, но не достаточным условием эффективного управления госсобственностью.
В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства.
Последнее
обстоятельство выводит государственные
АО из жестких последствий
- Акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны.
- Форма АО по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. Нельзя забывать, что и в государственном АО формальным собственником имущества выступает АО, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием коммерциализации деятельности предприятия.
- Само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления.
В
качестве общей цели создание АО со
100-процентным государственным капиталом
призвано решить задачу совмещения достаточно
плотной зависимости
Государственное
влияние на промышленную политику предприятия
обеспечивается отходом от традиционной
организационной структуры
Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи. Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.
В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ. В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в отличие от ранее существовавших) взаимоотношений между собственником, менеджером и трудовым коллективом.
Контрольный
пакет акций позволяет
По
действующему законодательству контрольный
пакет акций сохраняется у
государства в течение трех лет.
Считается, что в течение этого
срока АО выйдет на такой уровень
развития, при котором надобность
в управлении государства как
собственника отпадет и на предприятие
можно будет воздействовать общими методами
государственного регулирования.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
и проблемы реформирования
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1
Структура и особенности
развития государственного
сектора экономики в
Республике Беларусь.
Государственно-частное
партнерство
Формирование в Республике Беларусь жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. Обозначить болевые точки в данной области, очертить правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления госсектором, определить принципы и концептуальные положения, которыми целесообразно руководствоваться при его реорганизации, установить трудности при разработке механизма регулирования госсектора – таковы задачи данной главы.
В стране по сути сформировалась «трехсекторная модель» экономики, предусматривающая наличие государственного, муниципального и частного секторов. При разделении экономики на три сектора учитываются все хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством товаров и услуг на территории Республики Беларусь.
Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через государственные органы власти, под муниципальным – совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления. К частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Государственный и муниципальный секторы в совокупности образуют так называемый общественный сектор страны.
В зарубежной практике для обозначения границ госсектора используются, как правило, более конкретные критерии. В ряде случаев к нему относят предприятия, участие государства в капитале которых составляет более 50%, но нередко применяются и менее жесткие нормы.
В
большинстве стран Запада используется
понятие двухсекторной
Таким образом, трехсекторная модель белорусской экономики при сравнении с международной практикой имеет свои особенности.
Состав государственного сектора. Уточняя данное выше общее определение госсектора, в белорусской экономике к его хозяйствующим субъектам можно отнести [11; c. 461]:
- государственные унитарные предприятия;
- государственные учреждения;
- акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в государственной собственности и (или) собственности субъектов государства;
- дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;
- предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.
Такой состав госсектора требует дополнительного комментария.
Сегодня не все предприятия, входящие в состав государственного холдинга, подпадают под каноническую категорию дочерних. Статус головной компании интегрированных структур типа холдинга распространяется и на связанные с ней дочерние и зависимые предприятия. Однако данный принцип не затрагивает финансово-промышленные группы (ФПГ), поскольку многие из них существуют неформально, без официального закрепления статуса. Статистический учет таких неформальных интеграционных эффектов невозможен. Более того, оргструктура формальных (официально зарегистрированных) ФПГ в ряде случаев предполагает финансовую и управленческую самостоятельность входящих в их состав предприятий и организаций.
Отдельного комментария заслуживают такие формы взаимодействия государства с частным сектором, как концессия, аренда и передача в доверительное управление госсобственности. Если частная структура арендует госсобственность и с ее помощью ведет хозяйственную деятельность, то такая структура не должна включаться в состав госсектора, так как оперативное управление осуществляется частным лицом по своему усмотрению без участия государства.
Аналогичная
ситуация имеет место при концессии,
когда собственность
При
передаче госсобственности в доверительное
управление частному лицу контрольные
функции государства
Во всех приведенных примерах четко просматривается различие между госсобственностью как таковой и госсектором. Иными словами, использование госсобственности возможно в рамках как государственного, так и частного секторов. Сохранение собственности в руках государства может сопровождаться потерей функций управления производственными объектами, что является ключевым в дифференциации хозяйственных структур по признаку госсектора.
Итак,
критерием отнесения
Масштабы и отраслевые приоритеты формирования госсектора. Мировой опыт свидетельствует, что при любом политическом режиме госсектор служит ключевой экономической опорой страны и составляет важнейшую область государственного управления. Его масштабы и структура в отдельных странах зависят от состояния национального хозяйства, исторических и социальных условий и традиций. Вопрос о том, в каких отраслях участие государства наиболее целесообразно, решается в рамках конкретной модели, предполагающей определенные отраслевые приоритеты и «национальный» взгляд на роль госсектора.