Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский
государственный технологический университет»
Кафедра
экономической теории и маркетинга
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: «Государственный
сектор и формы государственного предпринимательства
в рыночной экономике»
Исполнитель: студентка II курса группы ФК-12
идентификатор
№ 09156
Руководитель: Семенчукова
Ирина Юзефовна
Витебск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость
государственного
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура
и особенности развития
в Республике Беларусь.
Государственно-частное
3.2 Актуальные
проблемы реформирования
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………… 46
Приложение А………………………………………………
введение
Государственный сектор экономики возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в Республике Беларусь.
В настоящее время в большинстве стран с транзитивной экономикой медленно, но верно складывается система взаимодействия двух секторов национальной экономики – частного и государственного. В развитых странах данные два сектора находятся в состоянии постоянной конкуренции, что не позволяет «расслабиться» ни тому, ни другому сектору. Более того, чем эффективнее механизм взаимодействия и конкуренции государственного и частного секторов, тем, как правило, эффективнее и сама национальная экономика.
Благодаря хорошо отлаженному механизму взаимообусловленного развития двух секторов формируется некий экономический цикл, который в литературе называют приватизационным циклом. Под таковым подразумевается процесс колебания доли госсектора в национальной экономике. Если указанный долевой показатель падает, то имеет место усиление роли частного сектора, что с определенной степенью условности эквивалентно формированию тенденции к приватизации экономики; в противном случае наблюдается усиление роли государственного сектора, что внешне напоминает тенденцию к национализации и деприватизации.
Пульсация размера госсектора в реальности может сопровождаться приватизацией и национализацией, а может и не быть связана с ними. Тем не менее, сам процесс изменения доли госсектора в сторону увеличения (уменьшения) с последующим уменьшением (увеличением) является приватизационным циклом, т.к. этот термин улавливает главное в рассматриваемом процессе – изменение роли госсектора.
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
Возможность и целесообразность выполнения государством своих функций собственника, предпринимателя и регулятора социально-экономических процессов в обществе тесным образом связаны с этапами его становления и развития. В зависимости от этого изменяются масштабы, пропорции, роль государственной собственности в экономике, степень охвата государством различных сегментов рынка, перечень объектов, попадающих в сферу активной деятельности или влияния государственных органов управления.
Масштабы государственного сектора в каждой из стран различны и определяются рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями в стране, современной стадией ее развития, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими, культурными и другими функциями государства.
Темой настоящей курсовой работы является государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике. Цель работы – изучение закономерностей государственного участия в экономике, эволюции взглядов на роль государства, понятия и основных характеристик государственного сектора в экономике, факторов, обусловливающих необходимость государственного вмешательства в экономику, понятия и организационно-правовых форм государственного предпринимательства, а также особенностей развития государственного сектора в экономике Республики Беларусь
Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным
методом исследования в данной курсовой
работе был сравнительный анализ информации
из различных источников, таких как учебники,
учебные пособия, специальная литература,
а также периодические издания.
1 роль государства в экономике.
Понятие
и значение Государственного
сектора
1.1
Необходимость
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А.Смит [2; c. 40].
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах [18; c. 221].
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.
Государственное
вмешательство в экономику
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная
система – это, прежде всего гибкость
и динамизм в принятии решений
производителями и
Рыночный
механизм не в состоянии разрешить
всех проблем экономического роста.
Уже в период свободной конкуренции
значительная часть производительных
сил перерастает рамки
Как известно, двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат элементы стагнации экономического развития. Это выражается, прежде всего, в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Практика показывает, что рынок и государство не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое в контексте рассуждений о рынке и государстве обычно переводится как «провалы». Встречаются и другие переводы этого экономического термина: фиаско», «несостоятельность», «дефекты».
«Провалы» рынка. «Провалами» рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.
Иными словами, «провалы» рынка – это такие ситуации, когда рыночные механизмы направляют деятельность фирм или независимых предпринимателей в такое русло, которое субъективно выгодно для них, но не оптимально или нежелательно с точки зрения всего общества. Важно подчеркнуть, что эти неоптимальные или нежелательные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких-либо посторонних причин, а результатом действия именно самого рынка.