Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной важностью активного участия государства в экономических процессах, в особенности это касается переходной экономики, какой является и экономика Беларуси.
Основным методом исследования в данной курсовой работе был сравнительный анализ информации из различных источников, таких как учебники, учебные пособия, специальная литература, а также периодические издания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль государства в экономике.
Понятие и значение государственного сектора ……………………………… 5
1.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику ………… 5
1.2 Эволюция представлений о роли государства в экономике ……………… 10
1.3 Экономические функции государства. Понятие и структура государственного сектора экономики ………………………………………… 14
2. Государственное предпринимательство:
сущность и организационно-правовые формы………………………………… 21
2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства ………………… 21
2.2 Сущность и организационно-правовые формы государственного предпринимательства в Республике Беларусь ………………………………… 23
3. Особенности развития и проблемы реформирования
государственного сектора в Республике Беларусь …………………………… 29
3.1 Структура и особенности развития государственного сектора экономики
в Республике Беларусь. Государственно-частное партнерство ……………… 29
3.2 Актуальные проблемы реформирования государственного сектора экономики Республики Беларусь ……………………………………………… 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

46 Курсовая_работа.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

     Система сбыта регулируется через государственные  закупки и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

     Регулирование рынка труда. Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

     Обеспечение социальной защиты. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

     Во  всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

     Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные  виды помощи малоимущим, и осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

     Реализация  национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

     Перечень  функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь  решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

     Однако  в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

     К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать  баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

     В последнее время появилась тенденция  передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества – ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

     Ни  одна из всех вышеперечисленных функций  не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

     Но  следует помнить, что, если государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой – продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику.

     Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

     1.  Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

     2.  Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

     3.  Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

     Основной  функцией государства в современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими процессами; управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

     При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия  в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.

     В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

     Некоторые авторы под понятием государственной  собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство – это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.

     Другие  авторы, понимают под государственной  собственностью все материальное и  нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

     Из  проведенного анализа видно, что  хотя категории государственный  сектор и государственная собственность  являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

     Вместе  с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

     В современных условиях особо следует  обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

     Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

     Итак, из всего выше перечисленного можно  сделать вывод о том государственный  сектор является определяющим и необходимым  звеном для экономики всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, государственные компании и государственные корпорации, госучреждения.

 

2. государственное предпринимательство:

сущность  и организационно-правовые формы 
 

     2.1 Мировой опыт государственного предпринимательства 

     Возникновение государственной собственности происходило, прежде всего, путем государственных вложений в создание и развитие новых отраслей производства. Процесс огосударствления особенно бурно развивался в периоды войн, кризисов перепроизводства, послевоенных экономических и политических потрясений. Так, в ходе 1-й мировой войны 1914–1918 гг. процесс огосударствления наиболее ярко проявился в Германии. В странах Антанты этот процесс шел преимущественно по линии государственного регулирования экономики и главным образом путем военного государственного контроля и финансирования правительством военного производства на частных предприятиях.

     Новую волну огосударствления вызвала «Великая депрессия» 1929–1933 гг. В это время государства проводили мероприятия по оздоровлению экономики, оказывая огромную финансовую поддержку крупнейшим банкам и предприятиям, находящимся на грани банкротства путем скупки их акций. В Италии правительство Муссолини осуществило национализацию в целях спасения обанкротившихся предприятий и банков. В 1936 г. они были скуплены и объединены в гигантский государственный холдинг – Институт реконструкции индустрии (IRI), в состав которого входили крупные машиностроительные предприятия и авиационные заводы «Альфа Ромео». В Германии в 1919–1923 гг. в государственную собственность почти полностью перешло производство алюминия, расширился круг государственных предприятий в области электроэнергетики. К концу 1933 г. в государственной собственности Германии находилось от 35% до 91% акций крупнейших банков, судоходных компаний.

Информация о работе Государственный сектор и формы государственного предпринимательства в рыночной экономике