Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение принципов формирования государственного бюджета , его структуры , основных черт. Рассмотрение бюджета как звена системы финансов и системы императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Проблемы формирования и использования государственного бюджета в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе структуры государственного бюджета , а также проблем его формирования.
Для достижения этой цели определены следующие основные задачи :
- дать понятие бюджета и определить его функции;
- выявить отличительные черты и особенности его формирования на данном этапе;
- рассмотреть проблемы, связанные с формированием и распределением государственного бюджета
- выявить отличительные черты государственного бюджета --- как самостоятельной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории 5
1.2.Функции государственного бюджета. 10
1.3.Структура бюджетной системы. 13
1.4. Принципы построения бюджетной системы. 16

2. Формирование государственного бюджета . 18
2.1.Структура и динамика доходов федерального бюджета. 18
2.2. Налоговые и неналоговые доходы. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по микроэкономике ира.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Государственный бюджет --- центральное звено финансовой системы. Его главное назначение --- с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет  служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации  имеет ряд отличительных черт: 

     1.Составление  и использование бюджета носит  ярко выраженный балансовый характер.

     Балансовый  метод при разработке бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ  складывающегося  баланса бюджета ( по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

     2.Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой органов местной власти. Развитие местного самоуправления --- экономическая основа  реализация принципа развития демократического общества.

     3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики          ( видами экономической деятельности) , субъектами  Российской Федерации и иными сферами.

     4. Бюджет страны связан со всеми  отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

     Понятие бюджета в современной его  трактовке --- не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория, выражает не только определенные денежные отношения , но и  имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде  денежных средств государства.

     Формирование  государственного бюджета  происходит как на стадии первичного  распределения  национального дохода , так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения  в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. 
 
 

     1.2.Функции  государственного  бюджета. 

      Бюджет  современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру , а также осуществления государством мероприятий , направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

      В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций : распределительную( перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную (таблица 1.1). Источник:[2,с.58] 

Таблица 1.1.

 

 
 

 
 
 

 
 

      Посредством распределительной функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства,  между производственной и непроизводственной  сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения  складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу, для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства необходимые для обеспечения им  нормального уровня жизни. Используя бюджет для  межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производственных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.

      Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышение эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент как налоги, государство может стимулировать  или, наоборот, сдерживать  развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством  определения перечня налогов , налоговых ставок  или налоговых льгот для отдельных  хозяйствующих субъектов или видов деятельности.

      Регулирование и стимулирование экономики осуществляется  также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но и без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

          Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять, насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

    Контрольная функция  бюджета проявляется  также на стадии  исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на финансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты  бюджетного финансирования — способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет вовремя скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.

    Таким образом, будучи экономической формой распределительных отношений  и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие :

    1. государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований;
    2. пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
    3. область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.)  и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и т.п.) перераспределения средств как бюджет;
    4. сфера действия распределительной функции  государственного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства;
    5. основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход. Однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
 

     1.3.Структура  бюджетной системы. 

     Бюджетное устройство и бюджетный процесс  в РФ  регламентируются положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами.

     Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете РФ на очередной финансовый год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие  федеральные  законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

     Государственная бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

 
 

 

       
 

       Свод  федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ.

       Бюджетная система страны представляет собой  основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.(таблица 1.2.) Источник:[3,с.550]

        

       Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы на основе  единой бюджетной  классификации в соответствии с принципами построения, регламентированными БК РФ. 
 
 
 
 
 

       Таблица 1.2.

                       Структура бюджетной  системы РФ.

       

                                                                     

         
 

       

         

         

       

       

       

         

         
 
 

       

       

         

         

         

       В настоящее время  в России ежегодно утверждается федеральный бюджет, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга,  бюджеты субъектов Федерации и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока не определилось, т.к.  в субъектах Федерации идет процесс формирования муниципальных образований  в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

       Новый Закон  об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации очень подробно регулирует организацию системы органов местного самоуправления, закрепляет обязательность реализации принципа разделения власти на представительную и исполнительную, необходимость формирования исполнительных органов местного самоуправления.

       Государственный бюджет --- это основной  финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых  экономических форм --- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

       1.4. Принципы построения  бюджетной системы.

   Бюджетная система Российской Федерации строится на следующих принципах:

   1.Принцип  единства бюджетной системы Российской  Федерации. Бюджеты всех уровней составляют единую бюджетную систему РФ, которая в свою очередь основывается на единой правовой базе. Принципы бюджетного процесса, порядок финансирования расходов, способы ведения бухгалтерского учета, а также формы бюджетной документации едины для бюджетов всех уровней.

   2.Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы.  Все виды бюджетных доходов,  а также полномочия по осуществлению расходов распределены между уровнями бюджетной системы.

   3.Принцип  самостоятельности бюджетов. Каждый уровень бюджетной системы самостоятельно осуществляет бюджетный процесс, имеет собственные источники доходов, полномочия по их формированию, определяет направления расходования средств соответствующего бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет: проблемы формирования и использования