Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение принципов формирования государственного бюджета , его структуры , основных черт. Рассмотрение бюджета как звена системы финансов и системы императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Проблемы формирования и использования государственного бюджета в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе структуры государственного бюджета , а также проблем его формирования.
Для достижения этой цели определены следующие основные задачи :
- дать понятие бюджета и определить его функции;
- выявить отличительные черты и особенности его формирования на данном этапе;
- рассмотреть проблемы, связанные с формированием и распределением государственного бюджета
- выявить отличительные черты государственного бюджета --- как самостоятельной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории 5
1.2.Функции государственного бюджета. 10
1.3.Структура бюджетной системы. 13
1.4. Принципы построения бюджетной системы. 16

2. Формирование государственного бюджета . 18
2.1.Структура и динамика доходов федерального бюджета. 18
2.2. Налоговые и неналоговые доходы. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по микроэкономике ира.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Местные налоги и сборы представляют собой  обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие в  местные бюджеты. Они являются методом  мобилизации финансовых ресурсов местных  органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

    В развитых капиталистических государствах местные налоги и сборы получили широкое развитие, на их долю приходится до 80% от всех поступлений в местные  бюджеты. В Российской Федерации  поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0,7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.

    Бюджеты субъектов Российской Федерации  и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы, достаточной для покрытия своих  бюджетных расходов. Недостаток средств  в бюджетах разных уровней вызывает и финансовые противоречия между регионами, которые проявляются в борьбе за регулирующие источники доходов и разного рода дотации из федерального бюджета. Более 50% поступлений в федеральный бюджет обеспечивают несколько регионов, в том числе г. Москва, Ханты-Мансийская АО, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Самарская область, Нижегородская область. Определенную роль в снижении зависимости местных бюджетов от централизованно выделяемых средств и наделения их дополнительными источниками финансирования бюджетных расходов сыграл Федеральный Закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

    В соответствии с этим Законом определены доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К ним относятся:

    1)  часть подоходного налога с  физических лиц в пределах  не менее 50% в среднем по  субъекту Российской Федерации;

    2)  часть налога на прибыль организации  в пределах не менее 5% в среднем  по субъекту Российской Федерации;

    3)  часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

    4)  часть акцизов на спирт, водку  и ликероводочные изделия в  пределах не менее 5% в среднем  по субъекту Российской Федерации;

    5)  часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10% в среднем по  субъекту Российской Федерации.

    Классификация должна быть как в налоговом кодексе

    Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право получать в  местный бюджет предусмотренные  законами Российской Федерации и  законами субъектов Российской Федерации  налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

    Конкретные  размеры минимальных долей в  процентах федеральных налогов, которые закрепляются на постоянной основе за местными бюджетами, определяются органами власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей органы власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на краткосрочной (на планируемый финансовый год) и долгосрочной (не менее чем на три года) основе.

    Подавляющая часть местных налогов и сборов поступает в местные бюджеты  и используется исключительно для финансирования расходов, предусмотренных местными бюджетами. Однако в отдельных случаях федеральным законодательством могут быть предусмотрены нормативные отчисления от местных налогов и сборов в вышестоящие бюджеты. Так, например, земельный налог зачисляется на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления, однако часть данных средств централизуется в федеральном бюджете для финансирования общегосударственных мероприятий по улучшению и восстановлению земель.

       Рассмотрим   структуру доходов  на примере консолидированного бюджета РФ за 2007 год .(таблица 2.2.) Источник:[3,с.55] 

       Таблица 2.2.

       Консолидированный бюджет Российской Федерации в 2007 году.

  Млрд. руб. В % к ВВП
Доходы  всего 10642,8 39,7
Из  них :    
Налог на доходы физических лиц 930,3 3,5
Единый  социальный налог 525,9 2,0
Акцизы  по проданным товарам ( продукции):    
Производимым  на территории РФ 253,3 0,9
Ввозимым  на территорию РФ 17,3 0,1
Налоги  на совокупный доход 103,9 0,4
Налоги  на имущество  310,9 1,2
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1187,2 4,4
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 2306,3 8,6
 
 
 

    Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

    Неналоговые доходы бюджета.

    Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

    1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

    •     средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

    •     средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    •     средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    •     средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого  обеспечения,   переданного   получателями   бюджетных  кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

    а плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    •     доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

    •     часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

      другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

    2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

    •     средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

    •     средства от продажи акций, находящихся  в собственности государства;

    •     доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

    •     доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов,  земли  и  нематериальных активов;

       иные доходы.

    3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами  государственной  власти,   органами  местного  самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

    4.   Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

    5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    6.  Иные неналоговые доходы.

    Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

    Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами. В 1998 г. произошло значительное сокращение общего объема поступлений неналоговых доходов и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП и общим кризисом российской экономики. Массовый отток иностранных капиталов с финансового и фондового рынков привел снижению рыночной стоимости государственной собственности и невыполнению программы приватизации.

    В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. 

       Рассмотрим   структуру  неналоговых доходов  на примере   бюджета РФ за 2007 год .(таблица 2.3.) Источник:[3,с.114] 

       Таблица 2.3.

       Источники неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 год.

      Млн.руб.

Источники дохода 2007 год
Возобновляемые  источники:  
Дивиденды по акциям, находящимся в федеральной  собственности 20500
Доходы  от сдачи в аренду имущества , находящегося в федеральной собственности 14700
Часть прибыли федеральных  государственных  унитарных предприятий  2500
Доходы  от сдачи в аренду земли  2000
Невозобновляемые источники:  
Доходы  от приватизации  федерального имущества( продажа имущества и пакета акций  акционерных обществ) 31500
Доходы  от продажи земли  ---
 

    Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной  классификации Российской Федерации"»  предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов РФ:

    •   налоговые доходы;

    •   неналоговые доходы;

    •   безвозмездные перечисления;

    •   доходы целевых бюджетных фондов;

    •   доходы от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности.

    При реализации межбюджетных отношений  доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее чем на 3 года), устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Информация о работе Государственный бюджет: проблемы формирования и использования