Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение принципов формирования государственного бюджета , его структуры , основных черт. Рассмотрение бюджета как звена системы финансов и системы императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Проблемы формирования и использования государственного бюджета в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе структуры государственного бюджета , а также проблем его формирования.
Для достижения этой цели определены следующие основные задачи :
- дать понятие бюджета и определить его функции;
- выявить отличительные черты и особенности его формирования на данном этапе;
- рассмотреть проблемы, связанные с формированием и распределением государственного бюджета
- выявить отличительные черты государственного бюджета --- как самостоятельной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории 5
1.2.Функции государственного бюджета. 10
1.3.Структура бюджетной системы. 13
1.4. Принципы построения бюджетной системы. 16

2. Формирование государственного бюджета . 18
2.1.Структура и динамика доходов федерального бюджета. 18
2.2. Налоговые и неналоговые доходы. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по микроэкономике ира.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Перейдем  к анализу налоговой части  доходов бюджетов, входящих в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: это территориальные (региональные) и местные бюджеты. Особенность структуры налоговых поступлений в территориальные бюджеты — пестрота картины их доходной части (вместе с тем Бюджетный кодекс РФ устанавливает равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом). Обратимся к примерам, которые представляют три вида этого уровня бюджетной системы РФ: область, город федерального значения, республику в составе РФ.

    Конечно, в первую очередь речь должна идти об экономической стабилизации, развитии реального сектора экономики, но вместе с тем перспективы стабилизации экономики во многом определяются и возможностями федерального бюджета.

    Анализ  показывает, что налоговые поступления устойчиво составляют весьма высокую долю в доходах практически всех консолидированных и республиканских, областных (краевых) бюджетов субъектов РФ. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходов бюджета любого уровня. Особенно неблагоприятное положение складывается в том случае, когда субъект Федерации имеет «моно»-бюджет, т. е. в его структуре, в силу ряда экономических, природно-климатических и других факторов, преобладают один-два налога. В этом случае исчезает возможность «перекрытия» недобора по одному налогу другими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Федеральному  бюджету и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных  финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. К ним относятся социальные внебюджетные фонды, которые, как правило, создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

     В основе построения бюджетной системы лежат 10 принципов, закрепленных в Бюджетном кодексе. Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивая развития регионов.

      Совершенствование налогообложения неразрывно связано  с созданием прочных  экономических  отношений. От того, как скоро это  будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

    Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул  экономического роста.

    Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации.

    Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться “за бортом”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.

    Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. -  М.:Инфра М, 2008г. – 512.

    2.  Васильев В.П .  Государственное регулирование экономики(схемы и статистика): Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -  М.:ИКЦ «ДИС», 2008г. – 144.

    3. Мысляева И.Н .  Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Инфра -М, 2008г. – 360.

    4.  Шуляк П.Н., Белотелова Н.П.  Финансы: Учебное пособие ( с применением структурно-логических схем)- 4-е изд. исп. и доп. -  М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006г. – 606.

    5. Дементьев Д.В., Щербаков В.А.  Бюджетная система РФ: Учебное пособие -  М.:КНОРУС, 2008г. – 256

     6.  Нешитой А.С.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник  - 7-е изд. испр. и доп. -  М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008г. – 308.

    7.  Алешин В.А., Зотова А.И.  Финансы: Учебник   -  Ростов  н/Д.: Феникс , 2009г. – 346.

    8.  Под ред. проф. Дробозиной Л.А.   Финансы: Учебник для вузов. -  М.:Финансы, Юнити, 2000г. – 527 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный бюджет: проблемы формирования и использования