Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования использование" изучается сразу с несколькими взаимосвязанными дисциплинами.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть. Государственный бюджет: проблемы формирования и использование
1 Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . .5
2 Проблема сбалансированности бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Бюджетный дефицит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2 Проблемы бюджетного дефицита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3 Формирование и использование госбюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.1 Причины и способы финансирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . .18
3.2 Бюджетная политики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

Восточно-Казахстанский  государственный

 технический  университет им. Д.Серикбаева

 

 

 

Кафедра «Экономическая теория и история Казахстана»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Основы  экономической теории» 

Тема: Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск

2008

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Основная часть. Государственный  бюджет: проблемы формирования и использование

1 Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы  . . . . . . . . . . . . . .5

2 Проблема сбалансированности  бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.1 Бюджетный дефицит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.2 Проблемы бюджетного дефицита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3 Формирование и использование госбюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.1 Причины и способы финансирования  бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . .18

3.2 Бюджетная политики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная работа посвящена теме "Государственный  бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования использование" изучается сразу с несколькими взаимосвязанными дисциплинами. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных учебниках по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.

"Государственный бюджет  республики Казахстан: проблемы формирования и использование" требуется учет при исследовании проблематики обозначенной темы. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использование" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

В любой стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов,  государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства.  С юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.

 Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит  перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.  Ни одно  из  звеньев  финансов   не   осуществляет   такого   многовидового   и многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет.  Вместе  с   тем, отображая  экономические  процессы,    как  поступают  в  распоряжение государства  финансовые  ресурсы   от   разных   субъектов   хозяйствования, показывает, соответствует  ли  размер  централизуемых  ресурсов  государства объему его  потребностей.  Таким  образом,  при  правильном  подходе  бюджет объективно может быть не просто  средством  государственного  экономического регулирования, он может  реально  влиять  на  рост  экономики  и  социальной сферы,  ускорение  темпов  научно-технического   прогресса,   обновление   и совершенствование материально-технической базы  общественного  производства.

Целью работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем использования государственного бюджета и рассмотрение возможных путей их решения.

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Государственный бюджет - экономическая категория, свойственная различным общественным формациям.

Госбюджет является основным финансовым планом, выражает совокупность экономических отношений, возникающих в связи с распределением общественного продукта в масштабе государства. Как основной финансовый план госбюджет является формой проявления этой категории.

Доходы госбюджета складываются из статей:

  • НДС
  • акцизы (косвенный налог)
  • налог на прибыль предприятий, объединений, организации
  • налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)
  • госпошлина, местные налоги и доходы
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)
  • плата за природные ресурсы
  • прибыль Нацбанка РК
  • земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

  • финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)
  • финансирование социально-культурных мероприятий
  • финансирование науки на оборону
  • на содержание органов государственной власти
  • на содержание правоохранительных органов

Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

Формирование доходов Государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности государства в направлении средств на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование социально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйственной власти и управления, оборону. Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств.

Важным требованием  к государственному бюджету является его адекватность общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать потребность в действиях в рамках финансовой политики.

Другим важным требованием  к организации государственного бюджета является включение в  него лишь тех расходов, которые  необходимы для выполнения госзадач. Это обеспечивается острой "конкуренцией потребностей" за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отработанные процедуры контроля, осуществляемого как парламентом, так и министерством финансов.

Бюджет должен быть информативен и содержать сведения в наиболее ясной для понимания форме. В  связи с этим важное значение приобретает принцип единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть представлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.

Принцип достоверности  бюджета означает, что все доходы и расходы следует определить и отразить в бюджете с наиболее важной точностью. Цифровые величины и отраженные в них обстоятельства не подлежат искажению или сокрытию. Точность отображения в проекте бюджета всех намеченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюджете.

Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том, что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

Состав и структура  расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством.

Расходы по роли в общественном воспроизводстве  можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

Ко второй группе относятся затраты  бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.

Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств [10].

Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями  государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюджет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.

Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение  ответственности госпредприятий за финансовые результаты.

Распределительный характер бюджетных  операций позволяет государству превратить бюджет в экономический рычаг воздействия на производство, стимул общественного процесса; в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой и т.д. Однако, государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план РК. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование  предусмотренных  государством  мер  по  социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов. Улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей проведении режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.

Государственный бюджет характеризуется такими важными  чертами: он имеет силу закона; в  нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

В процессе становления  госбюджета используются и уточняются макроэкономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются связи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласование показателей экономического и социального развития с финансовыми и кредитными ресурсами.

Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА

 

2.1 Бюджетный  дефицит

      

Наиболее удачный вариант  государственного бюджета – это  бездефицитный бюджет или же бюджет  с  профицитом,  однако,  на  практике  добиться  такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате  возникает  такое явление, как бюджетный дефицит, что в  свою  очередь  приводит  к  появлению государственного  долга.  Разберемся  в  причинах  возникновения  этих  двух явлений и способах их устранения.

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использование