Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение принципов формирования государственного бюджета , его структуры , основных черт. Рассмотрение бюджета как звена системы финансов и системы императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Проблемы формирования и использования государственного бюджета в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в анализе структуры государственного бюджета , а также проблем его формирования.
Для достижения этой цели определены следующие основные задачи :
- дать понятие бюджета и определить его функции;
- выявить отличительные черты и особенности его формирования на данном этапе;
- рассмотреть проблемы, связанные с формированием и распределением государственного бюджета
- выявить отличительные черты государственного бюджета --- как самостоятельной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории 5
1.2.Функции государственного бюджета. 10
1.3.Структура бюджетной системы. 13
1.4. Принципы построения бюджетной системы. 16

2. Формирование государственного бюджета . 18
2.1.Структура и динамика доходов федерального бюджета. 18
2.2. Налоговые и неналоговые доходы. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по микроэкономике ира.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

   Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения законов о бюджете, суммы превышения доходов над расходами бюджетов и суммы экономии по расходам бюджетов не могут быть изъяты другим бюджетом. Потери в доходах и дополнительные расходы, возникших в ходе исполнения законов (решений) бюджете, не могут быть компенсированы за счет бюджетов другого уровня.

   4.Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов. Все доходы  и расходы бюджетов подлежат  отражению в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме.

   5.Принцип  сбалансированности бюджета. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     6.Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     7.Принцип  совокупного покрытия расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     8.Принцип  гласности. Утвержденные бюджеты  и отчеты об их исполнении  должны быть обязательно опубликованы  в открытой печати.

Процедуры рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти, должны быть открыты для общества и средств массовой информации. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

       9.Принцип достоверности бюджета. Показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, которые учитывались при составлении бюджета, должны быть надежными, а сами расчеты доходов и расходов — реалистичными.

     10.Принцип  адресности и целевого характера  бюджетных средств. Бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Формирование государственного бюджета .

       2.1.Структура и динамика доходов федерального бюджета.

       Федеральный  бюджет--- форма образования и  расходования денежных средств в  расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти не могут использовать иные формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

       Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы ( без учета межбюджетных трансфертов между ними и за исключением бюджетов  государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

       Доходы  бюджета --- это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая  за счет перераспределения части  национального дохода  и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления  своих функций.

       Доходы  бюджета --- это более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства  входят, помимо бюджетных средств, ресурсы  внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также  все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

    Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным  методом перераспределения  национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется  основная часть бюджета --- примерно 80-90 %. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств на покрытие своих нужд, используется национальное богатство. Но такой способ используют нечасто. В случае недостатка финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы --- внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник  формирования доходов бюджета. В самых крайних  случаях государство может использовать такой способ, как эмиссия денег. Однако этот способ имеет крайне негативные последствия, поэтому государство старается использовать крайне редко. Существование государства зависит от налогов. Они - представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.

    В 90-е годы была разработана новая  налоговая система, в которой  использован отечественный и  зарубежный опыт. Основные черты налоговых  доходов бюджетов проявляются в  следующем:

    1. Налоговые доходы базируются  исключительно на правовой основе. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

    2.  Налоговое законодательство предусматривает  четкое разделение налогов по  уровням государственной структуры.

    3.   Налоговое законодательство предусматривает  разделение налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней на  закрепленные и регулирующие.

    4.  Налоговая система построена  по единым принципам, единому  механизму взимания налогов. Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов осуществляется со стороны налоговых органов и органов налогового контроля.

    5.  Разделение полномочий в сфере  применения налогового законодательства  между федеральным центром и регионами соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории Российской Федерации.

    Вместе  с тем сложившийся механизм формирования доходной базы бюджетов разных уровней на основе налоговых поступлений нуждается в улучшении, что связано прежде всего с несовершенством налоговой системы. Налоговая система была разработана в сжатые сроки, что повлекло за собой множество погрешностей и противоречий в налоговом законодательстве. Был нарушен принцип стабильности установления налогов и их пригодности для различных категорий налогоплательщиков, многочисленные налоговые лазейки позволяли на законном основании уклоняться от уплаты налогов, что значительно сужало доходную базу бюджетов разных уровней.

    2.2. Налоговые и неналоговые доходы.

    С 1992 г. произошли кардинальные изменения  в сфере экономики и политики. Многочисленность налогов и высокий  уровень налогообложения стали  тормозом для развития производительных сил, побуждает хозяйствующие субъекты применять способы уклонения от налогов, в результате чего бюджет недополучает значительные средства, снижается собираемость налогов и растет недоимка. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 3 млн. предприятий и организаций. Примерно третья часть из них — это предприятия, которые прошли регистрацию, но не предоставляют отчетности и не платят налоги. Из реально действующих предприятий 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, а также имеют задолженность по тем или иным видам налоговых платежей.

    Федеральные налоги — основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты  налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов  и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

       Начиная с 2005 года в федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст.50 БК РФ(таблица 2.1) Источник:[3,с.55] 

       Таблица 2.1.

       Доля  поступления налоговых доходов  в федеральный бюджет, %.

Налоговый доход Доля 
Налог на прибыль организаций( в части федерального бюджета) 100
Налог на прибыль организаций( доходы в  виде дивидендов) 100
Налог на прибыль организаций( соглашение о разделе продукции) 20
Налог на добавленную стоимость 100
Акцизы  на спирт этиловый из пищевого сырья 50
Акцизы  на спирт этиловый из непищевого сырья 100
Акцизы  на спиртосодержащую продукцию 50
Акцизы  на табачную продукцию 100
Акцизы  на автомобильный бензин 40
Акцизы  на автомобили легковые и мотоциклы 100
Акцизы  на импортные товары и продукцию 100
 
 

    В состав федеральных налогов и сборов входят:

    •     налог на добавленную стоимость;

    •     акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    •     налог на прибыль (доход) организаций;

    •     налог на доходы от капитала;

    •     налог на доходы физических лиц;

    •     единый социальный налог;

    •     государственная пошлина;

    •     таможенная пошлина;

    Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации.

    Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

    Между федеральным и региональными  бюджетами распределяются:

    •     налог на прибыль организаций;

    •     налог на добавленную стоимость;

    •     акцизы на отдельные виды товаров  и отдельные виды минерального сырья;

    •     налог на доходы физических лиц;

    •     платежи за пользование природными ресурсами;

    •     налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

      Региональные  налоги  и  сборы   обеспечивают региональные бюджеты  (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:

    •     налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый  в местные бюджеты);

        •     налог на игорный  бизнес;

    •     региональные лицензионные сборы.

    Региональные  налоги и сборы устанавливаются  законодательными органами субъектов  РФ. Субъектам РФ предоставлены широкие  полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения: налоговых льгот, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам. Если субъект Федерации по какой-либо причине не реализует свои права, то, как правило, применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Информация о работе Государственный бюджет: проблемы формирования и использования