Государственное регулирование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
 раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
 охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение

Работа содержит 1 файл

Ку.р._Методы государ регулирования_ноя 2011.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Система гарантирования возврата банковских ссуд является более позитивной по сравнению с прямыми бюджетными ассигнованиями товаропроизводителям, во-первых, потому, что банки способны лучше отслеживать целевое использование предоставленных средств, а, во-вторых, потому, что она обеспечивает льготный режим финансирования для большего числа товаропроизводителей при одновременной экономии бюджетных ресурсов.

Дополнительный эффект гарантирования может проявиться в том, что проценты по долгосрочным ссудам сельскому хозяйству снизятся предположительно на 2-4 пункта, так как на величину процентной ставки по банковскому кредиту напрямую влияет качество и объем предоставляемого обеспечения. Такое снижение повысит спрос на долгосрочные ссуды со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей, сделает их более доступными и выгодными.

Основой подобного механизма может стать залоговый фонд. Практика работы залоговых фондов в ряде регионов России (Архангельская область, Хабаровский край и пр.) показывает необходимость присутствия данного инструмента при решении вопросов привлечения в экономику регионов дополнительных инвестиционных ресурсов. Отсутствие действенной системы обеспечения возврата вложенных средств со стороны региональных властей значительно снижает инвестиционную привлекательность территории.

С учетом накопленного в других регионах опыта залоговый фонд может представлять собой обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень (реестр) имущественных объектов, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону, за исключением имущества, которое не может быть предметом залога в соответствии с действующим законодательством. Все перечисленные активы могут служить обеспечением договоров поручительства и залога при условии, что они являются легитимными и высоколиквидными.

Гарантом исполнения обязательств по банковским кредитам будет выступать регион, безвозмездно предоставляющий гарантии кредиторам и заемщикам в виде залога имущества или имущественных прав, включенных в залоговый фонд. Безвозмездность предоставления залога объясняется исключительной важностью привлекаемых на долгосрочной основе средств для социально-экономического развития регионов.

Использование данного механизма позволит снизить кредитные риски банков и соответственно увеличить объемы кредитных вложений в аграрный сектор, повысить заинтересованность банков и органов местной власти в более тщательном отборе заемщиков и контроле за целевым использованием предоставленных им кредитов, высвободить часть бюджетных средств, которые можно будет направить на решение социальных проблем села.

Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве на современном этапе – создание благоприятных условий для экономического развития отрасли – остается актуальной и основополагающей. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, а также гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Принимая во внимание иностранный опыт, российскую специфику, а также необходимость активизации стимулирующей функции налогообложения в сельском хозяйстве, можно предложить следующие тактические шаги (задачи) налоговой политики в сельском хозяйстве.

Во-первых, следует пересмотреть определение критериев перехода на режим уплаты ЕСХН. Учитывая положительную тенденцию к увеличению количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальных налоговый режим, можно считать, что установленный положениями главы 26.1 Налогового кодекса РФ критерий необходимо в стимулирующих целях снизить до 50%. Кроме того, следует изменить критерий перехода на ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих промышленную переработку сельскохозяйственного сырья собственного производства. В настоящее время доля выручки от реализации сельскохозяйственного продукции определяется пропорционально расходам на производство и первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Мы считаем необходимым использовать иной критерий, ограничивающий переход на использование ЕСХН: соотношение собственного и закупаемого сельскохозяйственного сырья, используемого для осуществления промышленной переработки.

Во-вторых, требует упрощения процедура перехода на режим обложения ЕСХН. На наш взгляд, наиболее рациональным является использование следующего порядка смены режима налогообложения:

−          сельскохозяйственный товаропроизводитель, изъявивший желание перейти на уплату ЕСХН, представляет данные о доле реализованной сельскохозяйственной продукции одновременно с подачей годового бухгалтерского отчета в срок до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Выбор периода подачи заявления обусловлен тем, что только после того, как окончательно сформирована годовая бухгалтерская отчетность, экономический субъект может объективно оценить соответствие своей деятельности критерию перехода на специальный налоговый режим; в случае если по итогам налогового периода деятельность сельскохозяйственного производителя соответствует установленному критерию, он получает право на использование специального налогового режима в следующем налоговом периоде;

−          если сельскохозяйственный товаропроизводитель использует специальный налоговый режим, и по итогам налогового периода доля выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции составляет менее 70% в общем объеме выручки, то он теряет право на использование специального налогового режима лишь в следующем налоговом периоде;

−          в текущем налоговом периоде используется специальный налоговый режим; перерасчет налоговых обязательств при этом не производится.

Использование такой процедуры несколько растягивает время перехода на ЕСХН и возврата к общему режиму налогообложения, однако снижает трудоемкость такого перехода. Общая величина налоговых поступлений в бюджет за период перехода остается неизменной как в случае использования подхода, предусмотренного действующим налоговым законодательством, так и в случае использования предлагаемого выше подхода.

Итак, в качестве рекомендаций по повышению результативности использования методов государственной поддержки аграрного сектора можно предложить следующие: проведение целенаправленной политики по привлечению и закреплению кадров на селе, что приведет к увеличению сельскохозяйственных организаций; создание всероссийского реестра сельхозпроизводителей, получающих господдержку; переадресация субсидий товаропроизводителям, взявшем кредит в банке по рыночной ставке; введение механизма частичного и/или полного гарантирования возврата долгосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств регионального бюджета; внедрение в регионах практики работы залоговых фондов; пересмотреть определение критериев перехода на режим уплаты ЕСХН в ст. 346.2 НК РФ; упростить процедуру перехода на режим обложения ЕСХН.

 


Заключение

 

В ходе исследования теоретических аспектов использования методов государственного регулирования экономики, мы установили, что административные методы квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственного регулирования на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Должное поведение в сфере государственного регулирования обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства запрета, разрешения, убеждения, поощрения, принуждения.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование. Следует отметить, что среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Актуальные проблемы реализации методов государственного регулирования экономики России обусловлены ошибками госрегулирования прошлых лет (сведение к минимуму административных методов, непродуманное применение экономических методов) и состоят в следующем: ориентация бюджетной политики на содержание госаппарата, отсутствие единой государственной политики по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы; неэффективная реализация национальных проектов. В итоге, несмотря на реформирование пенсионной системы, увеличение расходов бюджета на оборону, социальную сферу, национальную экономику, в том числе сельское хозяйство и поддержку малого предпринимательства, отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур грамотно применять различные методы управления экономической системой страны.

Особый акцент в своей работе мы сделали на анализе проблем и тенденций применения методов государственного регулирования в пенсионной системы, малого и среднего предпринимательства и агропромышленного комплекса. Так, анализ государственного регулирования пенсионной системы России показал, что в данной сфере применимы как административные (убеждение населения путем информирования, принуждение путем лицензирования НПФ и контроля, меры административной ответственности), так и экономические методы (налогообложение, финансирование). Между тем они не всегда используются эффективно, так имеют место аннулирование  лицензий НПФ за нарушения установленных правил деятельности. Кроме того, актуальна проблема дефицита ПФ РФ и задолженности по страховым взносам.

На основе исследования особенностей применения методов  государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса можно сделать следующие выводы. Деятельность данной категории предприятий регулируется следующими административными методами: запреты (например, ограничение по статусу, численности работников, выручке); разрешения (лицензирование и сертификация); принуждение (государственная регистрация). К экономическим методам следует отнести налогообложение (специальные режимы налогообложения – УСН и ЕНВД) и финансирование. Рост количества малых предприятий, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения, свидетельствует об эффективности применения указанных методов государственного регулирования. Однако, назрела объективная необходимость изменения порядка лицензирования, совершенствования режима налогообложения и механизма финансирования малого и среднего бизнеса.

Оценка государственного регулирования АПК в России, в частности применения административных и экономических методов, выявила следующие тенденции. В сельском хозяйстве в числе административных методов применяют: метод убеждения в форме информирования населения с целью формирования положительного имиджа сельского хозяйства; метод разрешения с целью повышения самостоятельности в деятельности хозяйств; метод принуждения  в форме государственной регистрации. Что касается экономических методов, то в АПК получили распространение: программирование, бюджетная политика (прямая бюджетная поддержка), кредитная политика (бюджетное кредитование), налоговая политика. Об эффективности применения методов государственного регулирования свидетельствует рост бюджетных расходов на сельское хозяйство и рыболовство, бюджетных кредитов, налогоплательщиков и объема сбора ЕСХН. Между тем, в ходе анализа нами был выявлен ряд отрицательных моментов в реализации государственного регулирования: снижение количества сельскохозяйственных организаций в связи с  низкой заработной платой, ненадлежащее предоставление бюджетных ассигнований по федеральным целевым программам; нецелевое использование бюджетных кредитов; несовершенство механизма ЕСХН.

По итогам анализа мы определили основные направления повышения эффективности использования методов государственного регулирования экономики в России.

Перспективные направления развития методов государственного регулирования пенсионной системы России состоят в следующем: обеспечить контроль за деятельностью агентских компаний НПФ путем формирования черных списков, введения лицензирования их деятельности и персональной уголовной ответственности при работе на рынке обязательного пенсионного страхования; ликвидировать дефицит бюджета ПФР за счет рациональной тарифной политики и закрепления за Пенсионным фондом еще одного самостоятельного доходного источника, помимо страховых взносов, который не был бы связан с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций (например, части НДС).

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса