Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;
Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Вся экономика, руб. | 8554,9 | 10633,9 | 13593,4 | 17290,1 | 18637,5 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, руб. | 3646,2 | 4568,7 | 6143,8 | 8474,8 | 9619,2 |
% к заработной плате в целом по экономике | 42,6 | 43,0 | 45,2 | 49,0 | 50,8 |
Получается, что реализация административных методов регулирования сельского хозяйства находится в неразрывном единстве с экономическими методами. К таковым относится также разработка федеральных и региональных целевых комплексных программ, которые воздействуют на отдельные сферы, способствуют формированию структуры АПК, позволяют создавать относительно равные условия для различных форм хозяйствования.
В настоящее время действуют следующие федеральные программы поддержки сельского хозяйства: Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы, Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы, Социальное развитие села до 2013 года.
В Республике Мордовия реализуются такие программы, как: Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009-2012 годы, Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2009-2012 годы, Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы; Развитие сыроделия и производства сухой сыворотки в Республике Мордовия на 2011-2013 годы.
В рамках финансирования сельского хозяйства применяется и прямая бюджетная поддержка – безвозвратное финансирование, которое может осуществляться в следующих формах: предоставление дотаций на продукцию; компенсация отдельных видов затрат; финансирование капитальных вложений, мероприятий по улучшению земель и других расходов.
Таблица 2.5 – Динамика расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2006-2010 гг. [5; 7; 10; 11; 14]
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2009 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Расходы федерального бюджета, млрд.руб. | 4284,80 | 5986,56 | 7570,88 | 8686,26 | 9054,67 |
Расходы на национальную экономику в целом, млрд.руб. | 345,01 | 692,60 | 1025,02 | 1638,06 | 1205,99 |
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство, млрд.руб. | 26,14 | 27,83 | 58,04 | 83,13 | 35,32 |
Доля в расходах федерального бюджета, % | 0,61 | 0,46 | 0,77 | 0,96 | 0,39 |
Доля в расходах на национальную экономику % | 7,6 | 4,0 | 5,7 | 5,1 | 2,9 |
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом (таблица 2.5).
Как видим, в 2005-2009 гг. расходы федерального бюджета ежегодно увеличивались, в итоге за 2009 г. на развитие сельского хозяйства было выделено 83,13 млрд.руб., что в 3,2 раза больше, чем в 2005 г. Между тем, финансирование АПК в отдельные годы росло медленнее, чем финансирование остальных статей расхода федерального бюджета, в том числе национальной экономики в целом – об свидетельствует снижение доли расходов на сельское хозяйство в общих расходах федерального бюджета и в расходах на национальную экономику в 2007 г. и 2010 г. Следует отметить, что как раз в 2010 г. произошло значительное сокращение поддержки АПК за счет федерального бюджета – в 2,4 раза, по итогам 2010 г. сельскому хозяйству было выделено 35,32 млрд.руб. средств федерального бюджета. Это урезание объясняют перенесением расходов на национальный проект «Развитие АПК», отказом от пополнения уставного капитала «Россельхозбанка».
Несмотря на увеличение бюджетной поддержки АПК, вскрываются факты ненадлежащего предоставления бюджетных ассигнований по федеральным целевым программам, а именно: задержки с распределением бюджетных ассигнований по государственным заказчикам и объектам капитального строительства (медленная работа по снятию нормативных ограничений на финансирование отдельных объектов) в основном, из-за отсутствия проектно-сметной документации, либо пообъектного распределения государственных капитальных вложений; несвоевременное заключение государственных контрактов; неполное софинансирование программ за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Следует остановиться на кредитной политике государства, посредством которой осуществляется поддержка организаций АПК через удешевление процентов по ссудам, возмещение платежей в счет основного долга, выделение централизованных льготных кредитных ресурсов.
Система кредитования сельского хозяйства в России представлена Сбербанком России, Россельхозбанком, Внешторгбанком, через представительства которых осуществляется кредитование аграрной сферы экономики, предоставление заемных средств самих банков и бюджетных ссуд. Но основным агентом Правительства РФ по вопросам обеспечения возврата (погашения) задолженности сельскохозяйственных организаций является ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
Банк осуществляет кредитную поддержку субъектов АПК на всех этапах технологической цепочки: от производства первичной сельхозпродукции, ее хранения и переработки, до получения конечной продукции.
Объемы кредитования ОАО «Россельхозбанк» сельскохозяйственных производителей выросли за 2006-2010 гг. в 2,4 раз, составив в 2010 г. 328,8 млрд.руб. (рисунок 2.5), что обусловлено расширением программ кредитования сельского хозяйства в рамках национального проекта «Развитие АПК» и, соответственно, количества заемщиков.
Рисунок 2.5 – Динамика кредитования ОАО «Россельхозбанк»
сельскохозяйственных производителей в рамках ПНП «Развитие АПК»
в 2006-2010 гг., млрд.руб. [25; 26; 27; 28; 29]
Всего с 2006 по 2010 гг. – в период реализации Приоритетного национального проекта, трансформировавшегося в последующем в Государственную программу развития сельского хозяйства, Банком оказана кредитная поддержка по 2218 инвестиционным проектам, из которых введено в эксплуатацию – 1565 объектов общим объемом финансирования 79,5 млрд. руб.
Актуальной на сегодняшний день является проблема нецелевого использования бюджетных кредитов. Распространены случаи: направления средств на банковские депозиты; приобретения различных активов с целью их последующей продажи; осуществления взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; расходования средств при отсутствии оправдательных документов либо не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование; неоформления или неправильного оформления первичных документов. Однако, несмотря на проблемы, с которыми сталкивается Правительство при кредитовании сельского хозяйства, бюджетное кредитование полностью себя оправдало.
Важным направлением государственного регулирования АПК является налоговая политика. В настоящее время для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН). Система налогообложения в виде ЕСХН определяет особый порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обусловлено зависимостью последних от природных условий, сезонностью, невысоким уровнем доходности и нерегулярностью их поступления. Для организаций и индивидуальных предпринимателей перевод на уплату ЕСХН означает отмену ряда налогов действующей налоговой системы (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Налоги, отмененные в связи с переходом на уплату ЕСХН [1]
Для организаций | Для индивидуальных предпринимателей |
НДС Налог на прибыль организаций Налог на имущество организаций Единый социальный налог (до 2010 г.) | НДС Налог на доходы физических лиц Налог на имущество физических лиц Единый социальный налог (до 2010 г.) |
Следует отметить, что данный режим налогообложения пользуется все большей популярностью у сельскохозяйственных производителей РМ, об этом свидетельствует рост количества плательщиков ЕСХН (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Динамика количества плательщиков и объемы сборов ЕСХН в РМ за 2006-2010 гг.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН, ед. | 253 | 286 | 330 | 321 | 510 |
Сумма ЕСХН, тыс.руб. | 10080 | 9058 | 9842 | 23289 | 24166 |
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса