Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;
Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение
Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3-5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.
Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).
Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).
Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно
Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование – это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого [39, c. 37].
Таким образом, экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование. Следует отметить, что среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного регулирования экономики России
Масштабы государственного регулирования, его конкретные методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, размеры страны, ее геополитическое положение, и многие другие факторы. Между тем ясно, что коренное изменение дел в любой стране, возможно лишь при условии принятия государством на себя принципиально большей ответственности за трансформационный процесс и формирование социально ориентированной рыночной экономики.
Опыт всех развитых и успешно развивающихся стран демонстрирует, что бизнес самостоятельно не в состоянии проводить структурные реформы, выравнивать экономические и социальные различия, диспропорции и перекосы, находить баланс между частными и общественными интересами, естественными и вновь создаваемыми преимуществами национального производства. В этих целях Правительство должно проводить такую хозяйственную политику, которая бы гибко сочетала рыночные механизмы и государственное регулирование в сфере производства, накопления капитала, инвестиции, занятости, спроса на жизненно важных направлениях. Необходимо активно, творчески использовать весь арсенал методов, испытанных отечественной и зарубежной практикой. Успех экономической политики определяется тем, насколько эффективно она сочетается с действиями государства в таких сферах, как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, финансовая, внешнеэкономическая, научно-техническая, региональная, социальная.
Использование методов государственного регулирования в национальной экономике России отличается определенной спецификой. Многие объективные трудности построения в России «новой экономики» в течение многих лет дополнялись субъективными причинами, в числе которых видное место занимают допущенные ошибки в области применения методов государственного регулирования экономики. Дело в том, что с самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль административных методов государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии. Непродуманное применение экономических методов государственного регулирования в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным. Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала. Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства [53, c. 16].
В России в настоящее идея регулирования экономики стала важнейшим звеном в продолжение реформ и дальнейшем обновлении общества. Однако по оценке специалистов, экономические методы, реализуемые последнее время Россией, не могут быть признаны объективными и эффективными. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития. Вместе с отсутствием эффективной системы государственного регулирования национальной экономики наблюдается рост степени дифференциации доходов населения, особенно в тяжелом положении находятся пенсионеры. Несмотря на реформирование пенсионной системы, уровень пенсий остается недостаточно высоким.
Несмотря реализацию таких инструментов реализации экономических методов государственного регулирования, как увеличение расходов на оборону, здравоохранение и образование, сельское хозяйств, формирование инвестиционного фонда и банка развития, развитие нефтегазовой отрасли, реструктуризация и значительные государственные инвестиции в автомобилестроение – АвтоВАЗ и авиастроение, масштабная поддержка малого предпринимательства, отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Не используются благоприятные условия (высокие цены на ресурсы) для стимулирования высоких темпов и устойчивого экономического роста. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Несмотря на то, что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики [38, c. 115].
В целом, необходимость повышения эффективности методов государственного регулирования национальной экономики России логически обусловлено. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияние транснациональных компаний только этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Между тем, в современных условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно. Повысить роль государства в российских условиях значит [38, c. 116]:
фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;
способствовать эффективному управлению существующей государственной собственности;
задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;
формировать социальные стабилизаторы общественного развития;
защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.
Ключевой проблемой формирования современной модели национальной экономики является организация модели эффективного уклада, ориентированного на развитие личности. Социально-экономическая реконструкция экономики, не полагающаяся на спонтанность возникновения и функционирования рынка, требует активной деятельности государства. При этом укрепление институтов государственной власти как практическая задача должно выводиться из объективных положений по развитию рыночной экономики и ориентироваться на критерий экономической и социальной эффективности. Меры государственного регулирования должны охватить не только решение экономических проблем, но и комплекс социально-психологических национальных особенностей.
Государственное регулирование обеспечивает формирование конкурентоспособных хозяйственных организаций, способных работать на внутренних и мировых рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства, поддерживает частные инициативы по освоению элементов современного и новейшего технологического укладов, стимулируя инновационную активность. Оно должно способствовать проявлению конструктивных возможностей рынка, одновременно нейтрализуя его деструктивные функции и при этом учитывать российскую специфику. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предполагает расширение масштабов государственной поддержки в осуществлении совокупности экономической деятельности страны. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО необходима разработка целевой программы поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма.
Итак, актуальные проблемы реализации методов государственного регулирования экономики России обусловлены ошибками госрегулирования прошлых лет (сведение к минимуму административных методов, непродуманное применение экономических методов) и состоят в следующем: ориентация бюджетной политики на содержание госаппарата, отсутствие единой государственной политики по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы; неэффективная реализация национальных проектов. В итоге, несмотря на реформирование пенсионной системы, увеличение расходов бюджета на оборону, социальную сферу, национальную экономику, в том числе сельское хозяйство и поддержку малого предпринимательства, отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур грамотно применять различные методы управления экономической системой страны.
2 Исследование российской практики использования методов государственного регулирования экономики
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования пенсионной системы России
Пенсионная система России включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии. Российская пенсионная система в силу своей всеобщности, многоукладности и наличия большого государственного пенсионного долга по советским пенсионным обязательствам остается для экономики главным вызовом в течение всего XXI века. Поэтому государство сохраняет свою лидирующую функцию регулятора в пенсионной системе, построенной на принципах социального страхования.
Государственное регулирование развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий.
Одним из административных методов, который применяется в системе пенсионного обеспечения России, является убеждение. И связан он в основном с информационными аспектами, сопровождающими пенсионно-обеспечительный процесс. Среди важнейших задач органов ПФР в рамках модернизации пенсионной системы, является задача по обеспечению прозрачности заработанных пенсионных прав граждан. В целях выполнения данной задачи органы ПФР проводят ежегодное информирование граждан об учтенных их пенсионных правах путем направления заказного письма ПФР с извещением о состоянии индивидуального лицевого счета. Информирование проходит в два этапа. На первом этапе изготовление, рассылка и доставка писем ПФР осуществляется в июне – августе лицам, имеющим накопительную часть трудовой пенсии. На втором этапе изготовление, рассылка и доставка писем ПФР осуществляется в октябре – декабре лицам, имеющим только страховую часть трудовой пенсии.
Государственное регулирование пенсионной системы сопровождается также использованием такой меры, как принуждение. Как предупредительные методы применяются лицензирование и контроль со стороны ФСФР России за деятельностью сектора негосударственного пенсионного обеспечения [35].
Лицензирование за деятельностью негосударственных пенсионных фондов включает в себя: лицензирование деятельности фондов; организацию единообразного бухгалтерского учета; регулярное представление фондами отчетности о деятельности (ежеквартально – бухгалтерской и специальной; ежемесячно – оперативной); проведение проверок деятельности фондов комиссиями контролирующего органа.
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса