Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;
Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение
Показатель | I пол. 2006 г. | I пол. 2007 г. | I пол. 2008 г. | I пол. 2009 г. | I пол. 2010 г. |
Количество | 3035 | 3991 | 1064 | 1211 | 1369 |
Рассмотрим теперь некоторые экономические методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России. Начнем с особенностей налогообложения.
Малым и средним предприятиям государство предоставило возможность применять специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД). Условия и порядок исчисления и уплаты налогов при УСН регламентируются гл. 262 НК РФ. Ее суть сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных и региональных налогов одним единым налогом, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для организаций, перешедших на упрощенную систему, отменяются следующие налоги: НДС (кроме случаев уплаты НДС при импорте); налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – НДФЛ; налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); НДС (за исключением НДС при импорте).
Единый налог на вмененный доход регулируется гл. 263 НК РФ, который в настоящее время устанавливает 14 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может быть введен единый налог на вмененный доход. При переводе предприятий на уплату ЕНВД для них отменяется ряд налогов: НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Для индивидуальных предпринимателей ЕНВД заменяет собой такие налоги, как НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
В Республике Мордовия в 2009 г. правом применения УСН воспользовались 6890 малых (включая средних) предприятий (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Количество малых и микропредприятий Республики Мордовия, применяющих УСН и ЕНВД в 2005-2009 гг., ед.
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Количество налогоплательщиков, применяющих УСН | 2735 | 3570 | 4716 | 5896 | 6890 |
Количество налогоплательщиков, применяющих ЕНВД | 13956 | 14190 | 15320 | 16320 | 16837 |
На основании данных таблицы 2.2 можно убедиться, что за период с 2005 г. по 2009 г. имел место неуклонный рост количества налогоплательщиков нашего региона, применяющих упрощенную систему налогообложения. В итоге в 2009 г. на территории Республики Мордовия функционировало 6890 ед. малых и микроорганизаций организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, тогда как в 2005 г. всего 2735 ед., т.е. в 2,5 раза меньше, чем в 2009 г.
Вообще увеличение количества налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого по УСН, свидетельствует о том, что данный специальный режим налогообложения пользуется все большей популярностью среди предпринимателей. И это неудивительно, ведь применение УСН, по сравнению с общей системой налогообложения, дает налогоплательщикам ряд преимуществ: пониженная налоговая нагрузка; упрощенный порядок налогообложения; упрощенный порядок учета и отчетности; учет доходов и расходов по кассовому методу; специальный порядок учета расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов; сдача налоговой отчетности 1 раз в год. Однако при явных преимуществах, УСН имеет ряд недостатков, которые должны учесть законодатели при дальнейшем совершенствовании упрощенной системы налогообложения: упрощенец не является плательщиком НДС. Следовательно, возможна потеря клиентов, применяющих общий налоговый режим; применение УСН характеризуется ограничением возможности учета затрат. В частности, в плане учета внереализационных расходов.
Количество малых и средних предприятий (включая мигропредприятия), уплачиваемых в РМ ЕНВД выросло с 2005 по 2009 г. на 20,6% составив в 2009 г. 16837 ед., что обусловлено расширением сферы применения данного режима налогообложения. Так, с 1 января 2009 г. система в виде ЕНВД распространяется на ИП в отношении части бытовых услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, ветеринарных услуг, автотранспортных услуг и услуг общественного питания.
Несмотря на объективные преимущества применения ЕНВД, на практике нередко возникают многочисленные проблемы взимания единого налога, наиболее актуальные из них: сложности ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности по ЕНВД; неопределенность в порядке исчисления налога; незначительная роль налоговой ставки; не всегда учитываются специфические особенности деятельности индивидуальных предпринимателей; отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению ЕНВД, и ее корректировки; сложности в выявлении налогоплательщиков, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, их регистрации в инспекциях; проблема возмещения НДС у партнеров; трудности налогового администрирования ЕНВД.
Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого и среднего бизнеса является финансовая помощь. Так, в Республике Мордовия субъектам малого и среднего бизнеса оказываются следующие виды финансовой поддержки: финансовая поддержка безработным гражданам на открытие собственного дела; предоставление на льготной основе услуг по гарантированию исполнения обязательств по банковским кредитам; субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций; предоставление микрозаймов для субъектов малого предпринимательства; предоставление займов под 1/3 ставки рефинансирования; финансирование через Фонд смешанных инвестиций; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции; субсидии на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга).
Рисунок 2.3 – Динамика финансирования Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., тыс.руб. [16; 17; 18]
Кроме того, в Республике Мордовия, малый и средний бизнес поддерживается в рамках Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РМ. В рамках программы в 2010 г. на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено 18485 тыс.руб. (рисунок 2.3). как видим, это почти в 12 раз меньше, чем в 2008 г.
Дело в том, что в 2008-2009 гг. в рамках программы были предусмотрены дополнительные средства на создание регионального фонда смешанных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства и развитие деятельности производственного бизнес-инкубатора.
Несмотря на широкую линейку инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить, что на сегодняшний день государственная финансовая поддержка недостаточно проработана, на что указывают сложности доступа малых предприятий к банковским кредитам, неэффективная система микрофинансирования, недостаточное внедрение типовых схем лизинга.
Итак, на основе исследования особенностей применения методов государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса можно сделать следующие выводы. Деятельность данной категории предприятий регулируется следующими административными методами: запреты (например, ограничение по статусу, численности работников, выручке); разрешения (лицензирование и сертификация); принуждение (государственная регистрация). К экономическим методам следует отнести налогообложение (специальные режимы налогообложения – УСН и ЕНВД) и финансирование. Рост количества малых предприятий, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения, свидетельствует об эффективности применения указанных методов государственного регулирования. Однако, назрела объективная необходимость изменения процедуры лицензирования, совершенствования режима налогообложения и механизма финансирования малого и среднего бизнеса.
2.3 Оценка результативности применения методов государственного регулирования АПК в России
Государственное регулирование АПК России представляет экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение товаропроизводителей.
В агропромышленной сфере также применяются как административные, так и экономические методы государственного регулирования. Так, метод убеждения выступает в форме постоянной информационной работы, которая занимает важнейшее место в формировании положительного имиджа сельского хозяйства. От работы пресс-служб, СМИ во многом зависит устойчивое развитие АПК, его инвестиционная привлекательность. На сегодняшний день стоит задача организовать систему «обратной связи» с пресс-службами органов управления АПК, что в результате позволит значительно повысить степень осведомленности жителей села о принимаемых на федеральном и региональном уровнях мерах по развитию отрасли, поддержке малых форм хозяйствования.
На практике государственные органы в регулировании сельского хозяйства все больше применяют метод разрешения. Основа этого метода – совершенствование самостоятельности в деятельности хозяйств, значительный рост квалифицированных кадров, повышение роли сельскохозяйственных производителей в управлении производством.
Сельскохозяйственные организации также подвергается принуждению в форме государственной регистрации. По итогам 2009 г. в целом по России было зарегистрировано 207,6 тыс.ед. сельскохозяйственных предприятий, в Республике Мордовия – 91 ед., что соответственно на 29,2% и в 2,8 раза меньше показателя 2005 г. (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Динамика количества сельскохозяйственных организаций
в России и Республике Мордовия в 2005-2009 гг. [42, c. 252; 50, c. 425]
Основной причиной сокращения предприятий в АПК является неблагоприятная ситуация в этой отрасли, связанная с низкой заработной платой (таблица 2.4). Как видим, заработная плата работников сельского хозяйства ниже показателя по всей экономике в целом, разница колеблется в пределах 42,6%-50,8%. Это обстоятельство заставляет покидать сельскохозяйственных производителей отрасль, что непосредственно влияет на темпы роста производства в сельском хозяйстве.
Таблица 2.4 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2005-2009 гг. [50, c. 178]
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса