Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;
Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение
В течение длительного периода времени количество действующих НПФ было сравнительно стабильно и колебалось в диапазоне 254-294 (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Число негосударственных пенсионных фондов, имевших
действующую лицензию на 1 января соответствующего года [32]
После того, как в декабре 2007 г. лицензирование деятельности НПФ было выведено из юрисдикции Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3] и стало полностью определяться Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» [2], количество фондов, имеющих действующую лицензию, уменьшилось с 259 на 1 января 2007 г. до 158 на 1 ноября 2010 г. Дело в том, что Федеральный закон от № 334-ФЗ внес существенные изменения в лицензирование деятельности НПФ, который не только повысил требования к деятельности и имуществу негосударственных пенсионных фондов, но и изменил порядок предоставления и аннулирования лицензии (пресекательная мера административного регулирования).
Наибольшее число фондов ушло с рынка в связи с тем, что размер их имущества для обеспечения уставной деятельности не соответствовал новым требованиям, а их лицензия, срок действия которой истекал 1 июля 2009 года, не была возобновлена.
За период с 1 января 2007 г. до 1 ноября 2010 г. было аннулировано свыше 60 лицензий фондов, фактически прекративших свою деятельность. К числу причин аннулирования можно отнести как формальные (изменение названия и адреса регистрации – в первые периоды лицензирования, присоединение к другим фондам), так и связанные с непосредственной деятельностью фондов (прекращение фактической деятельности, грубые нарушения установленных правил деятельности, систематическое невыполнение предписаний государственных регулирующих органов) [32].
В рамках государственного регулирования пенсионной системы применяются и меры административной ответственности, причём следует отметить, что объектом посягательства выступают конституционные права граждан на пенсионное обеспечение. Так, в настоящее время получили распространение следующие факты их необоснованного нарушения: перевод средств из государственного в негосударственный пенсионный фонд без согласия гражданина; отказ НПФ выплатить накопленные средства.
Так, в 2011 г. Пенсионный фонд России столкнулся с масштабным незаконным переводом пенсионных накоплений граждан в НПФ по поддельным договорам. Нынешней весной тысячи россиян получили «письма счастья», из которых узнали, что их пенсионные средства несанкционированно были переведены из ПФР в НПФ, или же переместились из одного НПФ в другой. Наибольшее количество жалоб пришлось на три НПФ: «Норникель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние». Дело в том, что здесь имели место факты мошенничества со стороны действующих агентских компаний НПФ, которые получают от НПФ процент за каждого приведенного клиента. В итоге ПФР дал фондам время до 30 июня, чтобы разобраться с нарушениями и проверить каждый договор. Иначе с ними были бы расторгнуты трансферагентские соглашения в тех регионах, откуда поступило больше жалоб [43].
К экономическим методам государственного регулирования пенсионной системы относится налогообложение. В системе пенсионного обеспечения с 1 января 2001 г. применял специализированный вид налога – единый социальный, с 1 января 2010 г. он был заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.
В 2010 г. в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование поступили страховые взносы в размере 1916,34 млрд.руб. (таблица 2.1). Это на 649,66 млрд. руб. (на 51,3%) превышает размер соответствующего показателя в 2009 г. и на 1127,76 млрд.руб. (в 2,4 раза) – 2006 г. Увеличение страховых взносов обусловлено повышением взносов на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Таблица 2.1 – Динамика поступления страховых взносов на обязательное
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Страховые взносы | 788,58 | 1011,68 | 1248,5 | 1266,68 | 1916,34 |
Совокупные доходы | 1637,58 | 1946,82 | 2730,17 | 3222,65 | 4610,12 |
в т.ч. трансферты из федерального бюджета | 833,11 | 919,95 | 1459,12 | 1946,94 | 2641,21 |
Совокупные расходы | 1537,26 | 1786,46 | 2357,79 | 3008,66 | 4251,31 |
Одним из мер регулирования пенсионной системы является ее финансирование. Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год составили 4610,12 млрд.руб., что выше уровня 2006 г. в 2,8 раза Между тем, значительная часть данных средств сформирована за счет федерального бюджета, трансферты направлялись на выплаты пенсий, пособий, единовременных выплат и социальных выплат. Так, в 2010 г. из федерального бюджета поступило 2641,21 млрд.руб., что на 35,7% больше, чем в 2009 г.
Между тем, ежегодно встает необходимость восполнения дефицита бюджета ПФР, что дает колоссальную нагрузку на федеральный бюджет. Вопрос этот становится с каждым годом острее и усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам. Так, бюджет ПФР в 2010 г. предусматривал расходы – 4251,31 млрд.руб., в то время как доходы по страховым платежам, которыми недавно был заменен единый социальный налог, составили 1916,34 млрд.руб. Недостача средств в очередной раз была покрыта за счет трансферта из федерального бюджета [30].
Следует остановиться и на таком методе государственного регулирования пенсионной системы, как финансовый контроль, в частности контроль на страховыми взносами. По состоянию на 31 декабря 2010 г. недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в целом по России составила 31,6 млрд. руб. По данным Федеральной налоговой службы общая сумма задолженности за период с 2002 по 2009 гг. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 января 2010 г. составляла 92,8 млрд. руб. По состоянию на 31 декабря 2010 года задолженность составила 83,9 млрд. руб. Таким образом, в течение года произошло снижение суммы недоимки за 2002-2009 гг. на 9,6 %. До 1 января 2010 года взыскание недоимки осуществлялось путем направления постановлений территориальных органов ПФР в службу судебных приставов или в судебные органы. В 2010 г. введенная законодательством практика выставления инкассовых поручений обеспечила сокращение сроков взыскания задолженности, что позволило существенно повысить эффективность работы по взысканию недоимки [30].
Итак, анализ государственного регулирования пенсионной системы России показал, что в данной сфере применимы как административные (убеждение населения путем информирования, принуждение путем лицензирования НПФ и контроля, меры административной ответственности), так и экономические методы (налогообложение, финансирование). Между тем они не всегда используются эффективно, так имеют место аннулирование лицензий НПФ за нарушения установленных правил деятельности. Кроме того, актуальна проблема дефицита ПФ РФ и задолженности по страховым взносам.
2.2 Исследование особенностей применения методов
Малое предпринимательство играет значительную роль в современной экономике России. Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействуют развитию всех сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому российское государство всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Осуществляя государственное регулирование малого бизнеса, государство применяет следующие административные методы.
Во-первых, это запреты (законодательные акты, нормы и нормативы, указы и распоряжения, направленные на прекращение или ограничение какой либо деятельности). Так, в России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие перечисленным ниже условиям [4]:
1) Ограничение по статусу – доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % .
2) Ограничение по численности работников. К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия. При этом число постоянных работников не должно превышать 250 чел. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 чел. включительно для средних предприятий; до 100 чел. включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 чел.
3) Ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса: микропредприятия – 60 млн. руб.; малые предприятия – 400 млн. руб. [15].
По состоянию на 1 января 2010 г. в России данным ограничениям соответствовали 1602190 ед. малых и средних предприятий (рисунок 2.2), что на 20,0% больше, чем в 2008 г. и на 63,6%, чем в 2005 г.
Рисунок 2.2 – Динамика малых и средних предприятий в России
в 2005-2009 гг., ед. [50, c. 367]
Как видим, количество малых предприятий по России увеличивается с каждым годом всё более высокими темпами. Отметим, что лидерами роста малых предприятий являются Уральский и Северо-Западный федеральные округа [31, c. 24].
Во-вторых, к малым и средним предприятиям применяют также такой метод, как разрешения, к ним относятся лицензии, сертификаты, стандарты. Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен ст. 17 Федерального законом от 08.09.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3]. Данным Законом определено, что к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Между тем, современная процедура продления лицензий длительная и обременительная, причем ее нужно проходить каждый пять лет.
Сертификация продукции малого и среднего бизнеса является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Законодательное регулирование сертификации осуществляется нормами Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие этого закона.
В-третьих, малый и средний бизнес подвергается принуждению, так им вменяется прохождение государственной регистрации. Государственную регистрацию организаций малого бизнеса осуществляют налоговые органы. Так, в Республике Мордовия на 1 июля 2007 г. было зарегистрировано 3991 ед. субъектов малого бизнеса (без микропредприятий), что на 30,6 % больше, чем на соответствующую дату 2006 г. (таблица 2.2). Дело в том, что процедура государственной регистрации малых в настоящее достаточно упрощена, что давало позитивные позиции для входа на рынок малым предприятиям.
Как видим, в 2008 г. значительное количество предприятий снялось с регистрации – 2927 ед., в результате по итогам I полугодия 2008 г. функционировало лишь 1064 ед. представителей малого и среднего бизнеса, что в 3,8 раза меньше показателя 2007 г. Данная ситуация связана с закрытием предприятий в связи с возникшими финансовыми трудностями из-за последствий финансового кризиса. Между тем, в 2009 г. рост количества зарегистрированных малых и средних предприятий восстановился, а в 2010 г. продолжился, в итоге за I полугодие. В 2010 г. вновь зарегистрировалось 158 ед. малых предприятий, а общее их количество составило 1369 ед.
Таблица 2.2 – Количество зарегистрированных малых и средних предприятий в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., ед. (без микропредприятий) [33]
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса