Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;
Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение
правовая форма их непосредственного практического выражения.
Сущность административных методов раскрывается в следующих функциях [53, c. 15]:
обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;
защита конкурентной среды;
гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.
С учётом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют регулирование. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов – административные.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение объектов управления.
Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или юридическое лицо), должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства запрета, разрешения, убеждения, поощрения, принуждения (рисунок 1.1). Допускается возможность юридического принуждения, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.
Рисунок 1.1 – Средства реализации административных методов
Запрещение – это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.
Разрешение – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия) [49, c. 9].
Убеждение – это один из основных административно-правовых методов, который проявляется в различных разъяснительных, воспитательных, организационных мерах по формированию воли подчиненного. Способами такого метода являются обучение, пропаганда, разъяснение, обмен опытом и др. С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.
Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. Принуждение основано на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение [49, c. 9]. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.
Поощрение – это такой способ воздействия, который через интересы, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения субъекта управления, действий.
Метод поощрения характеризуется такими признаками, как [49, c. 10]:
фактическим основанием для него являются заслуга, действие, которое положительно оцениваются субъектами власти;
связь с оценкой уже совершенных действий;
персонификация, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
моральное одобрение, наделение правами, льготами, материальными ценностями и другими благами.
Характер и объем использования подобных методов прямо связаны с повышением роли государства в регулировании рыночной экономики. В частности, без административных методов практически невозможно обеспечить в экономической сфере преодоление монополизма, защиту прав и законных интересов участников экономической деятельности, ответственность субъектов рынка за нарушение законодательства, реальный контроль за законностью предпринимательства. Главная характеристика заключается в том, что с их помощью субъекты управления добиваются должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия.
В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войны, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.
Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий. Кроме того, административное регулирование рыночной экономики предусматривает определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах; использование системы государственных заказов и контрактов на поставку определенных видов продукции; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Итак, административные методы квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственного регулирования на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Должное поведение в сфере государственного регулирования обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства запрета, разрешения, убеждения, поощрения, принуждения.
1.2 Характеристика экономических методов воздействия
В современном обществе государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло [51, c. 26]. Эти меры регулирования не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Экономические методы связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Причем субъект может либо отреагировать на дополнительный стимул, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
Основные экономические методы представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Экономические методы регулирования экономики
Денежно-кредитная политика – это составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения [36, c. 95].
Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования:
регулирование учетной ставки;
установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. В настоящее время целями современной бюджетно-налоговой политики государства являются: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики: дискреционная и автоматическая.
Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и расходами или активная фискальная политика. Инструментами дискреционной политики являются: общественные работы; изменение трансфертных платежей; манипулирование налоговыми ставками.
Автоматическая фискальная политика – это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Инструментами автоматической политики являются: изменения в налоговых поступлениях; пособия по безработице и другие социальные выплаты; субсидии фермерам [36, c. 95].
Различают также стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), проводится сдерживающая фискальная политика, которая складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета (доходы бюджета превышают его расходы).
Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала [36, c. 96].
Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.
Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация государственных программ [39, c. 37]
Критерии классификации | Вид государственной программы |
Временной период программы | Краткосрочная программа Среднесрочная программ Долгосрочная программа |
Объект программирования | Общегосударственные программы Региональные программы Целевые программы Отраслевые программы Чрезвычайные программы |
Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса