Государственное регулирование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов использования методов государственного регулирования экономики предложить направления повышения их эффективности.
 раскрыть содержание административных методов государственного регулирования экономики;
 охарактеризовать экономические методы воздействия государства на экономику;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты использования методов государственного
регулирования экономики 7
1.1 Содержание административных методов государственного регулирования
экономики 7
1.2 Характеристика экономических методов воздействия государства
на экономику 12
1.3 Актуальные проблемы реализации методов государственного
регулирования экономики России 17
2 Исследование российской практики использования методов
государственного регулирования экономики 23
2.1 Анализ практики применения методов государственного регулирования
пенсионной системы России 23
2.2 Исследование особенностей применения методов государственного
воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего
бизнеса 28
2.3 Оценка результативности применения методов государственного
регулирования АПК в России 35
3 Основные направления повышения эффективности использования методов
государственного регулирования экономики в России 44
3.1 Перспективные направления развития методов государственного
регулирования пенсионной системы России 44
3.2 Предложения по совершенствованию практики применения методов
государственного регулирования малого и среднего бизнеса 50
3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов
государственной поддержки аграрного сектора 55
Заключение

Работа содержит 1 файл

Ку.р._Методы государ регулирования_ноя 2011.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

При этом лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности пока остается в силе, законодатели считают, что в стране пока нет достаточных условий для отмены государственного контроля в этих областях деятельности. Инициаторами этой поправки стали депутаты комитета по собственности, которые считают, что рынок медицинских услуг все еще нуждается в жестком контроле.

Однако два момента вызывают серьезную обеспокоенность – это отмена лицензирования в строительной отрасли и ситуация с лицензированием в области транспорта (прежде всего, последствия могут испытать на себе граждане – пассажиры маршрутных такси).   В этой связи Совет Федерации будет осуществлять контроль за реализацией данного закона, и сможет в дальнейшем при необходимости внести соответствующие корректировки в этот документ.

Новый Федеральный закон предполагает упрощение документооборота: с 1 июля текущего года значительная часть лицензионных процедур переведена в электронный вид. Причем лицензирование будет как можно быстрее полностью переводиться в электронную форму, чтобы избежать возможности для коррупции.

В соответствии с законом устанавливается бессрочное действие лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля приводится в соответствие с положениями Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» – таким образом, по истечении первого года работы лицензиата сокращается частота плановых проверок его деятельности.

Требует дальнейшего совершенствования и система налогообложения малого и среднего бизнеса. В этой связи представители «Единой России» внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену с 2014 года единого налога на вмененный доход (ЕНВД). При этом законопроектом предусмотрено постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В реформировании системы налогообложения в виде ЕНВД законопроект предлагает следующие этапы [45; 46]:

1) с 1 января 2012 года установленный подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ размер ограничения по предельной среднесписочной численности работников организации (индивидуального предпринимателя) при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сокращается со 100 до 50 человек для розничной торговли и общественного питания, для остальных видов деятельность остается прежним;

2) с 1 января 2012 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются следующие виды предпринимательской деятельности: розничную торговлю в торговых залах и общественное питание в торговых залах. Таким образом, фактически из-под действия ЕНВД исключаются самые массовые виды деятельности.

  3) с 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отменяется.

Вследствие этого предпринимателей, которые сегодня пользуются данной системой, буквально принудят перейти на другие способы налогообложения. В этих целях статья 346.25.1 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ будет признана утратившей силу, а в НК РФ будет включена отдельная глава 26.5 «Патентная система налогообложения».

Право введения патентной системы налогообложения предоставляется субъектам РФ. Причем патентную систему смогут применять индивидуальные предприниматели, для которых будет сохранено право привлечения наемных работников со среднесписочной численностью не более пяти человек. В указанном законопроекте перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться патентная система налогообложения, содержит обязательный перечень (22 вида) и добровольный (70 видов), однако данный перечень все еще недостаточен в целях стимулирования к развитию предпринимательства на местах и будет дорабатываться.

Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате: НДФЛ (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения); налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения) [45]. Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ: при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Используемые для исчисления налоговой базы размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом, предусматривается размер базовой доходности от 100 до 500 тыс.руб. в год с предоставлением субъектам РФ права в два раза его увеличивать (уменьшать) [47].

Несмотря на доработку, последняя редакция законопроекта не в полной мере отражает потребности малого и среднего предпринимательства. В связи с этим документ подвергается многочисленной критике. Так, принципиальная позиция ОПОРЫ РОССИИ: ЕНВД отменять нельзя. Среди аргументов организации – отмена обязательного применения ККТ для плательщиков ЕНВД при последующей отмене налога становится бесполезной. Патент могут применять исключительно физические лица, зарегистрированные в качестве ИП. Кроме того, на патент переносятся не все виды деятельности, применяемые на ЕНВД. При этом необходимость перерегистрации из ООО в ИП, но условия ведения бизнеса и риска ООО и ИП несопоставимы: ИП отвечает всем своим имуществом, в то время как участник в ООО только принадлежащей ему долей. Таким образом, в случае отмены ЕНВД юридические лица будут вынуждены переходить на общую систему или УСН, что повысит их издержки. А УСН ограничена по обороту – 60 млн. рублей [48].

На открытой на портале ОПОРЫ РОССИИ специальной Актуальной теме, посвящённой оценке предпринимателями последствий отмены ЕНВД абсолютное большинство предпринимателей высказались за сохранение данного режима для субъектов МСП, поскольку он является простым и удобным в применении.

Необходимо введение добровольности применения ЕНВД – чтобы предприниматели сами выбирали, какой режим им выгоднее применять. Это станет действенной мерой к стимулированию органов власти создавать благоприятные условия для развития предпринимательства на местах. Ведь в настоящий момент ЕНВД – самая распространенная система налогообложения.

В части совершенствования механизма финансовой поддержки государством малого и среднего бизнеса, необходима концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как [24, c. 5]:

       создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

       увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

       эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;

       формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;

       оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.

Итак, совершенствование методов государственного регулирования малого и среднего бизнеса касается таких направлений, как упрощение процедуры лицензирования – введение бессрочных лицензий и сокращение лицензируемых видов деятельности; с отмена с 1 января 2014 года единого налога на вмененный доход и введением вместо нее патентной системы налогообложения; повышение уровня финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства путем создания системы гарантий (поручительств); увеличения объемов микрофинансирования и микрокредитования; эффективного использования возможностей финансового лизинга и франчайзинга; формирования венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса; оказания поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости.

 

3.3 Рекомендации по повышению результативности использования методов государственной поддержки аграрного сектора

 

Перед российским государством в настоящее время стоит проблема совершенствования регулирования такой важной для экономики сферы, как АПК. В первую очередь, считаем необходимым привлекать молодых специалистов на село, что администрации районов и образовательные учреждения должны вести совместную планомерную работу по подготовке и трудоустройству молодых кадров на селе, независимо от ведомственной принадлежности.

Для того чтобы привлечь специалистов в село нужны экономические стимулы и условия. Надо сделать саму жизнь в деревне привлекательной и перспективной, обеспечить доступность образования, жилья, платить достойную зарплату, создать инфраструктуру на селе, провести газификацию, водоснабжение, построить социально-культурные объекты.

В целом, такая работа в российских регионах уже ведется по федеральной целевой программе «Социальное развитие села». Однако, несмотря на господдержку, выпускники, особенно со средним профессиональным образованием, плохо закрепляются на селе. Плохо закрепляются молодые кадры имеющие рабочие специальности. В связи с этим, Минсельхоз должен и дальше проводить встречи с выпускниками аграрных университетов и техникумов для ознакомления их с вакансиями и действующими государственными программами. В будущем необходимо также администрациям районов, аграрным учебным заведениям активизировать работу в данном направлении,  организовывать встречи с  потенциальными работодателями и организовывать ярмарки вакансий.

В каждом регионе РФ необходимо разработать республиканскую программу «Сельскохозяйственные кадры», которая позволит создать эффективную систему кадрового обеспечения АПК на базе комплекса мер по профессиональному обучению, привлечению, закреплению и сохранению кадрового потенциала.

Действенной формой закрепления кадров является также заключение хозяйствами прямых договоров по подготовке специалистов. В них должны быть обязательно предусмотрены условия возврата затраченных на обучение средств в случае, если специалист не вернулся в хозяйство.

В ходе исследования было установлено, что одной из проблем государственного регулирования АПК является ненадлежащее предоставление бюджетных ассигнований и нецелевое использование средств бюджета. В этой связи Минсельхоз формирует всероссийский реестр сельхозпроизводителей, получающих господдержку, а также единые критерии контроля и оценки эффективности их работы. Требования по этому вопросу были оформлены в виде соглашений с руководителями регионов на получение различных субсидий и дотаций для реализации федеральных и отраслевых целевых программ в рамках Всероссийской целевой программы развития АПК до 2012 года. Это сделано для того, чтобы все виды государственной поддержки стали гораздо прозрачнее и адреснее. Суть всероссийского реестра сельхозпроизводителей, получающих господдержку, в том, чтобы не просто механически контролировать деятельность сельхозпроизводителей, но и конструктивно влиять на нее с целью повышения объемов производства продуктов питания и улучшения их качества. Этот инструмент позволит повысить контроль за целевым использованием бюджетных средств.

В целях решения проблемы целевого использования бюджетных кредитов в сельском хозяйстве целесообразно внесение некоторых изменений в механизм субсидирования процентных ставок. В частности, определенный положительный эффект может быть достигнут, если средства, предназначенные на субсидирование, будут выплачиваться не банку, а непосредственно, товаропроизводителю, взявшему кредит в банке по рыночной ставке. Это существенно облегчит контроль за целевым использованием средств. Переадресация субсидий также позволит вовлечь в кредитование сельского хозяйства на инвестиционные цели пока еще не участвующие в нем банки, которые в настоящее время избегают предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям долгосрочные кредиты на приобретение техники из-за отсутствия доступа к средствам бюджета. Кроме того, при подобном подходе к компенсации расходов, связанных с кредитованием, становится возможным добиться целевого предоставления субсидий сельскохозяйственным предприятиям, участвующим в реализации приоритетных для региона и/или государства в целом программ.

По нашему мнению, механизм субсидирования процентных ставок должен быть также дополнен механизмом частичного и/или полного гарантирования возврата долгосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств регионального бюджета.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса