Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Основной целью работы является раскрытие сущности и необходимости государственного регулирования рынка экономики.
В соответствии с целью ставятся и решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие и сущность рынка экономики;
- раскрывается необходимость государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики 4
2. Необходимость государственного регулирования рынка экономики 6
3. Формы и инструменты государственного регулирования рынка экономики 9
4. Регулирование государством экономики в России 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 4 файла

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

ОСНОВНОЕ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


4

 

1. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики

 

Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. [6, с. 62]

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети ХVI века.  В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения  внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция» для того, чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов. [8, с. 42]

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями  есть монополия.  Рынок одного покупателя и нескольких продавцов  есть монопсония.  Это  - крайности несовершенной конкуренции. [3, с. 74]

К функциям рынка относятся:

- информационная: рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

- посредническая: рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

- ценообразующая: цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

- регулирующая: рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

- координирующая: рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. [6, с. 74]

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка – материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.

Рынки классифицируются по следующим параметрам и признакам.

1. По территориальному признаку.

2. По субъектам, вступающим в обмен.

3. По объектам обмена.

4. По степени соблюдения законности.

5. По степени насыщенности.

6. По степени развитости экономической свободы (свободный и регулируемый). [3, с. 82]

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами:

- в экономике присутствует многообразие форм собственности, или как минимум две: государственная и частная;

- рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;

- любое вмешательство государства в экономику является ограниченным. [8, с. 56]

Рыночная экономика - социально - экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. [6, с. 85]

Рыночная экономика  - это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. [10, с. 102]

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности, хотя в действительности возможности определяет социальное положение.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.

 

2. Необходимость государственного регулирования рынка экономики

 

Экономика представляет собой сложнейшую систему состыковки природных и общественных связей в процессе использования естественных и искусственно созданных ресурсов в целях удовлетворения различных потребностей общества.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Многими исследователями подчеркивалось, что никогда в истории человеческой цивилизации не было страны или региона, в которых эконо­мика функционировала бы исключительно на основе рыночного механизма. Всегда использовался, а в настоящее время очень широко, механизм госу­дарственного воздействия на экономические процессы. Вот почему следует постоянно помнить о том, что понятия «рынок» и «рыночная система» явля­ются научными абстракциями, т.е. упрощенными моделями реальной эконо­мической действительности. [4, с. 112]

Государственное регулирование эконо­мики связано с функционированием национальной экономики и всецело направлено на достижение оптимального результата ее развития как в текущий период времени, так и в перспективе.

Основным направлением государственного регулирования экономики явля­ется достижение макроэкономической сбалансированности и обеспечения бескризисного развития взаимосвязей различных хозяйствующих субъек­тов и потребителей (населения страны). [7, с. 92]

К объективным факторам, способствующим развитию государствен­ного регулирования экономики и форм вмешательства государства в про­цесс развития национальной экономики, можно отнести следующие:

- сбои в функционировании рыночного механизма или «провалы» рынка, приводящие к серьезным нарушениям в действии самого рыночного механизма и отрицательным социально-экономическим последствиям и потрясениям, что невыгодно как самим хозяйст­вующим субъектам, так и населению и государству, воплощающему общественные интересы;

- необходимость обеспечения качественного удовлетворения потреб­ности общества в общественных благах, создаваемых и развиваемых государством (они представляют собой в основном услуги, оказывае­мые государством в лице всех ветвей власти всем жителям страны за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды, прочих при­нудительных сборов);

- необходимость выравнивания, сглаживания внешних эффектов (раз­ницы между общественными и частными выгодами и издержками), внешних экстерналий - загрязнение окружающей среды, отсутст­вие побудительных мотивов частного сектора в развитии промыш­ленной и социальной инфраструктуры и т.д. Решение этих задач вынуждены взять на себя государство и госсектор экономики;

- необходимость обеспечения рамочных условий сохранения эконо­мического строя общества (сохранение конкурентных начал эконо­мического развития, выработка «правил игры» хозяйствующих субъ­ектов, разработка законодательной и контролирующей основ функци­онирования рынка и т.д.);

- координация хозяйственной деятельности отдельных субъектов рынка, отраслей, секторов экономики, видов деятельности и регионов. Это воздействие, как правило, носит принудительный характер, но в рыночной экономике оно осуществляется экономическими сред­ствами;

- необходимость обеспечения экономической системы государства достоверной, оперативно функционирующей и доступной для всех заинтересованных экономических субъектов информацией;

- создание системы мотиваций (наказаний и поощрений) системы государственного регулирования экономики, обеспечивающей дос­тижение поставленных целей развития национальной экономики;

- необходимость совершенствования национальной экономической системы для обеспечения ее наиболее эффективного встраивания в процесс общемирового развития. [9, с. 412]

Государственное регулирование экономики условно развивается в двух формах: прямого и косвенного воздействия на национальную эконо­мику.

Прямое воздействие развивается через своего рода огосударствление, при кото­ром государство регулирует рыночные отношения через различные формы участия в процессе производства (например, участие государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов).

Косвенное, опо­средованное, характерно для воздействия государства на воспроизводст­венный процесс посредством различных экономических средств и методов (основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги).

 

 

 

3. Формы и инструменты государственного регулирования

    рынка экономики 

 

Среди важнейших форм государственного регулирования экономики выделяются планирование (прямое, директивное и индикативное) и прог­нозирование.

Планирование в обеих формах дополняется анализом достиг­нутого уровня тенденций развития национальной и мировой экономик и составлением на этой базе плана-прогноза. В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение модели желае­мого и намечаемого состояния экономики при одновременном установле­нии путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конеч­ных рубежей планируемых действий. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Его задача - обеспечить ново­введения и планируемые изменения в государстве. [5, с. 97]

Планы практически всегда ориентированы на определенные цели, на реше­ние задач, стоящих перед экономикой, что находит отражение в показате­лях плана.

Индикативное планирование предстает процессом формирования сис­темы параметров (индикаторов), достижение которых определяет меру госу­дарственного воздействия на социальные и экономические процессы.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие дина­мику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование представляет собой наиболее совер­шенную форму организации взаимодействия всех звеньев государственных органов управления между собой, а также с союзами предпринимателей и профсоюзами. Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функ­ционирования экономики, государственные программы, объемы государ­ственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимо­связь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур. [4, с. 146]

В качестве самостоятельной формы в теории государственного регулирования экономики выделяется нормативно-правовое регулиро­вание. В системе нормативов важнейшая роль отводится тем, которые исполь­зуются для распределения национального дохода. Следует учитывать, что получение и распределение доходов регламентируется центром на основе принципов:

- примата материально-вещественных пропорций по отношению к финан­сово-стоимостным;

- воздействия финансово-стоимостных пропорций на материально-вещественные процессы, в частности на повышение эффективности общественного производства. [10, с. 47]

В настоящее время существуют и применяются разнообразные формы государственного регулирования. Наиболее значительными из них явля­ются:

- непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значе­ние для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Это военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, музеи, парки и т. д.; [1, с. 24]

- налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифферен­циации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов;

- денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии госу­дарства на денежное обращение и объем денежной массы. Госу­дарство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки бан­ковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, предоставлять льготные займы, выкупать обли­гации и другие ценные бумаги;

- бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государст­венного бюджета по различным направлениям их расходования;

- ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключа­ется в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дота­циями. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установ­ления предельных уровней рентабельности для предприятий-моно­полистов;

- социальное регулирование направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, под­держание уровня условий жизни, достойных человека;

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Государственное регулирование экономики