Государственная политика России в отношении импорта капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.

Содержание

1. Международное движение капитала………………………………………4
1.1. Причины международного движения капитала ………………………..……..4
1.2 Факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала………………5
1.3 Основные формы международного движения капитала…………………………6
1.4 Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала…………………………8
1.5 Применяющееся меры для урегулирования потока иностранных капиталов….9
2 Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………. 11
3. Инвестиционная деятельность в России…………………………….13
3.1 Пути привлечения иностранных инвестиций……………………………………1.3
3.2 Значение иностранных инвестиций для России………………………………..16
3.3 Об иностранных инвестициях в последний период и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации……………………………………………………17
4. Государственная правовая основа…………………………………….31.
4.1 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность……………31.
4.2 Правовая государственность и правовая защита………………………………….33.
4.3 Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности……35
4.4 Налоговое законодательство и инвестиции………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и другие источники:…………………………

Работа содержит 1 файл

Государственная политика России в отношении импорта капитала.docx

— 120.56 Кб (Скачать)

  Для финансирования инфраструктурных и иных проектов общегосударственного значения на базе государственно–частного партнерства в рамках федерального бюджета создан Инвестиционный фонд. Его размер к 2010 г. должен превысить 540 млрд. руб. Правительством одобрены 24 проекта. Их общая стоимость составляет 2,5 трлн. руб., из которых 800 млрд. руб. должны финансироваться Инвестиционным фондом. По трем проектам уже подписаны инвестиционные соглашения и открыто их финансирование. В 2006 – 2008 гг. из средств Инвестиционного фонда израсходованы 34,5 млрд. руб. К реализации в 2009 г. отобраны 15 проектов (на 2009г. запланировано их финансирование в размере 64 млрд. руб.).

  Завершено формирование Банка развития и внешнеэкономической деятельности (на базе Внешэкономбанка). Сформирован уставной капитал Банка в размере 250 млрд. руб.

  За время своей деятельности в новом качестве ВЭБ предоставил на реализацию 39 инвестиционных проектов более 56,4 млрд. руб. К 2012 г. Банк планирует увеличить кредитный портфель до 850 млрд. руб. Предполагается, что Банк будет привлекать внешних инвесторов к софинансированию своих проектов в соотношении своей доли участия в них в пропорции 1 к 10.

  Значительные возможности для инвестирования открывают пенсионная и страховая реформы.

  Утверждено Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда. Правительство одобрило законопроекты, значительно повышающие эффективность и открытость страховой системы нашей страны. Правительством одобрена Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 – 2012 гг. Ее реализация позволит сконцентрировать свободные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций в отечественную экономику.

  Особое внимание уделяется развитию финансовой инфраструктуры. Президентом Д.А. Медведевым в послании Федеральному Собранию поставлена задача принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. Такой центр, как подчеркнул Президент, должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.

   В условиях мирового финансово – экономического кризиса ее главной задачей становится повышение капитализации и надежности отечественных банков. Внесены поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части совершенствования условий управления банковскими рисками и банковского надзора на консолидированной основе.

  Все российские банки представляют в ЦБ отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме России, аналогичные требования выполняются только в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии. Ожидается принятие закона «О консолидированной финансовой отчетности», который предусматривает обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) открытыми акционерными обществами, прошедшими процедуру допуска их акций для торговли на фондовой бирже.

   Инвестиционный климат, несмотря на серьезное воздействие углубляющегося мирового экономического кризиса, остается в целом благоприятным. По оценкам ЮНКТАД, Россия входит в пятерку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций, уступая лишь Китаю, Индии, США.

  Вместе с тем, ситуация с привлечением иностранных стратегических инвестиций требует кардинального улучшения. Иностранных инвесторов по – прежнему, интересуют лишь узкий сегмент сырьевого сектора, а также отдельные проекты в черной и цветной металлургии, машиностроении, оптовой и розничной торговле.

  Три ведущих мировых рейтинговых агентства повышали с 2005 г. суверенный инвестиционный рейтинг России при стабильном прогнозе. Близкие к России значения рейтинга имели Бахрейн, Бразилия, Венгрия, Казахстан, Китай, Латвия, Мексика, Таиланд, ЮАР.

  Правда, два агентства в декабре 2008 г. и феврале 2009 г. с учетом влияния мирового экономического кризиса снизили рейтинг на одну ступень (до ВВВ) при негативном прогнозе (в декабре 2009 г. одно из них изменило прогноз на стабильный). Понижение суверенного рейтинга России эти агентства объясняли значительным сокращением международных резервов и притока иностранных инвестиций.

  В рейтинге конкурентоспособности, подготовленном в 2009г. в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась в сравнении с 2008 г. на 12 позиций и заняла 63 место (между Мексикой, Турцией, Черногорией и Румынией, Уругваем, Ботсваной) из 133. В рейтинге развития финансовых рынков за 2009 г., подготовленном в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна опустилась с 36 на 40 место из 52. В рейтинге экономической свободы стран мира, составленном ВЭФ в 2009 г. Россия оказалась на 109 месте из 121 (между Сирией и Непалом). В аналогичном рейтинге за 2009 г., подготовленным “Heritage Foundation”, Россия опустилась с 134 на 146 место из 183. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business – 2010» Россия находится на 120 месте (между Бангладеш и Коста-Рикой) из 183. В Докладе ПРООН за 2009 г. содержится рейтинг уровня жизни 182 государств (Россия находится на 71 месте после Албании, Белоруссии, но впереди Македонии).

  В рейтинге международной организации “Transparency International” «Индекс восприятия коррупции» за 2009 г. Россия поднялась на одну ступень и заняла 146 место среди 180 стран мира. На том же уровне находятся Кения и Сьерра - Леоне.

  В конкурентной борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций Россия уступает Китаю и странам ЦВЕ. Что касается государств - членов СНГ, то наша страна еще в 2007 г. обошла Казахстан, который с начала 1990–х годов лидировал по инвестиционной привлекательности среди стран СНГ и первым из них получил инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств.

  Сам поток инвестиций из-за рубежа в российскую экономику остается значительным. По оценкам авторитетных экспертов, на репатриированный капитал приходится почти половина общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе свыше 60% объема прямых иностранных инвестиций.

  По данным Росстата, (который в отличие от ЦБ не учитывает покупку иностранными акционерами пакетов акций на вторичном рынке) на 1 октября 2009 г. накопленный объем иностранных инвестиций составил 262,4 млрд. долл. (лишь на 4,4% больше по сравнению с 1 октября 2008 г.).

  Накопленные прямые инвестиции составили 104,1 млрд. долл.(39,7%), портфельные – 12,1 млрд. долл.(4,6%), прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) – 146,2 млрд. долл. (55,7%).

    В 2008 г. поступления иностранных инвестиций составили 103,8 млрд. долл., что на 14,2 % меньше показателя предшествующего года. Поступления за 9 месяцев 2009 г. достигли лишь 54,8 млрд. долл., что на 27,8% меньше результатов соответствующего периода предшествующего года. Это связано не в последнюю очередь с нарастающими проблемами с ликвидностью на мировом финансовом рынке из-за продолжающегося глобального экономического кризиса.

  Отток зарубежных российских инвестиций в 2008 г. достиг 114,3 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 70 млрд. долл.) и впервые за последние годы превысил приток иностранных инвестиций (103,8 млрд. долл.; за 9 месяцев 2009 г. – 54,8 млрд. долл.).

  Что касается погашения (вывода) ранее поступивших в Россию иностранных инвестиций, то их объем в 2008 г. превысил 68 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 50,6 млрд. долл.).

  Наибольшая сумма поступлений иностранных инвестиций отмечена в 2008 г. в сферах обрабатывающей промышленности – 33,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 15 млрд. долл.), торговли (включая внешнюю) и общественного питания – 23,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 16,3 млрд. долл.), недвижимости – 15,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,6 млрд. долл.), добычи полезных ископаемых – 12,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,7 млрд. долл.), в финансовом секторе – 5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 2 млрд. долл.), транспорта и связи - 4,8 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 8,5 млрд. долл.), производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 3,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 386 млн. долл.), строительстве – 3,4 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 728 млн. долл.).

  По-прежнему основную долю (75,3 млрд. долл. или 72,6% в 2008 г.) занимают прочие иностранные инвестиции (за 9 месяцев 2009 г. – 43,7 млрд. долл. или 79,9%).

  На долю прямых иностранных инвестиций в 2008 г. пришлись 26% или 27 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 18,2% или 10 млрд. долл.).

  Поступления портфельных инвестиций составили 1,4 млрд. долл. или лишь 1,4% объема всех иностранных инвестиций, поступивших в 2008 г. (за 9 месяцев 2009 г. – 1 млрд. долл. или 1,9%).

  Больше всего инвестиций поступило в 2008 г. из Кипра – 19,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 5,2 млрд. долл.), Великобритании – 14,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 4,2 млрд. долл.), Нидерландов – 14,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,4 млрд. долл.), ФРГ – 10,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,5 млрд. долл.), Люксембурга – 7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,9 млрд. долл.), Франции – 6,2 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,6 млрд. долл.), Британских Виргинских островов – 3,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,1 млрд. долл.), Ирландии – 2,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 595 млн. долл.), США – 2,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,3 млрд. долл.), Японии (за 9 месяцев 2009 г -1,6 млрд. долл.).

  По данным Росстата, поступившие в 9 месяцев 2009 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На инвестиции в основной капитал пошли 9,7 млрд. долл. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 7,3 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 4,6 млрд. долл. На оплату работ и услуг сторонним организациям ушли 2,2 млрд. долл.; на налоги, сборы, другие обязательные платежи – 828 млн. долл.; выплату процентов по полученным кредитам – 735 млн. долл. На предоставление займов были использованы 883 млн. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 632 млн. долл.

  Прочие затраты (прежде всего, пополнение оборотных средств) составили 17,1 млрд. долл. Не были использованы 10,4 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 54,7 млрд. долл.

   Лидерами по накопленным прямым инвестициям в российскую экономику по состоянию на 1 октября 2009 г. являются Кипр – 31,2 млрд. долл., Нидерланды – 29,2 млрд. долл., ФРГ- 7,4 млрд. долл., Британские Виргинские острова – 4,2 млрд. долл., Великобритания – 3,6 млрд. долл., США - 2,8 млрд. долл. На эти страны, а также на Францию (2 млрд. долл.), Люксембург (1 млрд. долл.), Японию (801 млн. долл.), Ирландию (433 млн. долл.) приходятся 79,5% прямых иностранных инвестиций, накопленных по состоянию на 1 октября 2009 г.

  Прежде всего, вышеуказанные инвестиции ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность).

  В целом отраслевое распределение накопленных на 1октября 2009 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений.

  Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (77,7 млрд. долл.), сферу торговли и общественного питания (55,7 млрд. долл.), добычу полезных ископаемых (45,1 млрд. долл.). В сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы, строительство инвестировано соответственно 32,5 млрд. долл., 24,8 млрд. долл., 11,9 млрд. долл., 4,7 млрд. долл.

  Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На 10 субъектов Федерации приходились 81,2% поступивших в за 9 месяцев 2009 г. иностранных инвестиций. В частности, только в Москву поступили 51,6% всего их объема. В Санкт-Петербург - 5,6%, Московскую область – 5,1%, Сахалинскую область – 4,5%, Челябинскую область – 3,5%, Республику Татарстан – 2,9 %, Томскую область – 2,5%, Ленинградскую область – 1,9%, Калужскую область - 1,8%, Свердловскую область – 1,8%.

  Принципиально важной остается работа по укреплению договорно-правовой базы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве.

  В последние годы вступили в силу двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с Австралией, Алжиром, Венесуэлой, Исландией, Литвой, Новой Зеландией, Сингапуром, Сирией, Таиландом. Ратифицировано соглашение с Бразилией.

  Правительство России внесло 11 апреля 2002 г. дополнения и изменения в типовое Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 июня 2001 г. Их суть состоит в том, что предоставляемый Россией режим не может быть лучше, чем тот, который наша страна будет готова предоставить в рамках обязательств по ВТО.

   В настоящее время действуют 46 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 11 были заключены еще во времена СССР.

  Кроме того, Российской Федерацией ратифицированы соглашения с Арменией, Катаром и КНДР (пока они в силу ряда причин не вступили в силу).

    Заключены, но не прошли процесс ратификации в Российской Федерации соглашения с Алжиром, Анголой, Брунеем, Ливией, Нигерией, Португалией, Словенией, США, Таджикистаном, Таиландом, Узбекистаном, Хорватией, Эквадором, Эфиопией.

Информация о работе Государственная политика России в отношении импорта капитала