Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:53, курсовая работа
С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.
1. Международное движение капитала………………………………………4
1.1. Причины международного движения капитала ………………………..……..4
1.2 Факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала………………5
1.3 Основные формы международного движения капитала…………………………6
1.4 Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала…………………………8
1.5 Применяющееся меры для урегулирования потока иностранных капиталов….9
2 Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………. 11
3. Инвестиционная деятельность в России…………………………….13
3.1 Пути привлечения иностранных инвестиций……………………………………1.3
3.2 Значение иностранных инвестиций для России………………………………..16
3.3 Об иностранных инвестициях в последний период и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации……………………………………………………17
4. Государственная правовая основа…………………………………….31.
4.1 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность……………31.
4.2 Правовая государственность и правовая защита………………………………….33.
4.3 Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности……35
4.4 Налоговое законодательство и инвестиции………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и другие источники:…………………………
Распределение
зарубежных инвестиций по странам и отраслям
промышленности во многом определяет
структуру современной международной
экономики, отношения между отдельными
частями мирового хозяйства. Ведущими
странами в, области прямых инвестиций
являются основные промышленно развитые
страны. Располагая примерно 4/5 ежегодного
потока прямых инвестиций, они одновременно
являются крупнейшими импортерами и экспортерами
капитала.
Портфельные инвестиции - это акции,
облигации, иные формы капиталовложений,
не дающие возможности непосредственного
контроля над деятельностью зарубежного
предприятия. Инвесторы могут получить
прибыль лишь в соответствии с установленными
правилами о ценных бумагах.
Портфельные инвестиции - важный
источник привлечения иностранного капитала
для финансирования облигационных займов,
выпускаемых крупнейшими корпорациями,
центральными (государственными) и частными
банками. Посредниками в осуществлении
зарубежных портфельных инвестиций выступают,
как правило, крупные инвестиционные банки.
На движение портфельных инвестиций
значительное влияние оказывает разница
в норме процентных ставок, выплачиваемых
по облигациям в отдельных странах.
В послевоенный период в структуре
экспорта капитала произошли заметные
изменения, отразившие особенности развития
мирового хозяйства. Наиболее важным из
них является огромный рост международных
кредитов в 70-е - 80-е годы и образование
мировой кредитно-финансовой сферы капитала.
Резко возросла роль ссудного капитала.
В 60-е годы для международного рынка
ссудных капиталов были характерны краткосрочные
операции. В 70-е - 80-е годы произошел огромный
рост средне- и долгосрочных кредитов.
Средне- и долгосрочные кредиты используются
для пополнения основного капитала, кредитования
и финансирования операций по приобретению
акций, учреждению филиалов, строительству
и реконструкции зарубежных инвестиций.
В роли главных заемщиков выступают, прежде
всего, международные корпорации.
В 1995 г. на международных рынках
капитала, по данным Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), соглашения
всех типов по бессрочным и срочным инструментам
заимствования выросли до 388 млрд. долларов
(258 млрд. в 1994 г.). Доля синдицированных
кредитов в общем объеме финансирования
достигла 29%, став самым важным международным
финансовым инструментом.
В 80-е годы стала активно использоваться
такая форма ссудного капитала, как проектное
финансирование, то есть предоставление
крупных кредитов под конкретные промышленные
объекты. Фактически, эта форма сходна
с прямыми инвестициями.
Касаясь вопроса о влиянии вывоза
капитала в форме портфельных инвестиций
и кредитов, следует отметить его двойственное
влияние на мировое хозяйство. С одной
стороны, обеспечивается международное
воспроизводство капитала. В условиях
его интернационализации и интеграции
финансовых рынков повышается эффективность
механизма международных экономических
связей. С другой стороны, неконтролируемые
переливы капитала вызывают нарушения
равновесия платежных балансов стран
и ведут к существенным колебаниям валютных
курсов. В свою очередь, значительный импорт
иностранного капитала способен привести
к вытеснению национального капитала.
Экономическую помощь, которая
оказывается промышленно развитыми странами
остальному миру бесплатно, а также в виде
льготных кредитов, можно рассмотреть
на примере США, занимающих второе место
(после Японии) по оказанию помощи государствам
мира. Так, в соответствии с "Законом
о помощи иностранным государствам"
США в 1994 финансовом году ассигновали
на помощь 13 млрд. долларов (76% на экономические
и 24% на военные цели). На первом месте в
списке получателей кредитов - Израиль
(3 млрд., долларов), на втором - Египет (2,1
млрд. долларов). 65% помощи оказывается
бесплатно, 35% - в виде льготных кредитов.
По данным госдепартамента, США
предоставили России в первой половине
90-х годов в виде безвозвратной помощи
4,7 млрд., долл., из которых 2 млрд. долл.
направлены на экономическое и техническое
содействие, 1,7 млрд. долл. - на прямую гуманитарную
помощь и закупки продовольствия и 1 млрд.
долл. - на реализацию программы, предусматривающей
сокращение ядерных вооружений в республиках
бывшего СССР. Пик американской помощи
России пришелся на 1994 г., когда он составил
1,6 млрд. долл.
1.4
Влияние международного
движения капитала на
мировую экономику и
его последствия для
стран экспортеров и
импортеров капитала.
Активизировавшийся в начале 70-х
годов и набирающий силу процесс интернационализации
рынков капитала проявляется в постоянно
увеличивающихся объемах перелива капитала
между государствами рыночной экономики.
Об этом свидетельствует общий рост прямых
и портфельных инвестиций, увеличение
объема долгосрочных и краткосрочных
кредитов, рост масштабов операций на
рынке евровалют и др.
Международное движение капитала,
занимая ведущее место в международных
экономических отношениях, оказывает
огромное влияние на мировую экономику:
1. Способствует росту мировой экономики.
Капитал пересекает границы в поисках
благоприятных сфер своего приложения
и прироста в мировых масштабах. Приток
зарубежных инвестиций для большинства
стран-реципиентов помогает решить проблему
нехватки производительного капитала,
увеличивает инвестиционную способность,
ускоряет темпы экономического роста.
2. Углубляет
международное разделение
Вывоз капитала является одним из важнейших
условий формирования и развития международного
разделения труда. Взаимное проникновение
капитала между странами укрепляет экономические
связи и сотрудничество между ними, способствует
углублению международных специализации
и кооперации производства.
3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена
между странами, в том числе промежуточными
продуктами, между филиалами международных
корпораций, стимулируя развитие мировой
торговли.
Играя
стимулирующую роль в развитии мировой
экономики, международное движение капитала
вызывает различные последствия для стран-экспортеров
и импортеров капитала.
К числу последствий для стран,
экспортирующих капитал, можно отнести
следующие:
- вывоз капитала за рубеж без адекватного
привлечения иностранных инвестиций ведет
к замедлению экономического развития
вывозящих стран;
- вывоз капитала отрицательно сказывается
на уровне занятости в стране-экспортере;
- перемещение капитала за границу неблагоприятно
сказывается на платежном балансе страны.
Для стран, ввозящих капитал, положительные
последствия могут быть следующими:
- регулируемый импорт капитала способствует
экономическому росту страны-реципиента
капитала;
- привлекаемый капитал создает новые
рабочие места;
- иностранный капитал приносит новые
технологии, эффективный менеджмент, способствует
ускорению в стране научно-технического
прогресса;
- приток капитала способствует улучшению
платежного баланса страны-реципиента.
В
свою очередь имеются и отрицательные
последствия привлечения иностранного
капитала:
- приток иностранного капитала, "подминая"
местный капитал, либо пользуясь его бездействием,
вытесняет его из прибыльных отраслей.
В результате при определенных условиях
это может привести к однобокости развития
страны и угрозе ее экономической безопасности;
- бесконтрольный импорт капитала может
сопровождаться загрязнением окружающей
среды;
- импорт капитала часто связывается с
проталкиванием на рынок страны-реципиента
товаров, уже прошедших свой жизненный
цикл, а также снятых с производства в
результате выявленных недоброкачественных
свойств;
- импорт ссудного капитала ведет к увеличению
внешней задолженности страны;
- использование международными корпорациями
трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента
в налоговых поступлениях и таможенных
сборах.
Последствия международного движения
капитала сказываются на социально-экономических
и политических целях конкретной страны.
Естественно, они различны для развитых
и слаборазвитых стран, а также стран с
переходной экономикой. Однако в любом
случае нельзя уповать на возможность
использования только положительных факторов,
отсекая отрицательные последствия. Государственная
политика должна искать компромиссы, выделяя
приоритетные факторы в таком сложном
и противоречивом процессе как международная
миграция капитала.
2 Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений.
Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.
Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).
Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:
К первой группе относятся следующие меры:
Ко второй:
В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:
3. Инвестиционная деятельность в России.
· создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
· создания предприятий,
полностью принадлежащих
Информация о работе Государственная политика России в отношении импорта капитала