Государственная политика России в отношении импорта капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.

Содержание

1. Международное движение капитала………………………………………4
1.1. Причины международного движения капитала ………………………..……..4
1.2 Факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала………………5
1.3 Основные формы международного движения капитала…………………………6
1.4 Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала…………………………8
1.5 Применяющееся меры для урегулирования потока иностранных капиталов….9
2 Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………. 11
3. Инвестиционная деятельность в России…………………………….13
3.1 Пути привлечения иностранных инвестиций……………………………………1.3
3.2 Значение иностранных инвестиций для России………………………………..16
3.3 Об иностранных инвестициях в последний период и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации……………………………………………………17
4. Государственная правовая основа…………………………………….31.
4.1 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность……………31.
4.2 Правовая государственность и правовая защита………………………………….33.
4.3 Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности……35
4.4 Налоговое законодательство и инвестиции………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и другие источники:…………………………

Работа содержит 1 файл

Государственная политика России в отношении импорта капитала.docx

— 120.56 Кб (Скачать)

     Распределение зарубежных инвестиций по странам и отраслям промышленности во многом определяет структуру современной международной экономики, отношения между отдельными частями мирового хозяйства. Ведущими странами в, области прямых инвестиций являются основные промышленно развитые страны. Располагая примерно 4/5 ежегодного потока прямых инвестиций, они одновременно являются крупнейшими импортерами и экспортерами капитала. 
   Портфельные инвестиции - это акции, облигации, иные формы капиталовложений, не дающие возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Инвесторы могут получить прибыль лишь в соответствии с установленными правилами о ценных бумагах. 
   Портфельные инвестиции - важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки. 
  На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах. 
    В послевоенный период в структуре экспорта капитала произошли заметные изменения, отразившие особенности развития мирового хозяйства. Наиболее важным из них является огромный рост международных кредитов в 70-е - 80-е годы и образование мировой кредитно-финансовой сферы капитала. Резко возросла роль ссудного капитала. 
  В 60-е годы для международного рынка ссудных капиталов были характерны краткосрочные операции. В 70-е - 80-е годы произошел огромный рост средне- и долгосрочных кредитов. Средне- и долгосрочные кредиты используются для пополнения основного капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции зарубежных инвестиций. В роли главных заемщиков выступают, прежде всего, международные корпорации. 
   В 1995 г. на международных рынках капитала, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), соглашения всех типов по бессрочным и срочным инструментам заимствования выросли до 388 млрд. долларов (258 млрд. в 1994 г.). Доля синдицированных кредитов в общем объеме финансирования достигла 29%, став самым важным международным финансовым инструментом. 
  В 80-е годы стала активно использоваться такая форма ссудного капитала, как проектное финансирование, то есть предоставление крупных кредитов под конкретные промышленные объекты. Фактически, эта форма сходна с прямыми инвестициями. 
    Касаясь вопроса о влиянии вывоза капитала в форме портфельных инвестиций и кредитов, следует отметить его двойственное влияние на мировое хозяйство. С одной стороны, обеспечивается международное воспроизводство капитала. В условиях его интернационализации и интеграции финансовых рынков повышается эффективность механизма международных экономических связей. С другой стороны, неконтролируемые переливы капитала вызывают нарушения равновесия платежных балансов стран и ведут к существенным колебаниям валютных курсов. В свою очередь, значительный импорт иностранного капитала способен привести к вытеснению национального капитала. 
   Экономическую помощь, которая оказывается промышленно развитыми странами остальному миру бесплатно, а также в виде льготных кредитов, можно рассмотреть на примере США, занимающих второе место (после Японии) по оказанию помощи государствам мира. Так, в соответствии с "Законом о помощи иностранным государствам" США в 1994 финансовом году ассигновали на помощь 13 млрд. долларов (76% на экономические и 24% на военные цели). На первом месте в списке получателей кредитов - Израиль (3 млрд., долларов), на втором - Египет (2,1 млрд. долларов). 65% помощи оказывается бесплатно, 35% - в виде льготных кредитов. 
   По данным госдепартамента, США предоставили России в первой половине 90-х годов в виде безвозвратной помощи 4,7 млрд., долл., из которых 2 млрд. долл. направлены на экономическое и техническое содействие, 1,7 млрд. долл. - на прямую гуманитарную помощь и закупки продовольствия и 1 млрд. долл. - на реализацию программы, предусматривающей сокращение ядерных вооружений в республиках бывшего СССР. Пик американской помощи России пришелся на 1994 г., когда он составил 1,6 млрд. долл.

1.4 Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала. 
    Активизировавшийся в начале 70-х годов и набирающий силу процесс интернационализации рынков капитала проявляется в постоянно увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует общий рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов операций на рынке евровалют и др. 
    Международное движение капитала, занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику: 
1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

 

2. Углубляет  международное разделение труда  и международное сотрудничество. 
Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства. 
3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.
 
  
Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала. 
   К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие: 
- вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран; 
- вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере; 
- перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны. 
   Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими: 
- регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала; 
- привлекаемый капитал создает новые рабочие места; 
- иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса; 
- приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента. 
   В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала: 
- приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности; 
- бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды; 
- импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств; 
- импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны; 
- использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах. 
   Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.

   1.5 Применяющееся меры для урегулирования потока иностранных капиталов. 
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов; 
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи. 
   В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны. 
   На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов. 
  Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы: 
- транспарентность; 
- недискриминационный подход к странам-донорам; - национальный режим для иностранных инвесторов; 
- инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды; 
- минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений; 
- отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации; 
- обеспечение регистрации и конвертируемости; 
- устранение барьеров при вывозе капитала; 
- избежание двойного налогообложения; 
- соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента; 
- разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта; 
- разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж. 
    Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка.   Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций. 
  Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов. 
  Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство: 
- торговая политика; 
- налогообложение; 
- монетарная политика; 
- функционирование банковской системы; 
- правовое регулирование иностранных инвестиций; 
- права собственности; 
- доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг; 
- политика экономического стимулирования; 
- масштабы существующего в стране черного рынка; 
- ценообразование и регулирование заработной платы. 
  По каждому из десяти показателей страна может получить 
оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику .
   По результатам исследования за 1995 год наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.

2  Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений.

    Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

  Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

  Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

  1. работающие на привлечения иностранных инвестиций;
  2. работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

  • налоговые и таможенные льготы;
  • гарантии против национализации иностранной собственности;
  • возможность репатриации прибыли;
  • предоставление концессий.

Ко второй:

  • ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
  • определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
  • применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
  • установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

  В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

   С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

  • Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
  • Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
  • Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

   В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:

 

     3. Инвестиционная деятельность в России.

  3.1 Пути привлечения иностранных инвестиций.

В Российской Федерации  инвестиции могут осуществляться путем:

· создания предприятий  с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);

· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным  инвесторам, их филиалов и представительств;

Информация о работе Государственная политика России в отношении импорта капитала