Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69
На практике преследование таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делении рынка сбыта среди розничных торговцев.
Далее Закон Клейтона
признает незаконными соглашение о
продаже товаров с
При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась. Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект - сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической недобросовестностью. Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию - высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом - низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности выбора в стихии рынка.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Европейская модель антимонопольного
законодательства направлена на борьбу
со злоупотреблениями
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополистической
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В Германии основным органом, осуществляющим контроль за действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.
К этому управлению относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.
Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий - 6 лет). Совет - правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции.
Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами. Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.
Заключение
Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольная служба РФ еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран, с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства России в эффективный регулятор рыночных отношений.
К актуальным перспективным
мерам правительственной
- продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;
- совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
- регулирование и контроль инвестиционных программ;
- создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
- приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
- целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
- сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего развития
антимонопольного регулирования необходимо
также упорядочение взаимоотношений
антимонопольных органов с
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Список использованных источников:
1. Абалкин Л. В. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. -2007. - №6. - С. 3-12
2. Авдашева С.Р. Модернизация антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2009. № 5. С.100-116
3. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2008.
4. Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства: статьи семинара // Вопросы экономики .- 2009. - № 4
5. Багандов А. И.
Специфика и эффективность
6. Борзило Е. Н. Антимонопольная
политика и поддержка
7. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2009
8. Бурмистрова Т. В.
Основные тенденции
9. Варга В. А. Цикл статей по основам рыночного хозяйства. - // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. -№10 – 12
10. Голомолзин А. Е. Антимонопольная политика государства. // Экономика России 21-й век. 2007. №22.
11. Городецкий А.Е. Обоснование и выбор цели функционирования организации.// Экономика и менеджмент. 2008. №1.
12. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2008.
13. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2007. № 7. С.48-55.
14. Дерновой
В. Б. Проблемы
15. Дерябина М. Е. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. - // Вопросы экономики. - 2009. -№ 10. -С.55-64
16. Дж. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики.- 2009.- № 11.
17. Дьячкова А.В. Антимонопольная политика государства.М.: Эксмо 2008г.,169 с.
18. Еременко
В. И. Антимонопольное
19. Ершов В. П. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 2007 год 1 февраля.
20. Калганов А. К вопросу о власти планово- корпоративных групп в России. - // Вопросы экономики . -2006. -№ 6 . -С.144-151
21. Князева И. В. Антимонопольная политика в РФ// учеб. Пособие 4-е издание, М.: ОМЕГА-Л, 2009, 493 с.
22. Курс микроэкономики: Учебник // Под реда. Р. М. Нуреева. - М., 2006.
23. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь // Под общей ред. Г. С. Вечканова., - М.,2005.
24. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник// Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, - М., 2009
25. Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Совгум. 2000.125 с.
26. Насонов К. Д. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2007. №1.
27. Никитин С. В., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения .- 2009г.- №7
28. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник. Изд. 2-е..- М., НОРМА, 2008 .
29. Родченкова О. А. К вопросу о формировании в России эффективной антимонопольной политики// Бизнес в законе, 2008, №4, с.138-140
30. Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2007. № 5. С.117-131.
31. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)