Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЕВА»
Экономический факультет
Кафедра налогов и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)
Саранск 2010
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЕВА»
Экономический факультет
Кафедра налогов и налогообложения
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентка 609 группы Мигунова Светлана Владимировна
1 Тема: Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)
2 Срок представления работы к защите
3 Исходные данные для
дипломной работы: нормативно-правовые
акты, научно-методическая
4 Содержание курсовой работы
4.1 Теоретические основы
формирования антимонопольной
4.2 Анализ формирования антимонопольной политики
4.3 Направления совершенствования
антимонопольного
5 Приложения в соответствии с темой исследования
Руководитель работы
Задание приняла к исполнению
Реферат
Курсовая работа содержит 69 страниц, 37 использованных источников.
ГОСУДАРСТВО, МОНОПОЛИЯ, ПОЛИТИКА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН, МОНОПСОНИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ, РЫНОК, НАЛОГ.
Объектом исследования является Федеральная Антимонопольная Служба.
Предмет исследования – государственная антимонопольная политика.
Цель работы – исследование теоретических основ, анализ формирования антимонопольной политики и разработка предложений по ее совершенствованию.
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования, группировок и др.
В результате исследования изучены теоретические основы формирования антимонопольной политики, проведен анализ и разработаны предложения по ее совершенствованию.
Область применения – в практике работы антимонопольных органов.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы
формирования антимонопольной
1.1 Характеристика видов
1.2 Функции и задачи
1.3 Основные направления
2 Анализ формирования
2.1 Исследование специфики
2.2 Анализ проблем
2.3 Оценка роли государства в
формировании антимонопольного
законодательства
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной
3.2 Основные направления
3.3 Зарубежный опыт
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Еще в 1887г. Правовед Фредерик Стимсон говорил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный поглотить сто корпораций или сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций, сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного-двух человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение - приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести». Именно поэтому сенатор Джон Шерман в 1890г. Выступил перед Конгрессом США с законодательным актом, направленным на противодействие всем возможным видам ограничений свободной торговли и деятельности, предусматривающей создание монополий.
История принятия законодательного акта Шермана выявляет ясное и недвусмысленное политическое намерение - повысить благосостояние потребителей и сохранить возможности фирм и отдельных личностей конкурировать друг с другом. С этого времени и берет свое историческое начало политика антимонопольного регулирования, главный лозунг которой - «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».
Еще в начале прошлого века судья Верховного суда США Луис Брандейс сказал: «Едва ли кто будет отрицать, что юрист, не изучающий экономику и социологию, с большой вероятностью может стать подлинным врагом общества», Решения юристов без глубокого понимания экономической сущности вопросов функционирования рынков, аналитические выводы экономистов без знания конкурентных норм во многих случаях будут поверхностны и не достигнут своего основного назначения - принятия решений в пользу защиты конкуренции.
К настоящему времени
в мире создана разветвленная
законодательная и
Активная конкурентная политика предполагает формирование культуры конкуренции среди всех институтов общества, большей осведомленности агентов рынка об основных направлениях антимонопольной политики и преимуществах к которым приводит ее реализация. Следовательно, необходимы новые подходы в профессиональной подготовке менеджеров, экономистов, юристов.
Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.
Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
С начала 90-х годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области предпринимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к международным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним российским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.
Антимонопольное законодательство России формировалось в современных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что антимонопольное регулирование экономики прочно вошло в жизнь российского общества, как средство проведения экономических реформ и социальных преобразований.
1 Теоретические
основы формирования
Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века
(Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие
развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)