Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

ЖАРОВА курсовая.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

им. Н. П. ОГАРЕВА»

Экономический факультет

 

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнила: студентка 6 курса

                                                               заочной формы обучения специальности

                                           «Налоги и налогообложение»

                                                     Мигунова Светлана Владимировна

                                         Руководитель: к.э.н., доцент

                                      Жарова Елена Николаевна

 

 

 

 

Саранск 2010

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

им. Н. П. ОГАРЕВА»

 

Экономический факультет

 

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка 609 группы Мигунова Светлана Владимировна

1 Тема: Государственная  антимонопольная политика (на примере  РФ)

2 Срок представления  работы к защите

3 Исходные данные для  дипломной работы: нормативно-правовые  акты, научно-методическая литература, периодические издания, статистические данные, учебная и специализированная литература, ресурсы Интернета, справочно-поисковая система «Гарант» и «Консультант Плюс.

4 Содержание курсовой  работы

4.1 Теоретические основы  формирования антимонопольной политики

4.2 Анализ формирования антимонопольной политики

4.3 Направления совершенствования  антимонопольного законодательства

5 Приложения в соответствии с темой исследования

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                                                   Е. Н. Жарова

Задание приняла к исполнению                                                  С. В. Мигунова

 

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 69 страниц, 37 использованных источников.

ГОСУДАРСТВО, МОНОПОЛИЯ, ПОЛИТИКА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ  ОРГАН, МОНОПСОНИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ, РЫНОК, НАЛОГ.

Объектом исследования является Федеральная Антимонопольная  Служба.

Предмет исследования – государственная антимонопольная политика.

Цель работы – исследование теоретических основ, анализ формирования антимонопольной политики и разработка предложений по ее совершенствованию.

В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов  исследования, группировок и др.

В результате исследования изучены теоретические основы формирования антимонопольной политики, проведен анализ  и разработаны предложения  по ее совершенствованию.

Область применения –  в практике работы антимонопольных  органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                   5

1 Теоретические основы  формирования антимонопольной политики              8

1.1 Характеристика видов монополий                                                                   8

1.2 Функции и задачи антимонопольного  органа России                                 15

1.3 Основные направления антимонопольной  политики и необходимость антимонопольного  регулирования                                                                       21

2 Анализ формирования антимонопольной  политики                                       28

2.1 Исследование специфики антимонопольного  законодательства России  28

2.2 Анализ проблем антимонопольного  законодательства                               34

2.3 Оценка роли государства в  формировании антимонопольного  законодательства                                                                                                   40

3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства     50

3.1 Формирование эффективной антимонопольной  политики в России        50

3.2 Основные направления совершенствования  антимонопольного законодательства                                                                                                   54

3.3 Зарубежный опыт государственного  регулирования антимонопольной  деятельности                                                                                                          61

Заключение                                                                                                             67

Список использованных источников                                                                   69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще в 1887г. Правовед Фредерик Стимсон говорил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный поглотить сто корпораций или сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций, сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного-двух человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение - приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести». Именно поэтому сенатор Джон Шерман в 1890г. Выступил перед Конгрессом США с законодательным актом, направленным на противодействие всем возможным видам ограничений свободной торговли и деятельности, предусматривающей создание монополий.

История принятия законодательного акта Шермана выявляет ясное и  недвусмысленное политическое намерение - повысить благосостояние потребителей и сохранить возможности фирм и отдельных личностей конкурировать друг с другом. С этого времени и берет свое историческое начало политика антимонопольного регулирования, главный лозунг которой - «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».

Еще в начале прошлого века судья Верховного суда США Луис Брандейс сказал: «Едва ли кто будет  отрицать, что юрист, не изучающий  экономику и социологию, с большой  вероятностью может стать подлинным  врагом общества», Решения юристов без глубокого понимания экономической сущности вопросов функционирования рынков, аналитические выводы экономистов без знания конкурентных норм во многих случаях будут поверхностны и не достигнут своего основного назначения - принятия решений в пользу защиты конкуренции.

К настоящему времени  в мире создана разветвленная  законодательная и институциональная  база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты  почти в ста странах мира, постоянно  проводится работа по совершенствованию  правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

Активная конкурентная политика предполагает формирование культуры конкуренции среди всех институтов общества, большей осведомленности  агентов рынка об основных направлениях антимонопольной политики и преимуществах к которым приводит ее реализация. Следовательно, необходимы новые подходы в профессиональной подготовке менеджеров, экономистов, юристов.

Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.

История показала, что  одним из важнейших компонентов  экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка

Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

С начала 90-х годов  осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области предпринимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к международным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним российским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.

Антимонопольное законодательство России формировалось в современных  условиях с учетом мирового опыта  и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что антимонопольное  регулирование экономики прочно вошло в жизнь российского  общества, как средство проведения экономических реформ и социальных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы формирования антимонопольной  политики

    1. Характеристика видов монополий

 

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-2003 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии) [30, с.119].

Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)