Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

ЖАРОВА курсовая.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

1. направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

2. дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

3. разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

4. контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

5. контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки  предпринимательства и демонополизации  федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

- о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

- о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонопольный  орган принимает участие в  реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и  поддержки предпринимательства.

Полномочия федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство[18, с.21].

Основной задачей антимонопольных  органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать  как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой - государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости от связи  полномочий антимонопольного органа с  его задачами можно выделить несколько  групп полномочий антимонопольных органов:

- полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

- полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

- полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства;

- полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

а) проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

б) определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

в) разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

г) дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

- полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

а) принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.

б) антимонопольный контроль на торгах.

в) привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.

г) право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.

д) формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование  федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов  и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

Таким образом, государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти - федеральный антимонопольный орган. ФАС РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией РФ и ФЗ «О Правительстве РФ». Территориальные органы финансируются из средств федерального бюджета.

 

1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования

 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

- стимулирование предпринимательства;

- развитие конкурентных начал;

- организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании  выгод крупномасштабной экономики  и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением  конкуренции на товарных и иных рынках.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики  появился в России в 1991 году - закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 года. Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции  в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют следующие  причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ:

1.приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2. принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3.малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах  именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

1. наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

2.ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3.совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа.

Примером естественных монополистов в России можно уверено считать, прежде всего, РАО “ЕЭС России”, “Газпром” и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии.

Основными направлениями  регулирования антимонопольной  политики выступили:

- ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;

- определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Пожалуй, самыми важными  из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Так же закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту  условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

а) соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)