Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

ЖАРОВА курсовая.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Определяя направления  государственного регулирования, мы должны отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур.

Центральный вопрос государственного регулирования - проблема разработки стратегии  социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических  реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Основной чертой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция  заставляет хозяйствующих субъектов  в борьбе за потребителя работать эффективнее, производить более качественные товары, осваивать новые технологии, повышать производительность труда. Однако, зачастую участники экономической деятельности ведут себя некорректно: ограничивают доступ на рынок или устраняют с него других хозяйствующих субъектов; необоснованно отказываются от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; заключают соглашения друг с другом, направленные на раздел рынка, установление, повышение, снижение или поддержание цен. Ограничение конкуренции является одним из способов монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность представляет собой антипод конкуренции, так как направлена на ее ограничение, недопущение или устранение и  прямо запрещена статьей 34 Конституции Российской Федерации. Именно на реализацию данной нормы Конституции РФ и направлено антимонопольное законодательство РФ.

К числу наиболее широко применяемых в международной  практике методов борьбы с монополизацией рынков относятся следующие:

1) предельное упрощение  процедуры создание новых фирм;

2) снятие всех барьеров  во внешней торговле и открытие  внутренних рынков для зарубежных  фирм, разрушающих контроль над  рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение  крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;

4) введение государственного  контроля за процедурами слияния  и поглощения фирм, а в некоторых  случаях установление порядка,  при котором поглощение и слияние  возможны лишь с разрешения  государства;

5) введение в особо  сложных случаях прямого государственного  контроля за ценами и заработной  платой. Последнее связано с тем,  что в определенных ситуациях  профсоюзы, если они достаточно  массово, трактуются законом как  монопольные продавцы на рынке  труда;

6) наказание фирм за  проведение политики ценовой  дискриминации. 

Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере  естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в Российской Федерации действует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС). Именно на ФАС возлагаются главные обязанности по реализации антимонопольной политики. На основе антимонопольного законодательства ФАС использует следующие методы антимонопольного регулирования:

- ограничительные меры;

·- контроль за усилением экономической концентрации;

·- запрет на недобросовестную конкуренцию.

Ограничительные меры предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокая  цена: статья 6-я закона «О защите конкуренции», дает определение данного понятия: «монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

а) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

б) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует  хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная  субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар».

Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная  доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Рассматривая данный раздел, стоит заметить, что естественные монополии также нуждаются в контроле государства. Об этом можно судить, если посмотреть на рисунок 1, где показано как, насколько быстрее в 1992-1996 гг. росли цены на продукцию или услуги естественных монополистов, чем в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях - естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом квартале 1994 года затраты предприятий связи из-за роста цен повысились: по электроэнергии - в 1,5 раза, по материальным ресурсам - в 1,8 раза, по транспортным операциям - в 2,5 раза. Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им собственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше чем в других отраслях). В итоге доставка газет и журналов стала стоить дороже чем собственно подписка на них, а заработная плата, например, в электроэнергетике стала выше чем по промышленности в 4-5 раза. Примерно настолько же выше средней стала и зарплата на железнодорожном транспорте. Осознав опасность от излишней самостоятельности естественных монополий государство начало выработку механизмов для регулирования их деятельности.

Согласно федеральному закону «О естественных монополиях»  принятому Государственной Думой  РФ в 1995 году «В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом…». В итоге для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). После реорганизации структуры правительства РФ на смену ЕТО пришла Федеральная служба по тарифам.

Как сообщает официальный  сайт федеральной службы по тарифам  Российской Федерации: «Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий».

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения - прежде всего, свобода ценообразования - ограничивается, и на смену ей введено государственное экономическое управление.

Наряду с запретами  на заключение вредных для конкуренции  соглашений и на злоупотребление  доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в следующих случаях:

а) в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

б) когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Для недопущения усиления незаконной экономической концентрации с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

а) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

б) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

в) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;

г) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 Федерального закона «О защите конкуренции», и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

д) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 Федерального закона «О защите конкуренции», и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ.

По результатам анализа  состояния товарного рынка и  доли предприятий на нем (более или  менее 35%) они включаются либо исключаются  из государственного реестра. Обязанность  ведения реестра возложена на ФАС, если речь идет о российском рынке  в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)