Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69
б) отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
в) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
г) ценовые соглашения.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Российское антимонопольное
Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства
Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации
и органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Таким образом, в области
создания законодательной и
- стимулирование предпринимательства;
- развитие конкурентных начал;
- организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.
Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:
1. наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов,
2.ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
3.совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды,
4. согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
2 Анализ формирования антимонопольной политики
2.1 Исследование
специфики антимонопольного
Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.
Антимонопольное законодательство - законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Следует выделить общие основы антимонопольного законодательства:
а) охрана и поощрение конкуренции;
б) контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;
в) защита интересов потребителя;
г) контроль над ценами;
д) защита и содействие развитию среднего и малого бизнеса.
Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1890 году был принят первый закон - закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконными любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась.
Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.
Начальным этапом считается
принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении
Второй этап - формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новой Конституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»[1, с. 5].
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так в России «не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке»[2, с. 8]. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением Конституции Российской Федерации о том, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»[1, с. 8].
Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
Пятый этап связан с отменой
монополии внешней торговли, либерализацией
экспортно-импортной
Шестой этап - формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства - конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках», который устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции, дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Сегодня «антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законах». Деятельность естественных монополий регулирует Федеральный закон «О естественных монополиях».
В состав антимонопольного законодательства России входят: Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», водное, земельное, природоохранное законодательство и другие законодательные и нормативные правовые акты.
Антимонопольное законодательство «определяет организационные и правовые основы предупреждения, в том числе ограничения и пресечения: 1)монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции» и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Эти законы также определяют задачи и функции федерального антимонопольного органа, отдельные виды государственного контроля конкурентной среды, а также ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти антимонопольным законодательством запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
- «введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
- установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;
- выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;
- предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке».
В течении последних
лет сохраняется тенденция
«На 1 марта 2010 г. УФАС России возбудили и (или) рассмотрели 381 дело, из них:
- 367 дел по признакам
нарушения порядка ценообразова
- 163 дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
- 204 дела по признакам нарушения
статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации
об административных
- 12 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции (соглашения и согласованные действия);
- 2 дела по признакам нарушения
пунктов 3 и 6 части 1 статьи 10 Закона
о защите конкуренции (
Всего наложено штрафов на сумму около 11 млн. руб.
Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти - около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».
Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)