Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

ЖАРОВА курсовая.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

В реестр обязательно  попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Количество включенных в реестр предприятий зависит  от границ товарного рынка, на котором  определяется их доля. Чем детальнее  рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

Новое для российского  антимонопольного законодательства понятие  «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения  между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Запреты на действия органов  власти и управления, которые могут  неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

Таким образом, за государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Вопрос государственного регулирования - проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов. Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в Российской Федерации действует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС). Именно на ФАС возлагаются главные обязанности по реализации антимонопольной политики. На основе антимонопольного законодательства ФАС использует следующие методы антимонопольного регулирования:

- ограничительные меры;

·- контроль за усилением экономической концентрации;

·- запрет на недобросовестную конкуренцию.

 

 

 

 

 

 

3. Направления  совершенствования антимонопольного  законодательства

3.1 Формирование  эффективной антимонопольной политики  в России

 

Одним из обязательных признаков современного рынка является его конкурентный характер. Однако сам по себе рынок не может противостоять монополистическим тенденциям и даже способствует их развитию через действие санирующей функции. Но поскольку любые ограничения конкуренции препятствуют действию рыночного механизма, ведут к диспропорции между спросом и предложением, нерациональному использованию производственного потенциала и, следовательно, к снижению эффективности всей рыночной экономической системы, то роль координатора и регулятора условий свободного соперничества субъектов рыночных отношений вынуждено брать на себя государство. Создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию – главная цель государственной антимонопольной политики.

Начало проведения государственной  антимонопольной политики в России было связано с принятием 22 марта 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», цель которого состояла в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Однако с развитием рыночных отношений данный закон показал свою практическую несостоятельность, даже постоянное его редактирование не способствовало ликвидации множества «пробелов» в российском конкурентном законодательстве. В стране назрела необходимость существенного совершенствования действующего антимонопольного законодательства, разработки и принятия базового нормативного документа, соответствующего веяниям времени, направленного против накопления хозяйствующими субъектами опасной для общества монопольной власти и любых форм монопольного поведения, в том числе с использованием криминальных методов. В Законе «О защите конкуренции» от 2006г. были внесены следующие изменения:

1. с учетом правоприменения,  изменено базовое понятие товара, в соответствии с которым в  сферу регулирования конкурентных отношений могут быть включены отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу оборота объектов гражданских прав, не только предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, но и не являющихся продуктами деятельности.

2. содержится уточненное  понятие товарного рынка, учитывающего  специфику большинства современных  товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных  границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами РФ.

3. конкретизировано понятие  «группы лиц» и разработаны  критерии отнесения хозяйствующих  субъектов к определенной группе. Закон содержит закрытый перечень  оснований, по которым лица  могут быть признаны входящими  в одну группу. Эта новация создает определенность при осуществлении контроля над экономической концентрацией, а также позволяет установить запрет на осуществление группой лиц монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, поскольку состав каждой группы может быть однозначно установлен самими участниками группы еще до осуществления каких-либо действий на определенном товарном рынке.

4. значительно расширен  понятийный аппарат антимонопольного  законодательства определением  таких типичных форм негативного влияния на конкуренцию как: координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, а также согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

5. значительные изменения  внесены в определение понятий  «монопольно высокая цена товара»  и «монопольно низкая цена товара». В Законе определены два равноправных метода обоснования наличия монопольно высокой (низкой) цены:

- метод, основанный  на сравнении цены, устанавливаемой  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, и цены  такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;

- метод, базирующийся  на сравнении цены товара, установленной  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, и экономически  оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта.

Кроме указанных изменений  в понятийном аппарате, Законом определен  статус федерального антимонопольного органа в качестве федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство РФ. При этом для осуществления своих полномочий Федеральный антимонопольный орган вправе создавать территориальные органы и назначать их руководителей, а также наделять территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В качестве основных функций для антимонопольного органа, закрепленных в Законе, следует выделить две:

1. обеспечение государственного  контроля соблюдения антимонопольного  законодательства федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов власти органов местного самоуправления органами или организациями, Центральным Банком РФ, физическими лицами, хозяйствующими субъектами, в том числе финансовыми организациями, являющимися субъектами естественных монополий;

2. предупреждение и  пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и  иных нарушений антимонопольного  законодательства со стороны  указанных выше лиц, органов и организаций.

Важной новацией Закона в части ограничения неоправданного вмешательства антимонопольного органа в деятельность хозяйствующих субъектов является лишение антимонопольного органа права выдавать предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, которые, по мнению антимонопольного органа, систематически осуществляют монополистическую деятельность. Впервые узаконено, что принудительное разделение таких хозяйствующих субъектов может быть осуществлено только по решению суда.

Положительно, что Законом  предусматривается устранение излишних административных барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов. Так, детализируется регулирование  процедур, связанных с получением  предварительного разрешения антимонопольного органа, на совершение хозяйствующим субъектом отдельных видов сделок и действий. Значительное их упрощение, несомненно, повлечет снижение административной нагрузки, не связанной с защитой конкуренции, на антимонопольный орган, что позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на ее возможное ограничение. Таким образом, новый антимонопольный закон кроме материальных норм права содержит и процессуальные нормы.

Кроме того, Закон содержит главу о предоставлении государственной  и муниципальной помощи. Эта новелла  вводит запрет на необоснованную государственную  помощь, создает условия для борьбы с административным монополизмом со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

3.2 Основные  направления совершенствования  антимонопольного законодательства

 

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и  одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  их разделения на части. Тамошние монополисты  формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

1) прямое разделение  монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

Дело в том, что еще  одна специфическая российская разновидность  монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют - предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь - иностранная  конкуренция - явился, вероятно, самым  действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)