Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:53, курсовая работа
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка. Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования антимонопольной политики 8
1.1 Характеристика видов монополий 8
1.2 Функции и задачи антимонопольного органа России 15
1.3 Основные направления антимонопольной политики и необходимость антимонопольного регулирования 21
2 Анализ формирования антимонопольной политики 28
2.1 Исследование специфики антимонопольного законодательства России 28
2.2 Анализ проблем антимонопольного законодательства 34
2.3 Оценка роли государства в формировании антимонопольного законодательства 40
3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства 50
3.1 Формирование эффективной антимонопольной политики в России 50
3.2 Основные направления совершенствования антимонопольного законодательства 54
3.3 Зарубежный опыт государственного регулирования антимонопольной деятельности 61
Заключение 67
Список использованных источников 69
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Таким образом, за государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Вопрос государственного регулирования - проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов. Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в Российской Федерации действует Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС). Именно на ФАС возлагаются главные обязанности по реализации антимонопольной политики. На основе антимонопольного законодательства ФАС использует следующие методы антимонопольного регулирования:
- ограничительные меры;
·- контроль за усилением экономической концентрации;
·- запрет на недобросовестную конкуренцию.
3. Направления
совершенствования
3.1 Формирование
эффективной антимонопольной
Одним из обязательных признаков современного рынка является его конкурентный характер. Однако сам по себе рынок не может противостоять монополистическим тенденциям и даже способствует их развитию через действие санирующей функции. Но поскольку любые ограничения конкуренции препятствуют действию рыночного механизма, ведут к диспропорции между спросом и предложением, нерациональному использованию производственного потенциала и, следовательно, к снижению эффективности всей рыночной экономической системы, то роль координатора и регулятора условий свободного соперничества субъектов рыночных отношений вынуждено брать на себя государство. Создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию – главная цель государственной антимонопольной политики.
Начало проведения государственной
антимонопольной политики в России
было связано с принятием 22 марта
1991 года Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении
Однако с развитием рыночных отношений данный закон показал свою практическую несостоятельность, даже постоянное его редактирование не способствовало ликвидации множества «пробелов» в российском конкурентном законодательстве. В стране назрела необходимость существенного совершенствования действующего антимонопольного законодательства, разработки и принятия базового нормативного документа, соответствующего веяниям времени, направленного против накопления хозяйствующими субъектами опасной для общества монопольной власти и любых форм монопольного поведения, в том числе с использованием криминальных методов. В Законе «О защите конкуренции» от 2006г. были внесены следующие изменения:
1. с учетом правоприменения,
изменено базовое понятие
2. содержится уточненное
понятие товарного рынка,
3. конкретизировано понятие
«группы лиц» и разработаны
критерии отнесения
4. значительно расширен
понятийный аппарат
5. значительные изменения
внесены в определение понятий
«монопольно высокая цена
- метод, основанный
на сравнении цены, устанавливаемой
занимающим доминирующее
- метод, базирующийся
на сравнении цены товара, установленной
занимающим доминирующее
Кроме указанных изменений в понятийном аппарате, Законом определен статус федерального антимонопольного органа в качестве федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство РФ. При этом для осуществления своих полномочий Федеральный антимонопольный орган вправе создавать территориальные органы и назначать их руководителей, а также наделять территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В качестве основных функций для антимонопольного органа, закрепленных в Законе, следует выделить две:
1. обеспечение государственного
контроля соблюдения
2. предупреждение и
пресечение монополистической
Важной новацией Закона
в части ограничения
Положительно, что Законом предусматривается устранение излишних административных барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов. Так, детализируется регулирование процедур, связанных с получением предварительного разрешения антимонопольного органа, на совершение хозяйствующим субъектом отдельных видов сделок и действий. Значительное их упрощение, несомненно, повлечет снижение административной нагрузки, не связанной с защитой конкуренции, на антимонопольный орган, что позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на ее возможное ограничение. Таким образом, новый антимонопольный закон кроме материальных норм права содержит и процессуальные нормы.
Кроме того, Закон содержит главу о предоставлении государственной и муниципальной помощи. Эта новелла вводит запрет на необоснованную государственную помощь, создает условия для борьбы с административным монополизмом со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.
3.2 Основные
направления совершенствования
антимонопольного
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация
предприятий-гигантов возможна путем
их разделения на части. Тамошние монополисты
формировались путем объединени
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют - предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.
Второй путь - иностранная
конкуренция - явился, вероятно, самым
действенным и эффективным
Информация о работе Государственная антимонопольная политика (на примере РФ)