Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

Что касается проведения бюджетно-налоговой политики, то в  период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс  усиления налогового давления на экономику  при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства  увеличились с 47,2 до 48,8%. [7, с. 13] 

Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным для данного  периода было последовательное повышение  доли местных налогов в консолидированном  бюджете. В 1998г. был принят закон  о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную  классификацию. Доходы бюджета и  дефицит в 1999г. имели рекордное  значение - 36,5% и 2,9%  ВВП,  ввиду  снижения ставки налога на прибыль  до 25% и введения новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые  бюджетные фонды. [7. c.11] 

В 1997- 1999 гг. НБ РБ проводил экспансионистскую денежно-кредитную  политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных  программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок; сокращении сбережений; множественности валютных курсов; дефиците валюты; росте объёмов теневого валютного  рынка и др. Это означало, что  главные параметры, принятые Основными  направлениями социально-экономического развития на 1996-2000гг., не были выполнены. 

2000г. характеризуется  некоторой активизацией хозяйственной  жизни, увеличением темпов роста  макроэкономических показателей,  ликвидацией множественности валютных  курсов, ужесточением ДКП, существенным  снижением уровня инфляции, ростом  реальных доходов населения. Все  эти изменения проходили на  фоне усиления сотрудничества  НБ РБ с международными финансовыми  институтами. Однако и в этот  год не были достигнуты многие  прогнозные параметры. 

Ученые в качестве основных недостатков финансовой политики предшествующих лет называют: неспособность  финансовой политики быстро реагировать  на изменяющиеся условия развития государства; отсутствие стратегических разработок; проведение частичных тактических  мероприятий, ориентированных на сиюминутную  выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в  народном хозяйстве; нарушение требования правильного ведения финансового  хозяйства – жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан. [3, с.69] 

О проведении неэффективной  финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне, превышающем плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к  росту  темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа  убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов. 

Согласно основным нормативным документам перед бюджетно-налоговой  политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят  цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках [9, с. 129]. 

Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается  общая тенденция роста  доходов  и расходов. Большое значение имеет  работа по увеличению государственных  доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных  расходов.  

По результатам  первого полугодия 2008 года уровень  выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский  бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия  и 51,1% годового плана. [10, с.2]  Но существует парадокс, который проявляется в  том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[11, с.3] 

Одной из главных  экономических задач современного этапа является  поиск резервов увеличения доходной части бюджета  за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как  традиционные налоговые источники  нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть  прибыли НБ РБ; доходы за пользование  банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в  республиканской собственности; часть  прибыли республиканских унитарных  предприятий; доходы от конфискованного  имущества; доходы СЭЗ. [12, с.3] 

Большое значение имеет  повышение эффективности  государственных  расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы  на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной  техники.  

Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное  управление. Оптимизация структуры  государственных расходов также  призвана повысить эффективность использования  бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы  поддержки инвестиционных программ и проектов.  

В бюджете на 2008 год  сохраняется социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование  составляет 20,5%, на здравоохранение  и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился  удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23] 

Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в  ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы  на пенсионное обеспечение в ВВП  составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение  достиг почти 5%. [14, с. 1] 

В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать  средства республиканского бюджета. Это  ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. [14, с. 2] 

Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в текущем  году запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита будут выступать  на 386,3 млрд. BYR выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд. BYR – внешние источники. [15, с.6] 

Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность  объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала  размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить 

В бюджетной политике нашего государства реализуется  пассивная форма дефицита. Это  означает, что большая часть бюджетных  средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва  между доходами и расходами. Дефицит  становится управляемым лишь при  соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра  государственными ресурсами. [16, с.265] 

Актуальной остается проблема по снижению задолженности  перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники  налоговых органов  обращают на выявление  теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы. 

 Основной целью  ДКП РБ в течение ряда является  защита и обеспечение устойчивости  национальной валюты. Это осуществляется  посредством поддержания плавной  и предсказуемой динамики обменного  курса белорусского рубля. В  рамках формирования предпосылок  для использования российского  рубля на территории РБ динамика  обменного курса белорусского  рубля обеспечивается в соответствии  с изменением курса российского  рубля. В  качестве контрольного  показателя денежно-кредитной политики  РБ используется официальный  обменный курс белорусского рубля  к российскому рублю, а в  качестве индикативного – курс  белорусского рубля к доллару  США. [19, с. 17] 

Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента  приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать  собственную бюджетную, налоговую  денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины  возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют  игнорирование объективных закономерностей  экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования  финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро. 

  

  
 

  

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
 
 

Невысокие темпы  экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость  поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют  о необходимости поиска путей  совершенствования финансовой политики. 

Решение экономических  проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что  в Беларуси политика реформ «поспешай  медленно» провалилась. [20, с.337] 

Использование административного  ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы  производства практически исчерпали  себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы  предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. 

Переход к рыночному  механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической  нестабильности, имеющей место в  нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время  желание участвовать в различных  экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической  системе нашей страны. 

При реформировании финансовой сферы правительству  следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную  базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые  структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству  государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования. 

Так активное участие  Беларуси в региональных экономических  союзах, например, в Евразийском  экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования налоговой  системы. Основное направление совершенствования  налоговой политики республики состоит  в снижении налоговой нагрузки. Кроме  этого налоговую политику в 2009 году предполагается проводить по следующим  направлениям: повышение эффективности  налоговой системы, выравнивание условий  налогообложения для плательщиков, упорядочение вопросов взимания местных  налогов и сборов. [21, с. 13] 

Для повышения эффективности  налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей  налоговой системы состоит в  том, что налогооблагаемая база для  расчета одних налогов включает  суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома». 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь