Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья
Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.
2. Предмет и метод экономической политики
Предмет экономической
науки и предмет экономической
политики тесно связаны.
Предметом экономической
науки являются экономические отношения.
Они выступают в планах: 1) отношения
собственности, связанные с принадлежностью
основных факторов и результатов
производства; 2) отношения по организации
хозяйственной деятельности и ее
управлению.
Экономическую политику
следует рассматривать как
Предметом экономической
политики являются закономерности развития
экономики и экономических
Экономическая политика
занимается разработкой и постановкой
целей развития и движения экономики,
выработкой, принятием и воплощением
в жизнь экономических решений.
Фундамент экономической
Макроэкономический
механизм — предмет экономической
политики. Экономическая политика изучает
и использует макроэкономический механизм,
т. е. взаимодействие сил, управляющих
совокупным спросом общества и его
совокупным предложением.
Выделяют следующие
факторы (инструменты), воздействующие
на макроэкономический механизм:
• внешние — природные
и социальные катаклизмы, т. е. землетрясения,
засухи, наводнения, войны, резкое изменение
в структуре населения и др.;
• политические
(или макроэкономические инструменты):
1) фискальная политика; 2) монетарная политика;
3) политика «зарплата — цена»; 4)
внешнеэкономическая политика;
• побудительные
(или макроэкономические цели):
1) высокий уровень
занятости;
2) стабильный уровень
цен, регулирование уровня
3) выравнивание платежного
баланса, т. е. взаиморасчетов
с зарубежными партнерами;
4) экономический
рост, стабильный рост выпуска
продукции и ее реализации.
Экономическая наука,
практика хозяйствования, особенно после
Первой мировой войны и экономического
кризиса 1929—1933 гг., всесторонне исследовали
побудительные факторы, которые
в последующем стали
В 30-х гг. многие развитые
страны мира приняли концепцию
В 60-х гг. в ФРГ
практика подтверждает обоснованность
концепции «магического четырехугольника».
Четырехугольник содержит следующие
основные цели экономической политики
в социальной рыночной экономике
ФРГ: 1) высокий уровень занятости;
2) экономический рост; 3) стабильность
денежной системы; 4) внешнеэкономическое
равновесие. Термин «магический четырехугольник»
отражает объективно существующие противоречия
между отдельными целями экономической
политики и сложность их одновременного
достижения.[15, c. 35-40]
Факторы производства
и экономическая политика. Классическая
экономическая теория к факторам
производства относила землю, труд, капитал.
В XX веке в качестве факторов производства
признаны также организация и
знания.
Все факторы производства
воздействуют на макроэкономику и поэтому
каждый в отдельности и все
вместе являются предметом изучения
экономической политики.
В общем виде связь
между факторами производства и
макроэкономическими
Рис. 2.1. Связь между факторами производства и макроэкономическими инструментами
Метод — это «путь
к чему-либо». Академик И.П. Павлов говорил,
что метод — самая первая основная
вещь. От метода, от способа действий
зависит вся серьезность
Общее представление
о методе как способе познания
позволяет сделать следующий
вывод:
• метод
— вид мышления;
• метод
приводит в движение понятия; понятия
переходят в категории науки;
категории — суть законы науки.
Метод как вид
мышления обеспечивает познание законов
природы и общества и дает формулу
закона. Метод — начало, а не закон.
Метод не может быть произвольным,
он должен соответствовать особенностям
предмета конкретной науки.
Экономическая политика,
ее теория и практика применяют такие
общенаучные методы, как логический,
индуктивный, дедуктивный, аналогии, синтеза,
анализа, обобщения, аксиоматический,
эксперимента, моделирования.
Особенностям предмета
экономической политики соответствуют
методы и модели, при помощи которых
исследуются процессы экономического
роста.
В 20-х гг. XX в. использование
определенных разделов математики позволило
измерять макроэкономические показатели,
выявлять связи между ними, представлять
экономику страны в виде балансовых
моделей. Советская плановая наука
и практика 1924—1925 гг.) вооружили
экономическую политику таким инструментом,
как баланс народного хозяйства.
В 1928—1929 гг. была публикована модель
Г.А. Фельдмана, которая использовалась
для гения возможностей экономического
роста на длительную перспективу
при подготовке первого пятилетнего
плана СССР.
Модель Г.А. Фельдмана
была основана на схемах расширенного
воспроизводства К. Маркса и соответственно
включала в себя производственные секторы,
выпускающие средства производства
и предметы потребления. Центральным
звеном модели был механизм распределения
инвестиций между двумя подразделениями
общественного производства. Однако
широкого применения на практике модели
экономического роста в то время
не нашли. Одна из причин состояла в
переоценке возможностей экономического
роста, определявшихся на базе этих моделей,
что, в свою очередь, было вызвано
недостаточной обоснованностью
динамики технологических коэффициентов.
Построение чрезмерно оптимистических
прогнозов как в СССР, так и
в странах Запада было связано
с использованием разнородных данных,
относящихся к нетипичным периодам
развития.
В 30-е гг. экономическая
политика стран Запада обретает более
совершенные методы. Модели, более
всего соответствующие целям
планирования и анализа экономической
политики, были построены Тинбергеном.
Он использовал макроэкономические
модели для оценки возможностей воздействия
правительства на экономическое развитие.
Разработка таких моделей после Второй
мировой войны стала главным направлением
деятельности Центрального планового
бюро Нидерландов.
Я. Тинберген в
книге «Теория экономической
политики» представил логическую структуру
моделей, содержащих как переменные,
которые отражают цели или задачи
экономической политики, так и
переменные, описывающие инструменты
экономической политики. Эти модели
предназначались для
Методы построения
экономического баланса страны, прогнозирования
экономического роста стали важным
инструментом экономической политики.
В этой связи Э. Хансен писал, что
«ни один президент Соединенных
Штатов не может больше дать обзор
«положения страны» или представить
проект бюджета федерального правительства,
или по-настоящему взвесить воздействие
каких-либо мер государственной
политики на экономику страны в целом,
не столкнувшись с проблемой экономического
баланса страны» (Хансен Э. Экономические
циклы и национальный доход. М., 1959.
С. 168).
В конце XX в. методы экономической
политики рассматривают как
3. Экономическая
политика государства:
В экономике, основанной
на рыночной конкуренции и
К методам прямого
государственного воздействия относятся:
·
определение стратегических целей
развития экономики, их выражение в
индикативных и других планах, целевых
программах;
·
государственные заказы и контракты
на поставки определенных видов продукции,
выполнение работ, оказание услуг;
·
нормативные требования к качеству
и сертификации технологии и продукции
(стандартизация);
·
правовые и административные ограничения
и запреты по выпуску определенных
видов продукции и т.п.;
·
лицензирование некоторых видов
деятельности и внешнеторговых операций;
·
экологический контроль.[17]
Государственный заказ
является общепринятой во многих странах
формой регулирования экономики
в условиях рынка. На основе госзаказа
осуществляются закупки продукции
для федеральных и региональных
государственных нужд. Государственные
заказчики обеспечиваются финансовыми
ресурсами в объеме, устанавливаемом
федеральным бюджетом, и являются
ответственными за обеспечение государственных
нужд. В целях экономического стимулирования
поставщиков продукции для
Отдельными видами
деятельности, перечень которых определяется
законом, юридическое лицо может
заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии).
Стандартизацией устанавливаются
нормы, правила и характеристики
в целях защиты интересов потребителей
и государства. Средствами защиты выступает
обеспечение безопасности продукции,
работ, услуг; их качество в соответствии
с уровнем развития науки и
техники; единство измерений, экономия
ресурсов. Государственное управление
стандартизацией на основании нормативных
документов (международных, государственных
стандартов, правил, норм и т.д.). Он реализует
государственную политику в области
стандартизации, осуществляет контроль
и надзор за соблюдением государственных
стандартов, устанавливает общие
организационно-технические
Экологический контроль
обеспечивает наблюдение за состоянием
окружающей среды, выполнением мероприятий
по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, требований природоохранного
законодательства. Государственный
экологический контроль осуществляют
органы власти Российской Федерации
и субъектов РФ, а также специально
уполномоченные государственные органы
охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора. Службы наблюдения действуют
в городах, промышленных центрах, на
водных объектах, в отдельных регионах,
в космосе.
Прямые методы государственного
регулирования экономики не связаны
с созданием дополнительного
материального стимула или
Методы косвенного
государственного регулирования экономических
процессов опираются в основном
на товарно-денежные рычаги, определяют
"правила игры" в рыночном хозяйстве
и воздействуют на экономические
интересы субъектов хозяйственной
деятельности. К ним следует отнести:
·
налогообложение, его уровень и
систему налоговых льгот;
·
регулирование цен, их уровень и
соотношение;
·
платежи за ресурсы, ставки процента
за кредит и кредитные льготы;
·
таможенное регулирование экспорта
и импорта, валютные курсы и условия
обмена валют.
Одним из важных преимуществ
экономических методов
Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь