Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

2. Предмет и метод  экономической политики

Предмет экономической  науки и предмет экономической  политики тесно связаны. 

Предметом экономической  науки являются экономические отношения. Они выступают в планах: 1) отношения  собственности, связанные с принадлежностью  основных факторов и результатов  производства; 2) отношения по организации  хозяйственной деятельности и ее управлению. 

Экономическую политику следует рассматривать как часть  экономической науки. В то же время  экономическая политика есть искусство. 

Предметом экономической  политики являются закономерности развития экономики и экономических систем, экономических процессов, экономических  интересов и отношений, экономической  власти и механизмов ее осуществления. 

Экономическая политика занимается разработкой и постановкой  целей развития и движения экономики, выработкой, принятием и воплощением  в жизнь экономических решений. Фундамент экономической политики составляют концепции, теории, модели, опыт экономической теории и практики. В то же время экономическая политика опирается на концепции и теории социологии, права, политологии, психологии, истории и многих других наук. 

Макроэкономический  механизм — предмет экономической  политики. Экономическая политика изучает  и использует макроэкономический механизм, т. е. взаимодействие сил, управляющих  совокупным спросом общества и его  совокупным предложением. 

Выделяют следующие  факторы (инструменты), воздействующие на макроэкономический механизм: 

• внешние — природные  и социальные катаклизмы, т. е. землетрясения, засухи, наводнения, войны, резкое изменение  в структуре населения и др.; 

•    политические (или макроэкономические инструменты): 1) фискальная политика; 2) монетарная политика; 3) политика «зарплата — цена»; 4) внешнеэкономическая политика; 

•    побудительные (или макроэкономические цели):  

1) высокий уровень  занятости;  

2) стабильный уровень  цен, регулирование уровня инфляции;  

3) выравнивание платежного  баланса, т. е. взаиморасчетов  с зарубежными партнерами;  

4) экономический  рост, стабильный рост выпуска  продукции и ее реализации. 

Экономическая наука, практика хозяйствования, особенно после  Первой мировой войны и экономического кризиса 1929—1933 гг., всесторонне исследовали  побудительные факторы, которые  в последующем стали инструментами  государства по регулированию экономических  процессов. Так, с середины 20-х гг. Советское государство первым в  мире в качестве целей (факторов) развития предложило использовать такие показатели, как полная занятость, экономический рост, благосостояние народа. 

В 30-х гг. многие развитые страны мира приняли концепцию государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса, в которой занятость, экономический  рост, потребление и спрос приняты  как целевые показатели движения экономики. 

В 60-х гг. в ФРГ  практика подтверждает обоснованность концепции «магического четырехугольника». Четырехугольник содержит следующие  основные цели экономической политики в социальной рыночной экономике  ФРГ: 1) высокий уровень занятости; 2) экономический рост; 3) стабильность денежной системы; 4) внешнеэкономическое  равновесие. Термин «магический четырехугольник» отражает объективно существующие противоречия между отдельными целями экономической  политики и сложность их одновременного достижения.[15, c. 35-40] 
 

Факторы производства и экономическая политика. Классическая экономическая теория к факторам производства относила землю, труд, капитал. В XX веке в качестве факторов производства признаны также организация и  знания. 

Все факторы производства воздействуют на макроэкономику и поэтому  каждый в отдельности и все  вместе являются предметом изучения экономической политики. 

В общем виде связь  между факторами производства и  макроэкономическими инструментами  можно представить следующей  схемой: 

Рис. 2.1. Связь между  факторами производства и макроэкономическими  инструментами

Метод — это «путь  к чему-либо». Академик И.П. Павлов говорил, что метод — самая первая основная вещь. От метода, от способа действий зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. Метод  держит в руках судьбу исследования. В науке и практике под методом  принято понимать деятельность, направленную на достижение определенной цели. Метод  связан с действием человека и  представляет собой совокупность мыслительных и физиологических операций. Последовательность проведения операций содействует достижению целей. 

Общее представление  о методе как способе познания позволяет сделать следующий  вывод: 

•    метод  — вид мышления; 

•    метод  приводит в движение понятия; понятия  переходят в категории науки; категории — суть законы науки. 

Метод как вид  мышления обеспечивает познание законов  природы и общества и дает формулу  закона. Метод — начало, а не закон. Метод не может быть произвольным, он должен соответствовать особенностям предмета конкретной науки. 

Экономическая политика, ее теория и практика применяют такие  общенаучные методы, как логический, индуктивный, дедуктивный, аналогии, синтеза, анализа, обобщения, аксиоматический, эксперимента, моделирования. 

Особенностям предмета экономической политики соответствуют  методы и модели, при помощи которых  исследуются процессы экономического роста. 

В 20-х гг. XX в. использование  определенных разделов математики позволило  измерять макроэкономические показатели, выявлять связи между ними, представлять экономику страны в виде балансовых моделей. Советская плановая наука  и практика 1924—1925 гг.) вооружили  экономическую политику таким инструментом, как баланс народного хозяйства. В 1928—1929 гг. была публикована модель Г.А. Фельдмана, которая использовалась для гения возможностей экономического роста на длительную перспективу  при подготовке первого пятилетнего  плана СССР. 

Модель Г.А. Фельдмана  была основана на схемах расширенного воспроизводства К. Маркса и соответственно включала в себя производственные секторы, выпускающие средства производства и предметы потребления. Центральным  звеном модели был механизм распределения  инвестиций между двумя подразделениями  общественного производства. Однако широкого применения на практике модели экономического роста в то время  не нашли. Одна из причин состояла в  переоценке возможностей экономического роста, определявшихся на базе этих моделей, что, в свою очередь, было вызвано  недостаточной обоснованностью  динамики технологических коэффициентов. Построение чрезмерно оптимистических  прогнозов как в СССР, так и  в странах Запада было связано  с использованием разнородных данных, относящихся к нетипичным периодам развития. 

В 30-е гг. экономическая  политика стран Запада обретает более  совершенные методы. Модели, более  всего соответствующие целям  планирования и анализа экономической  политики, были построены Тинбергеном. Он использовал макроэкономические модели для оценки возможностей воздействия правительства на экономическое развитие. Разработка таких моделей после Второй мировой войны стала главным направлением деятельности Центрального планового бюро Нидерландов. 

Я. Тинберген в  книге «Теория экономической  политики» представил логическую структуру  моделей, содержащих как переменные, которые отражают цели или задачи экономической политики, так и  переменные, описывающие инструменты  экономической политики. Эти модели предназначались для прогнозирования  на краткосрочный период. За разработку этих моделей Я. Тинберген и Р. Фриш были удостоены Нобелевской  премии. 

Методы построения экономического баланса страны, прогнозирования  экономического роста стали важным инструментом экономической политики. В этой связи Э. Хансен писал, что  «ни один президент Соединенных  Штатов не может больше дать обзор  «положения страны» или представить  проект бюджета федерального правительства, или по-настоящему взвесить воздействие  каких-либо мер государственной  политики на экономику страны в целом, не столкнувшись с проблемой экономического баланса страны» (Хансен Э. Экономические  циклы и национальный доход. М., 1959. С. 168). 

В конце XX в. методы экономической  политики рассматривают как тождественные  методам экономической теории, ее макроэкономического раздела. 
 
 
 

3. Экономическая  политика государства: издержки  и выгоды

В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится  весьма значительная роль. Вмешательство  государства в экономические  процессы осуществляется с целью  прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. В своем вмешательстве государство  использует методы прямого и косвенного регулирования экономики.  

К методам прямого  государственного воздействия относятся:  

·                    определение стратегических целей  развития экономики, их выражение в  индикативных и других планах, целевых  программах; 

·                    государственные заказы и контракты  на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; 

·                    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);  

·                    правовые и административные ограничения  и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; 

·                    лицензирование некоторых видов  деятельности и внешнеторговых операций; 

·                    экологический контроль.[17] 

Государственный заказ  является общепринятой во многих странах  формой регулирования экономики  в условиях рынка. На основе госзаказа  осуществляются закупки продукции  для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные  заказчики обеспечиваются финансовыми  ресурсами в объеме, устанавливаемом  федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных  нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных  нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная  деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.  

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может  заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).  

Стандартизацией устанавливаются  нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает  обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и  техники; единство измерений, экономия ресурсов. Государственное управление стандартизацией на основании нормативных  документов (международных, государственных  стандартов, правил, норм и т.д.). Он реализует  государственную политику в области  стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных  стандартов, устанавливает общие  организационно-технические правила  проведения работ по стандартизации.  

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий  по охране и рациональному использованию  природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный  экологический контроль осуществляют органы власти Российской Федерации  и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического  надзора. Службы наблюдения действуют  в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.  

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны  с созданием дополнительного  материального стимула или опасности  финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.[17] 

Методы косвенного государственного регулирования экономических  процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве  и воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности. К ним следует отнести:  

·                    налогообложение, его уровень и  систему налоговых льгот; 

·                    регулирование цен, их уровень и  соотношение; 

·                    платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;  

·                    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия  обмена валют. 

Одним из важных преимуществ  экономических методов регулирования  является то, что они содержат в  себе элемент автоматизма, т.е. после  того, как какой-либо экономический  инструмент (налоговая ставка, штрафная санкция и т.д.) разработан и включен  в хозяйственный механизм, органы управления в течение определенного  периода времени могут непосредственно  не участвовать в регулировании, так как эффект использования  включенного в хозяйственный  механизм инструмента должен автоматически  воспроизводиться.  

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь