Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная  система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом  экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства  Беларуси и России с тем, чтобы  с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации. 

В 2008 г. году между  правительствами наших стран  достигнута договоренность о взаимопонимании  по вопросам координации мер по повышению  конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой  предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий  ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами. 

Более активно следует  создавать стимулы для: 

·                    взаимной поддержки наших традиционных рынков; 

·                    развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле; 

·                    упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая  участие в государственных закупках. 

Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными  по продвижению наших товаров  на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию  условий взаимной торговли, допуска  на рынки, но и налаживание системы  расчетов. Важна реализация межгосударственного  соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень  финансового состояния наших  предприятий и соответственно улучшит  положение бюджетов обеих стран. 

Необходимо отметить, большой потенциал регионального  взаимодействия в рамках СНГ и  ЕврАзЭС для преодоления последствий  кризиса. И здесь далеко не все  резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему  уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности  капитала, увеличению межрегиональных  инвестиционных потоков. [16] 

В последнее время  много говорят о роли международных  организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе  проста – МВФ должен существенно  усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений.  

Таким образом, экономика  Беларуси, показывая последние 5 лет  устойчивые экономический рост и  находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла  в фазу спада и рецессии. Причины  различны, но, как и остальные  экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем  Беларусь уже столкнулась со структурным  кризисом. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное  вмешательство в рыночную экономику  необходимо в тех сферах, в которых  механизм рынка не в состоянии  устранить различные последствия  внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны.  

Касаемо экономической  политики Республики Беларусь, следует  отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические  связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства  не существовало, и главной задачей  было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия  носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и  на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации  описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических  процессов. 

Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический  кризис. Экономическая политика РБ в данном аспекте выглядит несколько  противоречивой. Основная проблема сегодня  – структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые  особенные черты мирового кризиса  в РБ.  
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика  – Москва: Издательство Инфра-М,2004г.  – 416с. 

2.       Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное  пособие для студентов экономических  специальностей учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск:  БГЭУ, 2009. - 415 с. 

3.       Головачев А.С. Макроэкономика. Курс  лекций. – Мн.: АУП, 2002. – 253 с. 

4.       Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”  1994г. – 412с. 

5.       Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во  Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с. 

6.       Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472 с. 

7.       Ковалев, Александр Васильевич  Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т  соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос.  политехн. акад., 1996. - 119 с. 

8.       Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс  лекций для студентов экономических  специальностей высших учебных  заведений / И.М. Лемешевский. - Минск:  ФУАинформ, 2007. - 543 с. 

9.       Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:  принципы, проблемы и политика - М:  Инфра-М, 1999г. – 974с. 

10.   Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся  по экон. специальностям / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с 

11.   Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой.  – М.: МЭСИ, 2003. – 267 с. 

12.   Национальная  экономика Беларуси / Под ред.  В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005 

13.   Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный  подход. – М., 1997. – 664 с. 

14.   Тарасевич  Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов  по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич,  П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.  

15.   Черныш Л.В.Экономическая  политика государства: Учеб. для  вузов по экон. специальностям / Черныш  Л.В.. - М.: Юрайт-издат, 2006. - 652 с.  

16.   Экономические  последствия кризиса в РБ [Электронный  ресурс] – 2009. – Режим доступа:www.minfin.gov.by/data/doklad.pdf – Дата доступа: 16.11.2009 

17.   Экономические  последствия кризиса в РБ [Электронный  ресурс] – 2009. – Режим доступа:journal.vlsu.ru/index.php?id=67–  Дата доступа: 16.11.2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

1.     Финансовая  политика как составная часть  экономической политики государства………………………………………………………….……….…4 

2.     Содержание  финансовой политики на современном  этапе……………….11 

3.     Пути  совершенствования финансовой политики  Республики Беларусь…19 

Заключение……………………………………………………………………….26 

Список использованных источников…………………………………………...28 

  

  
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой  интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей  экономической политики. 

Актуальность данного  вопроса заключается в том, что  финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в  республике, стимулировать развитие предпринимательства,  создавать  условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий  деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить  процесс общественного воспроизводства  и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. 

Финансовая политика способствует концентрации средств  в соответствующих фондах и направлению  их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также  на решение социальных вопросов. 

Общая цель работы –  изучить особенности проведения финансовой политики РБ на современном  этапе. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции  налоговой, бюджетной и денежно-кредитной  политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения  по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования. 

В ходе работы применяется  метод теоретического анализа мнений различных специалистов по вопросу  реализации и реформирования финансовой политики РБ.  

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ 

  

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика  в целом, так и ее составные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения. 

Особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование  для осуществления государством его функций, представляет собой  финансовую политику. 

Главным субъектом  проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует  учитывать требования экономических  законов, специфику внутренней и  международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества  [2, с.35]. 

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода  при ее выработке и проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного  этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы [3, c.64]. 

Задачи финансовой политики: 

1)    обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов; 

2)    установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов  с учетом основных пропорций  и приоритетов в развитии отраслей  и сфер народного хозяйства; 

3)    организацию  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов  финансовыми методами; 

4)    выработку  инструментов финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии; 

5)    создание  эффективной и максимально деловой  системы оперативного управления  финансами. 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь