Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

В зависимости от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику. 

Финансовая стратегия  – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. [3, с. 60] 

Финансовая тактика  направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации  финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов. 

Стратегия и тактика  финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  создает благоприятные возможности  для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и  составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и узловые  проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации  финансовых связей. 

В качестве финансовой стратегии можно рассматривать, например, развитие АПК. Решить эту  задачу представляется возможным только в отдаленной перспективе. Но уже  сейчас, на данном этапе развития экономики, государством реализуется ряд мероприятий  по поддержке сельскохозяйственного  производства, в частности, льготное кредитование и использование системы  льгот в области налогообложения  этой отрасли народного хозяйства. 

Другой задачей, которую  необходимо решить государству, является создание благоприятного инвестиционного  климата. Этого можно достигнуть путем принятия стабильного законодательства, использования системы правительственных  гарантий, путем совершенствования  системы налогообложения, применения системы льгот, снижения уровня инфляции. 

Финансовая политика как особая сфера государственной  деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных  актах. 

Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете  РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими. [4, с.30] 

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. По мнению многих специалистов, финансовая политика выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления  государством его экономической  и социальной политики». [5, с.114] 

 Финансовая политика  относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим  базисом существует тесная взаимосвязь.  С одной стороны, финансовая  политика порождается экономическими  отношениями и обусловлена уровнем  развития экономики. С другой  стороны, возникая и развиваясь  на основе экономического базиса, финансовая политика обладает  определенной самостоятельностью; у нее имеются свои законы. В силу этого она оказывает  обратное влияние на экономику,  состояние финансов. Это влияние  может быть различным: посредством  проведения политических мероприятий  в одних случаях создаются  благоприятные условия для развития  экономики, в других – развитие  тормозится. 

Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, о чем свидетельствует  печальный опыт нашего государства. 

Вследствие длительного  изъятия в бюджет большой доли финансовых ресурсов предприятий и  хозяйственных организаций, а также  применения раскладочного способа  определения обязательств по прибыли, когда вышестоящая организация  устанавливала каждому подведомственному  предприятию сумму платежа, что  не позволяло предприятию иметь  устойчивую финансовую базу для развития, была подорвана инициатива, заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении  эффективности производства, росте  накоплений. А игнорирование требования закона стоимости, выразившееся в изъятии  денежных накоплений из аграрного сектора  экономики через цены, налоги,  страховые платежи, привело к  затяжному кризису в этой области. [3, с. 62] 

Основной целью  финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Большое  значение придается повышению эффективности  использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия  для развития малого бизнеса и  предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил  и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует обеспечению  финансовыми ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики. 

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для  создания совместных предприятий. 

Среди целей и  задач финансовой политики можно  выделить также: разработку и реализацию единой бюджетной политики; участие  в реализации налоговой политики; совершенствование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса; разработку и обеспечение  исполнения центрального бюджета; увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста; соответствующее наращивание  государственных финансов, необходимых  для более полного удовлетворения потребностей общества. 

Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой  политикой. В общем можно согласиться  с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно  с бюджетом и налогами. Если разложить  финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета  есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика –  государственными доходами. [6, с.38] 

При сравнении монетарной и финансовой политики важно отметить, что  монетарные (денежные) отношения  значительно шире финансовых отношений. Последние являются лишь частью денежных отношений. Система денежных отношений  кроме отношений, связанных с  формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов, включает денежные отношения, связанные с денежным оборотом; с  ценообразованием; с учетом и калькуляцией продукции; денежные отношения между  населением.  

Обычно властями делается акцент на монетарную политику, а финансовой политике отводится  роль сглаживания отрицательных  колебаний экономических циклов. [4, с.28] 

Существуют споры  между специалистами по поводу определения  целевых показателей финансовой политики. Одни называют в качестве целевого показателя оптимальный уровень  государственных расходов, другие –  размер государственного долга. 

Современное понимание  финансовой политики зарубежными и  отечественными учеными также отличается. Понимание финансовой политики зарубежными  учеными сводится к тому, что финансовая политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Финансовая политика в ее отечественном понимании  может быть как бюджетно-финансовой, так и налоговой, и денежно-кредитной. Таким образом, содержание отечественной  финансовой политики значительно шире. В зарубежной науке финансовая политика ограничивается бюджетной и налоговой  с дополнением политики по управлению государственным долгом. ДКП, в свою очередь, входит вместе с валютной политикой в структуру монетарного регулирования. [4, с. 28] 

Таким образом, финансовая политика может способствовать экономическому росту или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит  в том, чтобы разработать и  реализовать финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Взаимосвязь финансового регулирования  с экономическим настолько тесная, что лишь системный подход при  реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов  в государстве. 

Финансовую политику выделяют в самостоятельную отрасль, так как она затрагивает специфическую  сферу денежных отношений, связанных  с формированием, распределением и  использованием централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств. Деятельность государства направлена на регулирование процессов движения, распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства. В условиях роста масштабов  производства, к чему стремится наша республика, усложнения хозяйственных  и региональных связей возникает  необходимость обеспечивать согласованное  развитие отраслей и регионов.  

Для лучшего уяснения содержания, задач и требований к  финансовой политике следует разобрать  ее самостоятельные составные части: налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную. 

  

  
 

  

  

  

2. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ НА 

 СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

Обеспечение устойчивого  экономического роста зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. 

Условно развитие современной  экономики Беларуси можно разбить  на  этапы. Каждому этапу присущи  свои особенности проведения финансовой политики. Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется  отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом  к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся  значительным снижением эффективности  производства.  

Открытость экономики  Беларуси вызвала необходимость  либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту  темпов инфляции и потребительских  цен. Ситуация усугублялась проведением  мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж и инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в нашей  республике стало игнорирование  объективных закономерностей экономического развития. 

В конце 1994 г. наметился  переход к жёсткой денежно-кредитной  политике, которую планировалось  использовать в качестве инструмента  финансовой стабилизации. В рамках ее проведения предполагалось снижение темпов инфляции за счёт отказа от прямого  кредитования коммерческих банков в  пользу рыночного. Предпринятые руководством страны меры привели к снижению темпов инфляции в 1995 году и некоторой стабилизации экономики. Если в1995 году за первые 4 месяца цены выросли на 156 %,  то за оставшиеся 8 месяцев – только на 35 %. В 1996 году в стране был зафиксирован самый  низкий за последнее десятилетие  уровень инфляции – 39 %. [7, с.11] 

Самостоятельная бюджетно-налоговая  политика республики начала формироваться  сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура  бюджета и функции, привязанные  к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета  в размере 11,4%. [7, с.10] 

С 1992г. была введена  новая налоговая система, изменения  коснулись перечня объектов налогообложения  и видов налогов. Были введены  подоходный налог, НДС, экологический  налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена да размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10%). В 1994г. были уменьшены отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18 до 12%. [7, с.12] 

С середины 1992 года в  обращение был введен белорусский  рубль. Официальное закрепление  его в качестве единственного  платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался  дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшалась. 

Молодая республика в условиях дезинтеграции с другими  союзными республиками, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала  самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать законы, планировать меры по финансовому оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройке страхового дела. В рамках первого этапа становления  республики началось формирование рынка  ценных бумаг, кредитной и финансовой системы. 

Второй этап, период стабилизации, начался в 1996 году. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995 году, ситуацию в республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы  был вызван главным образом кредитной  эмиссией: рост чистого рублёвого  кредита был запланирован в размере 11,6 трлн. руб., фактически достиг 19,2 трлн. руб. Как результат, рублёвая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень  инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц. [7, с.9] 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь