Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья
Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.
В зависимости от
длительности периода и характера
решаемых задач финансовая политика
подразделяется на финансовую стратегию
и финансовую тактику.
Финансовая стратегия
– долговременный курс финансовой
политики, рассчитанный на перспективу
и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных
экономической и социальной стратегией.
[3, с. 60]
Финансовая тактика
направлена на решение задач конкретного
этапа развития общества путем своевременного
изменения способов организации
финансовых связей, перегруппировки
финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика
финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия
создает благоприятные
В качестве финансовой
стратегии можно рассматривать,
например, развитие АПК. Решить эту
задачу представляется возможным только
в отдаленной перспективе. Но уже
сейчас, на данном этапе развития экономики,
государством реализуется ряд мероприятий
по поддержке
Другой задачей, которую
необходимо решить государству, является
создание благоприятного инвестиционного
климата. Этого можно достигнуть
путем принятия стабильного законодательства,
использования системы
Финансовая политика
как особая сфера государственной
деятельности требует законодательного
оформления в соответствующих
Финансовая политика
Республики Беларусь регламентирована
такими документами, как Программой
социально-экономического развития РБ
на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете
РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской
системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.
[4, с.30]
Финансовая политика,
являясь формой экономической политики,
призвана содействовать достижению
целей и выполнению задач, поставленных
экономической политикой. По мнению
многих специалистов, финансовая политика
выполняет вспомогательную роль
и является лишь «средством осуществления
государством его экономической
и социальной политики». [5, с.114]
Финансовая политика
относится к категориям
Отрыв финансовой политики
от экономики оборачивается
Вследствие длительного
изъятия в бюджет большой доли
финансовых ресурсов предприятий и
хозяйственных организаций, а также
применения раскладочного способа
определения обязательств по прибыли,
когда вышестоящая организация
устанавливала каждому
Основной целью
финансовой политики является наиболее
полная мобилизация финансовых ресурсов,
необходимых для удовлетворения
потребностей государства. Большое
значение придается повышению
Финансовая политика
способствует укреплению и развитию
экономических связей со всеми странами
мира, обеспечивая условия для
создания совместных предприятий.
Среди целей и
задач финансовой политики можно
выделить также: разработку и реализацию
единой бюджетной политики; участие
в реализации налоговой политики;
совершенствование бюджетной
Финансовую политику
государства иногда называют бюджетно-налоговой
политикой. В общем можно согласиться
с таким определением, хотя и финансовая
политика не связана исключительно
с бюджетом и налогами. Если разложить
финансовую политику на составляющие,
то политика в области бюджета
есть политика, связанная с государственными
расходами; налоговая политика –
государственными доходами. [6, с.38]
При сравнении монетарной
и финансовой политики важно отметить,
что монетарные (денежные) отношения
значительно шире финансовых отношений.
Последние являются лишь частью денежных
отношений. Система денежных отношений
кроме отношений, связанных с
формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов, включает денежные отношения,
связанные с денежным оборотом; с
ценообразованием; с учетом и калькуляцией
продукции; денежные отношения между
населением.
Обычно властями
делается акцент на монетарную политику,
а финансовой политике отводится
роль сглаживания отрицательных
колебаний экономических
Существуют споры
между специалистами по поводу определения
целевых показателей финансовой
политики. Одни называют в качестве
целевого показателя оптимальный уровень
государственных расходов, другие –
размер государственного долга.
Современное понимание
финансовой политики зарубежными и
отечественными учеными также отличается.
Понимание финансовой политики зарубежными
учеными сводится к тому, что финансовая
политика представляет собой решения,
принимаемые государством относительно
своих расходов и доходов. Финансовая
политика в ее отечественном понимании
может быть как бюджетно-финансовой,
так и налоговой, и денежно-кредитной.
Таким образом, содержание отечественной
финансовой политики значительно шире.
В зарубежной науке финансовая политика
ограничивается бюджетной и налоговой
с дополнением политики по управлению
государственным долгом. ДКП, в свою очередь,
входит вместе с валютной политикой в
структуру монетарного регулирования.
[4, с. 28]
Таким образом, финансовая
политика может способствовать экономическому
росту или сдерживать его. Задача
финансовых властей республики состоит
в том, чтобы разработать и
реализовать финансовую политику, адекватную
ситуации в экономике и обеспечивающую
выполнение государством своих обязанностей.
Взаимосвязь финансового
Финансовую политику
выделяют в самостоятельную отрасль,
так как она затрагивает
Для лучшего уяснения
содержания, задач и требований к
финансовой политике следует разобрать
ее самостоятельные составные
2. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Обеспечение устойчивого
экономического роста зависит от
эффективности проведения финансовой
политики, включая бюджетно-налоговую,
денежно-кредитную
Условно развитие современной
экономики Беларуси можно разбить
на этапы. Каждому этапу присущи
свои особенности проведения финансовой
политики. Первый этап начался в 1991
году после объявления суверенитета
республики. Этот период характеризуется
отрицательными тенденциями, берущими
свое начало еще с советских времен.
Затратный метод
Открытость экономики
Беларуси вызвала необходимость
либерализации цен в республике
в ответ на аналогичные процессы
в России, что привело к росту
темпов инфляции и потребительских
цен. Ситуация усугублялась проведением
мягкой денежно-кредитной политики.
Месячные темпы инфляции преодолели
50 % рубеж и инфляция стала носить
галопирующий характер. Одной из причин
длительной нестабильности в нашей
республике стало игнорирование
объективных закономерностей
В конце 1994 г. наметился
переход к жёсткой денежно-
Самостоятельная бюджетно-налоговая
политика республики начала формироваться
сразу же после распада СССР (1991г.).
Значительно изменилась структура
бюджета и функции, привязанные
к потребностям нового времени, изменилось
количество источников дохода республиканского
бюджета, впервые был запланирован
дефицит государственного бюджета
в размере 11,4%. [7, с.10]
С 1992г. была введена
новая налоговая система, изменения
коснулись перечня объектов налогообложения
и видов налогов. Были введены
подоходный налог, НДС, экологический
налог, налог на недвижимость и др. Наиболее
значимым стал налог на добавленную стоимость
(28%). В 1993г. его ставка была понижена да
размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный
фонд регулирования розничных цен (3% от
выручки), введён чистый налог на доходы
от экспорта (10%). В 1994г. были уменьшены
отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18
до 12%. [7, с.12]
С середины 1992 года в
обращение был введен белорусский
рубль. Официальное закрепление
его в качестве единственного
платежного средства произошло в 1994
году. Ввод в обращение национальной
денежной единицы сопровождался
дополнительными расходами. На первых
этапах его роль в качестве платежного
средства значительно приуменьшалась.
Молодая республика
в условиях дезинтеграции с другими
союзными республиками, сопровождающейся
спадом производства, дефицитом товаров,
высокими темпами инфляции, стала
самостоятельно разрабатывать бюджет,
принимать законы, планировать меры
по финансовому оздоровлению низкоэффективных
предприятий. Шли процессы по приватизации
государственной собственности, созданию
фермерских хозяйств, перестройке страхового
дела. В рамках первого этапа становления
республики началось формирование рынка
ценных бумаг, кредитной и финансовой
системы.
Второй этап, период
стабилизации, начался в 1996 году. Несмотря
на значительное снижение темпов инфляции,
которое имело место в 1995 году,
ситуацию в республике нельзя было
назвать стабильной. На всплеск инфляции
в 1998 году повлияли 2 основные фактора:
рост денежной массы (внутренний фактор)
и девальвация российского
Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь