Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

Главные принципы государственной  политики Республики Беларусь  

Главные принципы нашей  государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. 

Главные принципы государственной  политики нашей страны определены Президентом  Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских  полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности  выражаются в следующем: 

В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем. 

Сильная, эффективная  государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие  условия государственного курса  на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. 

Планомерность государственного курса находит свое выражение  в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран  СНГ восстановила уровень промышленного  производства 1990 года и опережает  страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. 

Беларусь сделала  выбор в пользу эволюционного  развития и отказалась от рецептов Международного валютного фонда  в виде шоковой терапии и обвальной  приватизации. За годы созидательной  практики сложилась белорусская  модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного  хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена  на учете исторической преемственности  и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке  прежних устоев, а на совершенствовании  сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности  в использовании государственных  институтов во всех сферах, где они  проявили свою эффективность. 

Последовательный  курс государства реформирования экономики  не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию  людей, к разрыву традиционных экономических  связей со странами СНГ. 

Преемственность в  политике - важнейший принцип руководства  страны. Приоритеты в деятельности руководства страны также основаны на принципе преемственности, прежде всего  потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная  на экспорт. 

Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в  первую очередь, с Россией. 

Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне  и продолжает поддерживать сельского  производителя. 

Государство придерживается курса не менять устоявшиеся механизмы  и традиции, совершенствует отдельные  грани проводившейся ранее политики с целью придания ей большей эффективности  и последовательности. 

Принцип последовательности находит свое выражение в реализации сильной государственной власти. В стране создана эффективная  президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. 

В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование  в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта. 

Принцип социальной справедливости находит свое выражение  в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к  молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской  катастрофы. 

Принцип преемственности  в проведении социальной политики в  целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить  на ее основе новую, отвечающую высоким  мировым стандартам. 

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий  аналогов на территории СНГ Специальный  Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных  учащихся и студентов. 

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия  физкультурой, спортом, следование принципам  здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики. 

Важную роль в  реализации планомерного курса на обеспечение  благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных  государственных стандартов, предусматривающих  снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. 

В Беларуси сложилась  эффективно действующая система  справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости. 

Ведущей социальной установкой белорусской государственности  и ее идеологической платформы, гуманистической  по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального  успеха личности и государства. 

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: 

-гарантиях равенства  мужчин и женщин в образовании  и трудовой деятельности; 

-гарантиях права  молодежи на духовное, нравственное  и физическое развитие; 

-гарантиях права  на труд, как наиболее достойный  способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания  жизнедеятельности человека; 

-гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам  и их семьям свободное и  достаточное существование; 

-гарантиях права  на охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях  здравоохранения; 

- гарантиях права  на социальное обеспечение в  старости, по болезни и другим  причинам. 

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые  незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные  системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку  лишь 10-15% населения. 

Смысл эффективной  адресной социальной защиты состоит  в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим  потребности конкретных слоев и  групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности: 

- инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные  услуги, обслуживание на дому; 

- многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах  адресной материальной помощи  семьям с низкими доходами. 

Ныне разработана  стратегия "пилотного" проекта  по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных  последствий рыночных преобразований. 

Особое внимание уделяется в республике жителям  сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. 

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых  условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической  функций; обеспечение прав детей  на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. 

В системе материальной помощи семьям с детьми государство  использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских  дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные  жилищные субсидии, если оплата за жилье  и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. 

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают  местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов. 

В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка  исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах. 

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей  и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие. 

Государство и государственный  бюджет являются последовательными  гарантами финансовой поддержки  развития искусства и культуры. Принцип  преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства. 

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой  Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении  руководства страны ввести в учебных  заведениях курс «Великая Отечественная  война советского народа». 

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично  национальная идея воплощается в  лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

В сфере внешней  политики. 

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной  экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят  свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с  соседними государствами и территориальный  передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот  ее принципы. 

Глава государства  последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые  могут втянуть страну к участию  в международных конфликтах. В  то же время проводится создание современной  армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. 

Несмотря на имеющиеся  сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что  с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно  решать имеющиеся европейские и  мировые проблемы, особенно в области  борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной  преступностью. 

Планомерность и  постепенность государственной  политики заключается в том, чтобы  свести к минимуму негативные последствия  расширения Евросоюза, восстановить полноценный  политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего  комплекса отношений. 

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное  строительство Союзного государства  России и Беларуси. 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь