Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

Однако экономические  методы имеют и определенные недостатки.  

Так, эффект использования  экономических инструментов возникает, как правило, через достаточно длительный период времени. Помимо этого в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут  возникать побочные, отрицательные  последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие  при неверном анализе ситуации либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты  в значительной степени могут  нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект.  

Использование экономических  инструментов в регулировании, как  правило, требует обоснования расчетов, и одна из наиболее сложных задач  в технологии применения и использования  каких-либо экономических инструментов состоит в определении количественной меры использования конкретного  экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой  ставки. Последние годы в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический  налоговый инструмент в регулировании, и, несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный  уровень налоговых ставок.  

Административные  методы, как и экономические, также  имеют свои достоинства и недостатки.  

Одно из преимуществ  административных методов управления состоит в том, что эффект их применения, как правило, возникает через  относительно короткий промежуток времени. Административные методы также относительно просты в использовании, они не требуют  такого объема сложных расчетов и  обоснований, как экономические, хотя применение административных методов, несомненно, требует анализа ситуации.  

Основным недостатком  административных методов является то, что их использование не предусматривает  учет интересов исполнителей и поэтому  интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования  административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется  частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент  автоматизма отсутствует.  

В теории и практике использования экономических и  административных методов очень  важной и достаточно трудной проблемой  является установление достижения оптимального соотношения использования экономических  и административных методов в  государственном регулировании. Необходимость  достижения такого оптимального соотношения  обусловливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования  их, как правило, не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые  целесообразно регулировать исключительно  экономическими методами (при возможности  регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых  административными методами принесет больший эффект. [17] 

В условиях становления  рыночных форм хозяйствования и преимущественного  действия рынка как регулятора интеграционных процессов, в том числе и межрегиональном  аспекте, наиболее существенной представляется та сторона экономического механизма  федеративных отношений, которая нацелена на использование этого механизма  для формирования наиболее благоприятных  условий функционирования всех рыночных агентов, прежде всего, представляющих частный капитал и частное  предпринимательство.  

Практика наглядно подтвердила необходимость разработки мер регулирования социально-экономической  жизни в регионе. В настоящее  время обязательной стадией работы по управлению социально-экономическим  развитием региона является стратегическое планирование, которое может успешно  использоваться при осуществлении  антикризисных мер в регионах и городах, при управлении масштабными  инфраструктурными проектами, при  осуществлении инвестиций, а также  при составлении комплексных  планов социально-экономического развития регионов. Приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже часто применяются в практике региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще  предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов. Начало стратегического планирования начинается с определения целей  развития.  

Формулируются краткие  общие цели развития региона, критерии его развития и система задач, которые должны быть измеримыми, поддерживающими  друг друга, ориентированными во времени  и достижимыми. Цели должны характеризовать  необходимое состояние развития региона на определенное время, быть четкими и относительно краткими. К выработке целей развития региона  желательно привлечь всех, кто будет  их осуществлять: работников администрации, представителей экономических агентов  данного региона, населения.  

В рамках стратегического  планирования в обязательном порядке  должно предусматриваться использование  имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические  особенности, развитость инфраструктуры). Основной упор делается на создание новых  местных преимуществ: рыночной инфраструктуры, наличия коммуникационных линий, безопасности (личной и бизнеса), институтов, поддерживающих бизнес, квалифицированных кадров, благоприятных условий для инвестиций.  

Основой управления социально-экономическим развитием  региона являются целевые планы, в которых предусмотрена комбинация всех инструментов и методов воздействия. В основе таких планов должна лежать концепция развития региона, включающая в себя цели, факторы, этапы, основные направления. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана  развития могут стать:  

·                    управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами  и землей, в частности, меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в  жилищно-коммунальной сфере, страхование  жилья и прав собственности;  

·                    формирование дополнительных источников финансирования развития региона, в  частности, меры по повышению эффективности  расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми  потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантий фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой  базы, в том числе путем реструктуризации предприятий;  

·                    меры по поддержке малого предпринимательства, в частности, развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга; 

·                    осуществление реформ в жилищно-коммунальной сфере, развитие конкуренции в городском  хозяйстве; 

·                    законодательные меры осуществления  промышленной и инвестиционной политики; 

·                    меры по развитию рыночной инфраструктуры;  

·                    маркетинг региона. 

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития.  

Таким образом, регулирование  экономики государством имеет как  положительные, так и отрицательные  стороны. С одной стороны государство  упорядочивает экономическую жизнь  страны и региона, не превращая экономику  в абсолютно саморегулирующийся механизм, что с одной стороны  хорошо, так как снижается социальная напряженность, а с другой – плохо, так как возникают диспропорции в экономике. 
 
 
 

4. Экономическая  политика Республики Беларусь

4.1 Основные положения  экономической политики РБ в  переходный период

Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе  государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы. 

Опыт, накопленный  Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно  выделить три стратегические линии  поведения государства (рис. 4.1).[8, c. 640] 

Первая стратегическая линия определяется тем, что государство  уходит из тех сфер социально-экономической  жизни, где доказаны неэффективность  и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства  на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое  самоуправление институтов гражданского общества.

Рис. 4.1 Основные стратегические линии поведения государства  в переходный период

Благодаря таким  изменениям в первую очередь здорово  выигрывает налогоплательщик, так как  государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш  состоит в том, что резко расширяется  коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального  прогресса. 

Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство  остается в эпицентре экономической  жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов  работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как  о полноценном субъекте рыночных отношений. 

Например, выделим:  

а) проведение белорусским  государством с середины 90-х гг. аукционов  и тендеров;  

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок;  

в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные  закупки) и предложение (использование  товарных резервов, регулирование импорта). 

Передача функций  управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий  отражают такого же рода существенные изменения. 

Третья стратегическая линия государства состоит в  том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика  экономической жизни страны. По тем  направлениям, где: 

а)рыночные сигналы  проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с  обеспечением должной экономической  ответственности хозяйствующих  субъектов и т. п.; 

б)часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый  уровень экономической и социальной эффективности. 

Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные  пределы, которые существуют для  государственного вмешательства в  экономическую жизнь страны. 

Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает  и проводит сбалансированную экономическую  политику. 

Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов  в национальной экономике и предусматривающих  достижение поставленных целей. 

Государственная экономическая  политика выступает как генеральная  линия действий, проводимых правительством в .области, национального производства. Основными сферами экономической  политики государства выступают  финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние  экономические связи.[8, c. 641] 

В переходный период основными объектами экономической  политики государства непосредственно  выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, —  стабилизация, либерализация и экономический  рост. 

Проведение государством экономической политики находит  свое отражение в разработке соответствующих  документов (концепции, прогнозы, программы  и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная  и долгосрочная перспективы государственной  экономической политики. Особо следует  выделить те документы, которые после  прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают  силу закона. В первую очередь это  касается бюджета страны и налоговой  политики. 

Примечание. Концепция  социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего  этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие  проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической  политики государства. 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь