Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Работа содержит 1 файл

Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.docx

— 84.25 Кб (Скачать)

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного  потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических  факторов. 

Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное  значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции  и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому  такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и  качественные показатели дальнейшего  социально-экономического развития, а  также задания для соответствующих  органов государственного управления. 

В отраслевом аспекте  в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа «Здоровье нации», региональные программы  развития и т.д. 

При реализации своих  планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его  собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность. 

Законотворчество. Нарождающаяся  национальная экономическая система  должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс  законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на: 

а)защиту прав собственности  и формирование режима экономической  свободы; 

б)обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление  в обществе атмосферы законопослушания; 

в)сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»; 

г) развитие свободной  конкуренции и недопущение проявлений монополизма. 

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение  произвола чиновников, ликвидацию криминала  в экономических отношениях. Принимаемые  законодательные акты должны проходить  тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне  непротиворечивыми. 

Следует специально подчеркнуть важность выработки  в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и  обеспечивая их соблюдение всеми  субъектами хозяйствования, государство  контролирует наличие равных условий  для конкуренции, не допускает появления  на рынке монополистических тенденций. 

Сильную антимонопольную  нагрузку должны нести программы  разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации  национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. 

Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных  условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется  именно в сфере обращения. Это  придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643] 

Не секрет, что  в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать  заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений. 

Не секрет и то, что установление пределов для административного  вмешательства вызывает порой болезненную  реакцию у государственных чиновников. 

На первом этапе  развития рыночных отношений между  поставщиком и покупателем могут  появиться лишние посредники, что  тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной  стоимости далеко не в пользу реального  сектора экономики. 

Надо признать, что  в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг  сомнительного качества. 

По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную  поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает  особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру. 

Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в  развитии инфраструктуры малого бизнеса. 

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских  гильдий не нуждается в специальной  государственной опеке. Но государство  создает фонды поддержки мелкого  бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. 

Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить  бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать  бизнес-планы. 

Технопарки, кроме  специальных услуг, предоставляют  в аренду оборудование и производственные площади. 

В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному  кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п. 

Конкретные примеры  такого рода, отражающие состояние  дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах «Национальной экономической  газеты», «Белорусского рынка» и  других изданий. 

Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских  производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал  государства. 

Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние  условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень  открытости внутреннего рынка. 

В идеале рынок свободной  конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые  выгоднее или импортировать, или  экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя  по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство  стремится разработать и осуществить  оптимальную стратегию внешней  экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование  обменного курса, программа импортозамещения и т. д.). 

Существенные коррективы в данную работу требуется вносить  с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО. 

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским  производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко  снижает конкурентную способность  национального экспорта по ценовому фактору. 

При этом в ход  идут и прямые квоты, которые резко  ограничивают поступление иностранной  валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий. 

Согласование таких  позиций на международной арене  предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов  отечественного производителя. 

Таким образом, экономическая  политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.

4.2 Влияние мирового  финансово-экономического кризиса  на экономику Республики Беларусь

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку  кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и  реального секторов экономики. 

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года. 

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики. 

И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный  период рост ВВП составил 10,3 процента. 

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим  основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов.  

Эти экономические  процессы не могли не отразится и  на состоянии бюджета. [16] 

Работа по противодействию  влиянию негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Беларусь носит комплексный  характер и охватывает все сферы  экономики страны. 

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий  воздействия негативных внешних  факторов, адаптацию экономики к  новым условиям жизни. 

Правительством и  Национальным банком выработан и  реализуется антикризисный план. 

Проводятся мероприятия  по поддержке системообразующих  предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды  и инвестиционного климата. 

В области бюджетной  политики с конца прошлого года реализуются  меры по: 

·                    достижению сбалансированного бюджета; 

·                    обеспечению сдержанного роста  заработной платы в бюджетном 

·                    секторе и на государственных  предприятиях; 

·                    ограничению государственных инвестиций; 

·                    повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги; 

·                    развитию системы адресной социальной поддержки населения. 

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и  региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и  исключение тех мероприятий, которые  потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических  условиях.  

Пересматривается  порядок разработки программ и усиливается  ответственность государственных  органов за их эффективную реализацию. 

Министерством финансов подготовлен проект уточненного  бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и  расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении  прогноза рассматривается ряд вариантов  развития экономики. 

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться  реализовать эти подходы с  тем, чтобы сохранить достигнутый  качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.  

Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые  стимулы. Проводимое реформирование налоговой  системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора  экономики, либерализацию экономической  системы и повышение ее инвестиционной привлекательности. 

В 2008 году налоговая  нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется  и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более  тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить  налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия  кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее  время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны. 

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся  на рынке участниках (банков, страховых  компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет  служить ориентиром для появления  и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые  и другие компании. Кроме этого, в  концепции будет предусмотрено  создание системы мониторинга и  предупреждения кризисных явлений  на финансовом рынке. Мерой , которая  позволит ограничить возможные риски  внутри республики является концепция  управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему  мониторинга внешних заимствований  на уровне корпораций. 

Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь