Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:35, статья
Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.
Прогноз социально-экономического
развития разрабатывается на основе
анализа состояния и перспектив
развития научно-технического, производственного
потенциала страны, инвестиционных возможностей,
а также с учетом других социально-экономических
факторов.
Программа (основные
направления) социально-экономического
развития, как правило, имеет общегосударственное
значение. К ее разработке приступают
на основе ранее одобренной концепции
и имеющихся прогнозов развития
по основным направлениям. Поэтому
такая программа имеет весьма
детализированную внутреннюю структуру.
Здесь содержатся количественные и
качественные показатели дальнейшего
социально-экономического развития, а
также задания для
В отраслевом аспекте
в первую очередь следует выделить
концепции промышленной политики, аграрной
политики, а также программы типа
«Здоровье нации», региональные программы
развития и т.д.
При реализации своих
планов государство опирается на
экономический и
Законотворчество. Нарождающаяся
национальная экономическая система
должна иметь свою «экономическую конституцию».
Поэтому в переходный период процесс
законотворчества, приобретая особое
значение, должен быть направлен на:
а)защиту прав собственности
и формирование режима экономической
свободы;
б)обеспечение надежности
контрактов хозяйствующих субъектов,
договоров и соглашений, закрепление
в обществе атмосферы законопослушания;
в)сохранение единства
внутреннего национального
г) развитие свободной
конкуренции и недопущение
Процесс законотворчества
должен быть направлен также на недопущение
произвола чиновников, ликвидацию криминала
в экономических отношениях. Принимаемые
законодательные акты должны проходить
тщательную проверку на антикоррупционность,
быть стабильными и внутренне
непротиворечивыми.
Следует специально
подчеркнуть важность выработки
в таких условиях антимонопольного
законодательства. Создавая в переходный
период новые «правила игры» и
обеспечивая их соблюдение всеми
субъектами хозяйствования, государство
контролирует наличие равных условий
для конкуренции, не допускает появления
на рынке монополистических
Сильную антимонопольную
нагрузку должны нести программы
разгосударствления и приватизации,
а также процессы либерализации
национальной экономики и развития
рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура.
Анализ показывает, что в современных
условиях более половины издержек производства,
определяющих цену товара, формируется
именно в сфере обращения. Это
придает рыночной инфраструктуре особое
экономическое значение.[8, c. 643]
Не секрет, что
в переходный период цивилизованную
рыночную инфраструктуру приходится создавать
заново, при заметном отставании правовой
базы и отсутствии соответствующего
опыта организации рыночных отношений.
Не секрет и то,
что установление пределов для административного
вмешательства вызывает порой болезненную
реакцию у государственных
На первом этапе
развития рыночных отношений между
поставщиком и покупателем
Надо признать, что
в период становления внутренний
рынок оказывается слабо
По этим и другим
проблемам развития рыночной инфраструктуры
целесообразно находить своевременную
поддержку со стороны государства.
Опыт переходного периода
Малый бизнес. Особая
роль принадлежит государству в
развитии инфраструктуры малого бизнеса.
Безусловно, создание
ассоциаций и предпринимательских
гильдий не нуждается в специальной
государственной опеке. Но государство
создает фонды поддержки
Бизнес-инкубаторы помогают
начинающим предпринимателям освоить
бухгалтерский учет, правила налогообложения,
организовать маркетинг и разработать
бизнес-планы.
Технопарки, кроме
специальных услуг, предоставляют
в аренду оборудование и производственные
площади.
В рамках проводимой
государством экономической политики
развитие получают торгово-промышленные
палаты, агентства по поддержке предпринимательства,
а также специализированные лизинговые
компании, товарищества по взаимному
кредитованию, внешнеторговые ассоциации
и т. п.
Конкретные примеры
такого рода, отражающие состояние
дел в Беларуси, постоянно приводятся
на страницах «Национальной
Внешнеэкономические
связи. Важным фактором развития рыночных
отношений выступают контакты белорусских
производителей с внешним миром.
Поэтому здесь также необходимо
рационально использовать потенциал
государства.
Отдавая предпочтение
тем или иным экономическим союзам,
государство определяет внешние
условия развития национальной экономики,
ее интеграции в систему международного
разделения труда, а также степень
открытости внутреннего рынка.
В идеале рынок свободной
конкуренции в состоянии
Существенные коррективы
в данную работу требуется вносить
с учетом подготовки Беларуси к вступлению
в ВТО.
Накопленный опыт показывает,
что на внешних рынках белорусским
производителям зачастую приходится сталкиваться,
например, с так называемыми
При этом в ход
идут и прямые квоты, которые резко
ограничивают поступление иностранной
валюты и загрузку соответствующих
белорусских предприятий.
Согласование таких
позиций на международной арене
предполагает активное участие белорусского
государства в отстаивании
Таким образом, экономическая
политика Республики Беларусь по-прежнему
направлена на стабилизацию экономики.
О том, что экономика
4.2 Влияние мирового
финансово-экономического
Большинство государств,
оказавшиеся втянутыми в
Кризис сказался
и на экономике нашей страны. Мы
стали фиксировать его
Сокращение внешнего
спроса на белорусскую продукцию
привело к снижению ее экспорта,
уменьшению объемов производства, росту
запасов готовой продукции на
складах, ухудшению финансовых результатов
работы предприятий республики.
И в текущем году
мы отмечаем негативное влияние мирового
кризиса на экономику. ВВП за январь-август
вырос в сопоставимых ценах на
-0,3 процента. В прошлом году за аналогичный
период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились
условия торговли и с нашим
основным партнером – Российской
Федерацией, на долю которой в товарообороте
республики традиционно приходится
более 45 процентов.
Эти экономические
процессы не могли не отразится и
на состоянии бюджета. [16]
Работа по противодействию
влиянию негативных последствий
мирового финансово-экономического кризиса
в Республике Беларусь носит комплексный
характер и охватывает все сферы
экономики страны.
Экономическая политика
нацелена на минимизацию последствий
воздействия негативных внешних
факторов, адаптацию экономики к
новым условиям жизни.
Правительством и
Национальным банком выработан и
реализуется антикризисный
Проводятся мероприятия
по поддержке системообразующих
предприятий, принимаются активные
меры по улучшению деловой среды
и инвестиционного климата.
В области бюджетной
политики с конца прошлого года реализуются
меры по:
·
достижению сбалансированного бюджета;
·
обеспечению сдержанного роста
заработной платы в бюджетном
·
секторе и на государственных
предприятиях;
·
ограничению государственных
·
повышению тарифов на жилищно-коммунальные
услуги;
·
развитию системы адресной социальной
поддержки населения.
Завершается инвентаризация
всех государственных, отраслевых и
региональных программ. Результат этой
работы - оптимизация программ и
исключение тех мероприятий, которые
потеряли актуальность или малоэффективны
в складывающихся экономических
условиях.
Пересматривается
порядок разработки программ и усиливается
ответственность
Министерством финансов
подготовлен проект уточненного
бюджета на 2009 год, в котором существенные
изменения вносятся в доходы и
расходы, включая объемы межбюджетных
трансфертов. Выдержан целевой показатель
нулевого дефицита. При уточнении
прогноза рассматривается ряд вариантов
развития экономики.
Несмотря на сокращение
бюджетных расходов, мы будем стараться
реализовать эти подходы с
тем, чтобы сохранить достигнутый
качественный уровень социальных услуг,
обеспечить социальную направленность
бюджета и поддержку
Для смягчения негативных
последствий кризиса
В 2008 году налоговая
нагрузка в стране снизилась на 1,3
процента к ВВП. Этот темп сохраняется
и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку
на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались
от наших планов, но, конечно, более
тщательно подойдем к этой ситуации
с тем, чтобы попытаться сократить
налоговую нагрузку и в предстоящем
2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия
кризиса на национальный финансовый
рынок ряда стран, мы в настоящее
время завершаем работу над концепцией
развития финансового рынка страны.
Концепция не только
даст целостное представлении об
основных направлениях развития имеющихся
на рынке участниках (банков, страховых
компаний, организаций инфраструктуры
рынка ценных бумаг), но и будет
служить ориентиром для появления
и развития новых организаций . Это
, главным образом , небанковские кредитно
– финансовые институты – инвестиционные,
трастовые фонды, венчурные, факторинговые
и другие компании. Кроме этого, в
концепции будет предусмотрено
создание системы мониторинга и
предупреждения кризисных явлений
на финансовом рынке. Мерой , которая
позволит ограничить возможные риски
внутри республики является концепция
управления совокупным внешним долгом
страны, предусматривающая систему
мониторинга внешних
Информация о работе Главные принципы государственной политики Республики Беларусь