Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:17, контрольная работа
Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Т
инновации, способствующие заполнению внутреннего рынка дешевыми и качественными продуктами питания;
нововведения, позволяющие повысить производительность, эффективность, ремонтопригодность технологии и оборудования, продлить срок их службы;
подготовка высококвалифицированных кадров для АПК с учетом построения инновационной экономики;
меры, позволяющие улучшить экологическую обстановку.
Важнейшая роль в инновационной деятельности принадлежит государству, поскольку оно обеспечивает: финансирование и выбор приоритетов в инновационной сфере, стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа, создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение инвесторов за участие в инновационных проектах; экспертизу и анализ таких проектов.
Необходимыми
условиями инновационной
3. Экономическая сущность, функции и виды цен на продукцию АПК и сельского хозяйства
Цена есть денежное выражение стоимости товара.
Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара.
Другая важная функция цен — учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.
Цена
может выполнять также регулиру
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта
функция реализуется за счет отклонения
цены от стоимости, а также через
включение в себестоимость
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества.
Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом управления экономическими процессами. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения. В ней отражаются общественные издержки соотношения, спроса и предложения по данному виду товаров.
Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в рамках так называемой оптовой торговли. Обычно по таким ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. По этим ценам обычно реализуют товары в небольшом объеме населению и в меньшей мере — предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается торговая прибыль.
По закупочным ценам государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, поскольку это вид деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество или местоположение уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень либо их связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также возможность изменения контрактных цен вследствие инфляции, при изменении законодательства и т. п.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов; они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.
Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок. Чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере, существует специальное антимонопольное законодательство.
По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
В
экономическом анализе и
Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т. д.
Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка. Это либо реально существующие на международном рынке цены (например, цены на нефть), либо цены, признанные на определенный период организациями, действующими в сфере международной торговли.
Регулируемые
цены в определенной степени находятся
под контролем государства. Различают
прямые и косвенные методы регулирования.
Первые предполагают установление фиксированных
цен, предельных цен, надбавок, предельных
коэффициентов изменения цен, предельного
уровня рентабельности, то есть прямых
ограничителей. Косвенное регулирование
в основном базируется на изменении налогов
и процентных ставок.
Сегодня рыночные цены сложились на уровне,
при котором производство практически
всей продукции животноводства и отдельных
видов продукции растениеводства убыточно,
так как рыночная цена ниже себестоимости.
Возникает настоятельная необходимость
применения регулируемых
цен в этой сфере, чтобы обеспечить производителям
хотя бы минимально допустимую рентабельность
производства. Разновидностью регулируемых
цен являются целевые и гарантированные
цены.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками сельского хозяйства доходов на среднем для всей экономики уровне и получения предприятиями отрасли прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок на сельхозпродукцию, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
Перечни сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.
Ценовая политика предприятия зависит от типа рынка, на котором оно работает. Обычно выделяют четыре типа рынка: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется наличием множества продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии влиять на уровень текущих цен, однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров, отсутствием ценовых ограничений. В этих условиях цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Ему присущи острая конкурентная борьба между предприятиями и легкость проникновения на рынок. Товары конкурентов отличаются друг от друга качеством, оформлением и сопутствующими (дополнительными) услугами. Предприятие формирует цену на свою продукцию с учетом структуры потребительского спроса, установленных конкурентами цен, собственных издержек производства.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, которые реагируют на политику ценообразования конкурентов и осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Предлагаемые товары могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Новым предприятиям трудно проникнуть на этот рынок.
На
рынке чистой монополии
господствует только один продавец. Предприятие-монополист
само определяет цены на производимую
продукцию, не ориентируясь на ценовую
политику остальных. Оптимальная цена
зависит от характера спроса на продукцию
и преследуемых монополистом целей; она
может быть как очень высокой, так и упасть
ниже себестоимости.
4. Оборотные средства и показатели эффективности их использования
Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Сущность оборотных средств
Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Они подразделяются на производственные оборотные фонды и фонды обращения.
Производственные оборотные фонды — это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственного цикла, переносят свою стоимость полностью на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму. Производственные оборотные фонды подразделяются на производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Производственные запасы — это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним относятся семена, посадочный материал, удобрения, ядохимикаты, корма, топливо и смазочные материалы, запасные части, мелкий инвентарь и др.
В их состав включают также молодняк животных и животных на откорме, хотя по своей экономической природе эти средства производства не являются производственными запасами и находятся уже в стадии производства. Размер производственных запасов определяется объемом производства, нормами и характером потребления и должен обеспечить непрерывность процесса производства.
Незавершенное
производство — это оборотные фонды,
которые
находятся на стадии производства. Они
включают: в земледелии — затраты под
урожай будущих лет (подготовка почвы,
посевы озимых культур); в животноводстве
— затраты на незаконченную инкубацию,
стоимость переходного запаса меда в ульях;
в промышленном производстве — полуфабрикаты
собственного изготовления.
Информация о работе Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции