Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Т

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     инновации, способствующие заполнению внутреннего  рынка дешевыми и качественными  продуктами питания;

     нововведения, позволяющие повысить производительность, эффективность, ремонтопригодность технологии и оборудования, продлить срок их службы;

     подготовка  высококвалифицированных кадров для  АПК с учетом построения инновационной экономики;

     меры, позволяющие улучшить экологическую  обстановку.

     Важнейшая роль в инновационной деятельности принадлежит государству, поскольку оно обеспечивает: финансирование и выбор приоритетов в инновационной сфере, стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа, создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение инвесторов за участие в инновационных проектах; экспертизу и анализ таких проектов.

     Необходимыми  условиями инновационной деятельности является мониторинг новшеств, а также развитая инновационная инфраструктура, способствующая оперативному доведению до предприятий информации о результатах научно-технической деятельности, конкретных рекомендаций по различным аспектам агропромышленного производства.  

     3. Экономическая сущность, функции и виды цен на продукцию АПК и сельского хозяйства

      Цена  есть денежное выражение стоимости товара.

      Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара.

      Другая  важная функция цен — учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.

      Цена  может выполнять также регулирующую функцию. В рыночной экономике цены — это основой инструмент поддержания экономических пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым способствует увеличению или сокращению поставок товара на рынок.

      Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

      Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через  включение в себестоимость продукции многих видов налогов; собранные средства затем становятся источником финансирования социальных и иных государственных программ.

      Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества.

      Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом  управления экономическими процессами. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием  законов стоимости, спроса и предложения. В ней отражаются общественные издержки соотношения, спроса и предложения по данному виду товаров.

      Цены  подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости  от сферы торговли или характера  обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

      Оптовыми  называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в рамках так называемой оптовой торговли. Обычно по таким ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

      Розничными  принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. По этим ценам обычно реализуют товары в небольшом объеме населению и в меньшей мере — предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается торговая прибыль.

      По  закупочным ценам  государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.

      Определенной  спецификой обладают цены на услуги, поскольку это вид деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество или местоположение уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).

      Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень либо их связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также возможность изменения контрактных цен вследствие инфляции, при изменении законодательства и т. п.

      Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов; они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.

      Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок. Чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере, существует специальное антимонопольное законодательство.

      По  времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

      В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике. В настоящее время в России используются сопоставимые цены 1994 г.

      Довольно  часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т. д.

      Несовпадение  цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости  использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка. Это либо реально существующие на международном рынке цены (например, цены на нефть), либо цены, признанные на определенный период организациями, действующими в сфере международной торговли.

      Регулируемые  цены в определенной степени находятся под контролем государства. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Первые предполагают установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, то есть прямых ограничителей. Косвенное регулирование в основном базируется на изменении налогов и процентных ставок.  
Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство практически всей продукции животноводства и отдельных видов продукции растениеводства убыточно, так как рыночная цена ниже себестоимости. Возникает настоятельная необходимость применения регулируемых цен в этой сфере, чтобы обеспечить производителям хотя бы минимально допустимую рентабельность производства. Разновидностью регулируемых цен являются целевые и гарантированные цены.

      Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками сельского хозяйства доходов на среднем для всей экономики уровне и получения предприятиями отрасли прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок на сельхозпродукцию, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

      Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

      Перечни сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных  цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.

      Ценовая политика предприятия зависит от типа рынка, на котором оно работает. Обычно выделяют четыре типа рынка: свободной  конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и  чистой монополии.

      Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется наличием множества продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии влиять на уровень текущих цен, однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров, отсутствием ценовых ограничений. В этих условиях цены складываются под воздействием спроса и предложения.

      Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Ему присущи острая конкурентная борьба между предприятиями и легкость проникновения на рынок. Товары конкурентов отличаются друг от друга качеством, оформлением и сопутствующими (дополнительными) услугами. Предприятие формирует цену на свою продукцию с учетом структуры потребительского спроса, установленных конкурентами цен, собственных издержек производства.

      Олигополистический  рынок состоит из небольшого числа продавцов, которые реагируют на политику ценообразования конкурентов и осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Предлагаемые товары могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Новым предприятиям трудно проникнуть на этот рынок.

      На  рынке чистой монополии  господствует только один продавец. Предприятие-монополист само определяет цены на производимую продукцию, не ориентируясь на ценовую политику остальных. Оптимальная цена зависит от характера спроса на продукцию и преследуемых монополистом целей; она может быть как очень высокой, так и упасть ниже себестоимости.  
 
 

      4. Оборотные средства  и показатели эффективности их использования

      Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

        Сущность оборотных средств определяется  их экономической ролью - обеспечить  непрерывность воспроизводственного  процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения, а также способом перенесения своей стоимости на создаваемый продукт.

      Различают состав и структуру оборотных  средств. Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Они подразделяются на производственные оборотные фонды и фонды обращения.

        Производственные оборотные фонды — это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственного цикла, переносят свою стоимость полностью на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму. Производственные оборотные фонды подразделяются на производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

      Производственные  запасы — это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного потребления. К ним относятся семена, посадочный материал, удобрения, ядохимикаты, корма, топливо и смазочные материалы, запасные части, мелкий инвентарь и др.

      В их состав включают также молодняк животных и животных на откорме, хотя по своей экономической природе эти средства производства не являются производственными запасами и находятся уже в стадии производства. Размер производственных запасов определяется объемом производства, нормами и характером потребления и должен обеспечить непрерывность процесса производства.

      Незавершенное производство — это оборотные фонды, которые  
находятся на стадии производства. Они включают: в земледелии — затраты под урожай будущих лет (подготовка почвы, посевы озимых культур); в животноводстве — затраты на незаконченную инкубацию, стоимость переходного запаса меда в ульях; в промышленном производстве — полуфабрикаты собственного изготовления.

Информация о работе Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции