Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:17, контрольная работа
Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Т
Экономика отрасли
1. Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции
Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным (бесполезным).
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни; он выполняет сразу несколько функций — информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, санирующую.
Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства объективную информации о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые востребованы обществом. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка позволяет экономически обособленным производителям налаживать деловые контакты и обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодными являются технологические и экономические связи между конкретными участниками общественного производства. В условиях рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая функция. На каждый конкретный рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но произведенные при разных уровнях материальных и трудовых затрат. При этом признаются лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Тем самым формируется цена, отражающая общественную стоимость товара. Благодаря рынку устанавливается динамичная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Регулирующая функция рынка связана с его воздействием на различные сферы экономики и прежде всего на производство; фактически он указывает, что, для кого и как производить. Главную роль здесь играет соотношение спроса и предложения, существенно зависящее от цены. Растет цена — рынок дает сигнал к расширению производства, цена падает — производство сокращается. В результате достигаются более или менее оптимальные экономические пропорции. В странах с развитой рыночной экономикой, впрочем, достижение сбалансированности народного хозяйства невозможно без государственного регулирования.
Стимулирующая функция побуждает к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли.
Санирующая функция. Рыночная система по самой своей природе беспощадна к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. Это повышает эффективность экономики в целом, но в определенных случаях требует вмешательства государства для защиты отраслей, жизненно важных для страны.
Аграрный рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений.
Инфраструктура рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании.
В
экономической литературе выделяют
три типа рынка:
неразвитый, свободный и регулируемый.
На неразвитом рынке
рыночные операции осуществляются нерегулярно,
чаще всего в виде простого товарообмена
(бартера). Свободный (нерегулируемый)
рынок — это рынок совершенной конкуренции,
для которой характерны множество мелких
фирм, однородная продукция, свободный
вход и выход, равный доступ ко всем видам
информации. На практике такой рынок встречается
редко; как правило, всегда имеет место
та или иная форма рыночного регулирования.
Регулируемый рынок
— это рынок, на функционирование которого
существенное влияние оказывает государство
при помощи законодательных, административных
и экономических мер.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют рынки предметов потребления и услуг, средств производства, земли, рабочей силы, ценных бумаг, научно-технических разработок.
По масштабу функционирования различают местные (локальные) рынки, региональные, национальные, мировой.
По степени ограничения конкуренции различают рынок совершенной конкуренции монополистической конкуренции, олигополию и монополию.
По способу организации обмена рынки подразделяют на оптовые и розничные.
Все перечисленные виды рынков не существуют обособленно; они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике агропромышленного комплекса в целом.
Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства.
1.
Зависимость предложения
2.
Наличие гарантированного
Сельскохозяйственные предприятия могут использовать ее для повышения эффективности своей деятельности. Для этого им нужно не производить из года в год одни и те же продукты, а маневрировать ассортиментом, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою конкурентоспособность и найти новые источники дохода.
З.
Большой объем поставок скоропортящихся
видов продукции усиливают
4.
Концентрация потребления
Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия имеет также ряд особенностей, которые не позволяют сделать цены на нем полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью отраслей АПК. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:
-
определение целевых цен,
-
становление гарантированных (
-
введение механизма залоговых
операций и соответствующих
2. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Качественное совершенствование производства осуществляется в форме инноваций, которые составляют основу инвестиционного процесса в условиях рынка. Развитие спроса, его диверсификация приводят к необходимости совершенствовать способы его удовлетворения. Инновация — это новый способ решения данной проблемы, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
Термин «инновация» стал активно использоваться в период переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий — «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и т. п.
Инновация (нововведение) представляет собой конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.
Инновационная деятельность — это система мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. Она включает различные виды научных исследований (фундаментальные и прикладные), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производства; это важная сторона НТП и одно из необходимых условий эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике.
Инновационный процесс — более широкое понятие. Он представляет последовательную цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Данный процесс не заканчивается так называемым внедрением, а продолжается и после него, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.
В
зависимости от их технологических
параметров инновации подразделяются
на продуктовые и процессные. Первые
связаны с разработкой
По
степени новизны инновации
Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Предприятия АПК при использовании устаревшей техники и технологии получают убытки, поэтому вынуждены сокращать издержки за счет внедрения новшеств. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, заметно укрепляют свои позиции в конкурентной борьбе.
Инновационная деятельность — это важный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад производства в АПК, обеспечить его структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постоянное повышение технического и технологического уровня отечественного производства.
К основным направлениям инновационной деятельности в АПК относятся:
освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
Информация о работе Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции