Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Т

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     Экономика отрасли

     1. Функции и виды  рынков, особенности  рынков сельскохозяйственной  продукции

     Рынок это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным (бесполезным).

     Рынок оказывает огромное воздействие  на все стороны хозяйственной жизни; он выполняет сразу несколько функций — информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, санирующую.

     Информационная  функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства объективную информации о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые востребованы обществом. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

     Посредническая  функция рынка позволяет экономически обособленным производителям налаживать деловые контакты и обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодными являются технологические и экономические связи между конкретными участниками общественного производства. В условиях рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

     Ценообразующая  функция. На каждый конкретный рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но произведенные при разных уровнях материальных и трудовых затрат. При этом признаются лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Тем самым формируется цена, отражающая общественную стоимость товара. Благодаря рынку устанавливается динамичная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

     Регулирующая  функция рынка связана с его воздействием на различные сферы экономики и прежде всего на производство; фактически он указывает, что, для кого и как производить. Главную роль здесь играет соотношение спроса и предложения, существенно зависящее от цены. Растет цена — рынок дает сигнал к расширению производства, цена падает — производство сокращается. В результате достигаются более или менее оптимальные экономические пропорции. В странах с развитой рыночной экономикой, впрочем, достижение сбалансированности народного хозяйства невозможно без государственного регулирования.

     Стимулирующая функция побуждает к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли.

     Санирующая  функция. Рыночная система по самой своей природе беспощадна к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. Это повышает эффективность экономики в целом, но в определенных случаях требует вмешательства государства для защиты отраслей, жизненно важных для страны.

     Аграрный  рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений.

     Инфраструктура  рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании.

     В экономической литературе выделяют три типа рынка: неразвитый, свободный и регулируемый. На неразвитом рынке рыночные операции осуществляются нерегулярно, чаще всего в виде простого товарообмена (бартера). Свободный (нерегулируемый) рынок — это рынок совершенной конкуренции, для которой характерны множество мелких фирм, однородная продукция, свободный вход и выход, равный доступ ко всем видам информации. На практике такой рынок встречается редко; как правило, всегда имеет место та или иная форма рыночного регулирования.  
Регулируемый рынок — это рынок, на функционирование которого существенное влияние оказывает государство при помощи законодательных, административных и экономических мер.

     По  экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют рынки предметов потребления и услуг, средств производства, земли, рабочей силы, ценных бумаг, научно-технических разработок.

     По  масштабу функционирования различают местные (локальные) рынки, региональные, национальные, мировой.

     По  степени ограничения конкуренции различают рынок совершенной конкуренции монополистической конкуренции, олигополию и монополию.

     По способу организации обмена рынки подразделяют на оптовые и розничные.

     Все перечисленные виды рынков не существуют обособленно; они взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике агропромышленного комплекса в целом.

     Рынку сельскохозяйственного сырья и  продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства.

     1. Зависимость предложения сельскохозяйственной  продукции от погодных условий,  которые ограничивают возможности  контроля со стороны сельского  товаропроизводителя за количеством  и качеством продукции. Это  необходимо учитывать как самим  производителям, так и государственным регулирующим организациям.

     2. Наличие гарантированного спроса  на сельскохозяйственную продукцию,  поскольку она удовлетворяет  самые насущные потребности населения.  В определенной степени эта  особенность аграрного рынка  компенсирует отрицательное влияние предыдущей.

     Сельскохозяйственные  предприятия могут использовать ее для повышения эффективности  своей деятельности. Для этого им нужно не производить из года в год одни и те же продукты, а маневрировать ассортиментом, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою конкурентоспособность и найти новые источники дохода.

     З. Большой объем поставок скоропортящихся  видов продукции усиливают потребность, с одной стороны, в хранилищах (прежде всего для овощей, картофеля, плодов), с другой, — в максимально сжатых сроках реализации. Это необходимо, чтобы избежать значительных потерь выращенного урожая, а, следовательно, и снижения доходности производства.

     4. Концентрация потребления сельскохозяйственной продукции в городах, особенно в крупных, вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это приводит к потерям определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены делиться с посредниками частью стоимости конечной продукции.

     Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия имеет также ряд особенностей, которые не позволяют сделать цены на нем полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью отраслей АПК. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:

     - определение целевых цен, обеспечивающих  доходность, достаточную для покрытия  текущих затрат и расширения производства;

     - становление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже  целевых цен и использоваться  тогда, когда рыночные цены  опускаются ниже их уровня;

     - введение механизма залоговых  операций и соответствующих квот  на гарантированные закупки продукции.  

     2. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

     Качественное  совершенствование производства осуществляется в форме инноваций, которые составляют основу инвестиционного процесса в условиях рынка. Развитие спроса, его диверсификация приводят к необходимости совершенствовать способы его удовлетворения. Инновация — это новый способ решения данной проблемы, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

     Термин  «инновация» стал активно использоваться в период переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий — «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и т. п.

     Инновация (нововведение) представляет собой  конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

     Инновационная деятельность —  это система мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. Она включает различные виды научных исследований (фундаментальные и прикладные), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производства; это важная сторона НТП и одно из необходимых условий эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике.

     Инновационный процесс — более широкое понятие. Он представляет последовательную цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Данный процесс не заканчивается так называемым внедрением, а продолжается и после него, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.

     В зависимости от их технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Первые связаны с разработкой принципиально  новых продуктов, вторые — с освоением новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством.

     По  степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли и новые  для данного предприятия (группы предприятий). В зависимости от глубины  вносимых изменений различают радикальные (базовые) инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и улучшающие инновации. В этом случае речь идет об изменениях меньшего масштаба, преобладающих в фазе распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Модификационные (частные) инновации направлены на частичное улучшение и приспособление к новым условиям устаревших поколений техники и технологии.

     Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Предприятия АПК при использовании устаревшей техники и технологии получают убытки, поэтому вынуждены сокращать издержки за счет внедрения новшеств. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, заметно укрепляют свои позиции в конкурентной борьбе.

     Инновационная деятельность — это важный рычаг, с помощью которого предстоит  преодолеть спад производства в АПК, обеспечить его структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постоянное повышение технического и технологического уровня отечественного производства.

     К основным направлениям инновационной  деятельности в АПК относятся:

     освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

Информация о работе Функции и виды рынков, особенности рынков сельскохозяйственной продукции