Формирование доход и политика их регулирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является поиск того компромисса между высокими и низкими ставками дохода в различных слоях населения. Чтобы в дальнейшем мы смогли развить такое социально-экономическое явление как средний класс. Который и является показателем благосостоянием всего общества, помимо беднейших и богатейших слоёв, присутствие которых обязательно в такой же мере. Так как разделение заложено уже в самой сущности человека, однако, оно не должно принимать такие угрожающие формы…

Содержание

Введение............................................... 3
Понятие доходы населения, их классификация............. 3
Виды доходов.......................................... 3
Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного продукта.............................................. 8
Формирование доходов на макроуровне.................... 9
Заработная плата как важнейшая часть доходов.......... 9
Государственное регулирование заработной платы....... 11
Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей. 18
Социальная политика государства. Её влияние на распределение доходов............................................... 23
Трансфертные выплаты. Социальная политика государства. 23
Процесс расслоения общества как результат дифференциации доходов...................................................... 27
Цель стабилизационной политики – «средний класс»..... 32
Методы расчёта дифференциации доходов населения....... 38
Подходы к сглаживанию неравенства.................... 38
Анализ показателей дифференциации доходов. Кривая Лоренца. 40
Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент Джини.................................... 44
Заключение............................................ 51
Список литературы:.................................... 5

Работа содержит 1 файл

Доходы населения.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Первое - исчисление Джини по данным о бюджетах домохозяйств. Можно использовать данные как о бюджетах домохозяйств, так  и о бюджетах индивидуумов.

Второе условие - репрезентативность выборки домохозяйств. Правда, иногда может быть целесообразным проводить исчисление Джини для некоторых отдельных подгрупп населения, в которых он может серьезно различаться. Но поскольку соотношение неравенства в этих подгруппах - величина непостоянная, то неразумно делать выводы о неравенстве распределения национального дохода на основе данных по подгруппам.

Третьим условием является учет при исчислении дохода всех его составляющих компонентов. Во-первых, исключение из дохода его натуральной части приводит к серьезным отклонениям при оценке неравенства. Во-вторых, необходимо учитывать доходы, не относящиеся к зарплате.

Кроме соблюдения этих трех условий для качества оценивания Джини важно и то, каковы определения  данных, используемых для его подсчета. Во-первых, обычно изменения неравенства происходят медленно, и его резкие скачки, как правило, связаны с плохим качеством определений. Во-вторых, при межстрановом и при межвременном сравнении коэффициентов встает проблема их сопоставимости, что требует однотипности и однозначности определений.

Определения могут различаться по следующим  критериям:

А) Чей  бюджет используется в качестве единицы  исследования - индивидуума или домохозяйства?

Б) Как  измеряется доход - как валовой или  как чистый (после уплаты налогов)?

В) Какая  переменная используется при расчете  Джини - доход или расходы?

Данные  о коэффициенте Джини анализируемой  выборки стран имеют следующие  свойства: в основном использовались данные о бюджетах домохозяйств и  семей, использовался коэффициент Джини, рассчитанный только по доходу, причем в некоторых странах по валовому, а в некоторых - по чистому доходу. В целом, в силу особенностей переходных экономик эти данные можно считать удовлетворительными с точки зрения минимального критерия качества.

Чтобы определить, что вызвало изменение коэффициента Джини за период, рассмотрим изменение  композиции располагаемого дохода, т.е. доли в нем различных ресурсов: зарплаты (w), денежных социальных трансфертов (t) и доходов от частного сектора, не являющихся зарплатой (p). Коэффициент Джини для располагаемого дохода (G) равен взвешенному среднему коэффициентов концентрации (Ci) трех источников дохода, где весами являются

 
   

 
доли источников (Si) в совокупном доходе

 
   

 
Изменение Джини за период (до и после  перехода) можно записать как:

Первый  член правой части показывает изменение Джини под воздействием изменения долей различных источников; следующие три члена показывают изменение Джини под воздействием изменения коэффициентов концентрации источников дохода; последний - остаточный компонент.

За 1987-88 - 1993-94 годы композиция располагаемого дохода изменилась. Можно выделить три группы стран в зависимости от изменения композиции. Т.к. во всех странах доходы частного сектора, не относящиеся к зарплате, выросли, то критерием отнесения страны к той или иной группе будет соотношение изменения доли трансфертов и зарплаты в совокупном доходе.

 и назвать  «некомпенсаторами» (НК).­ , t = const., p - ?Страны, где снижение доли зарплаты не было компенсировано сколько-нибудь значительным приростом социальных трансфертов. Их можно обозначить (- 0 +), то есть w -

. Назовем  их «компенсаторы» (К).­Страны, которые можно описать как (- + +), т.е. w - ? было компенсировано t -

Страны  типа (+ + +). Здесь предпринимались  попытки по возможности лучше  защитить население от спада ВВП, т.е. доля трансфертов в доходе выросла, несмотря на рост доли зарплаты. Это будут страны- «популисты» (П).

Теперь  посмотрим, как повлияло на величину неравенства изменение доли различных  ресурсов в валовом доходе. Таблица 4 показывает декомпозицию изменения  Джини для нескольких стран за годы от начала перехода до 1993-96. На ее основании можно сделать следующие заключения:

1 пункт  под влиянием изменений композиции  дохода.±Во-первых, изменение композиции имело небольшое отношение к изменению неравенства. Только в одной стране - России композиция дохода благоприятствовала сокращению неравенства, т.е. в 1994 году композиция больше соответствовала равенству, чем в 1989. Это произошло благодаря тому, что трансферты, равномерно распределенные до переходного периода, увеличили свою долю в совокупном доходе. В других странах Джини изменился только на

В таблице 4: З - зарплата, СТ - социальные трансферты, П - пенсии, НПТ - трансферты, не относящиеся  к пенсиям, НЗ - доходы от частного сектора, не являющиеся зарплатой, ОК - остаточный компонент, ИСД - совокупные изменения Джини. Рассматриваемый период - 1987-89 - 1994-96 годы.

Во-вторых, большие коэффициенты концентрации «подтолкнули» Джини вверх во всех странах. Это был самый значительный фактор роста неравенства.

В-третьих, эффект от изменения концентрации трансфертов не был однозначным. Например, в Болгарии, Венгрии и Словении концентрация трансфертов не изменилась. В Латвии более точное распределение трансфертов привело к снижению Джини на 1,5 пунктов. В Украине и России трансферты привели к увеличению неравенства. Это было вызвано увеличением коэффициента концентрации для пенсий. Непенсионные трансферты из-за своего первоначально меленького размера не имели значительного влияния на неравенство нигде.   
 

Изменение коэффициента Джини Таблица 4

Страна Под влиянием чего:  
Изменение композиции Изменение концентрации:  
З СТ В том числе: НЗ ОК ИСД  
П НПТ      
Венгрия -1,3 +5,9 -0,6 +1,4 -0,2 -0,6 -1,3 +2,2
Словения -0,2 +3,6 -0,6 -0,1 -0,4 +0,4 -3,8 +2,6
Украина -1,7 +3,4 +3,5 +3,2 -0,1 +0,8 +0,9 +13,0
Болгария +1,4 +7,8 +0,9 +0,4 +0,4 -0,4 +0,3 +10,0
Латвия -1,6 +15,0 -1,5 -2,0 +0,5 +1,4 -3,3 +10,0
Россия -3,4 +17,8 +5,1 +3,9 +0,4 +3,0 +1,2 +23,6
                                                     
 

 

Регрессионный анализ отобранных стран подтвердил теоретическое положение об отрицательной связи между неравенством и ростом. Рассмотрим, какие механизмы лежат в основе такой связи.

Наименьшим  был спад в странах-популистах. С 1988 по 1993 годы их ВВП сократился в  среднем на 16%, реальный доход на душу населения (д.н.) - на 14,7%. В странах типов К и НК ВВП снизился на 42,5 и 32,1%, а реальный доход - на 44 и 41,7% соответственно.

Скачок  неравенства удалось сдержать только в третьей группе стран; рост Джини  не превысил здесь трех пунктов. В  первой и второй группах стран Джини вырос на 10 и 12 пунктов соответственно, так что компенсация снижения заработной платы в станах - К была нерезультативной. Однако, если среди НК выделить страны, где Джини возрос незначительно и где он существенно вырос, то станет понятно, почему спад в НК в среднем меньше, чем в К. Те страны группы НК, в которых рост Джини составил до семи пунктов, показали спад ВВП и реального дохода на 24,3 и 28% соответственно. В тех странах этой группы, где Джини вырос на 12,4 пунктов и выше, снижение этих показателей составило соответственно 38 и 52%. Таким образом, реальный доход в странах первой группы снизился гораздо существенней, чем в странах-компенсаторах, хотя спад ВВП в последних был сильнее.

Эти факты  говорят о том, что неравенство  либо негативно влияло на рост, либо увеличивалось параллельно спаду ВВП и реального дохода. Последнее исключается в силу отсутствия автокорреляции во всех регрессиях. Следовательно, можно предположить, что неравенство негативно воздействовало на рост в силу рассмотренных теорией причин. В пользу этого говорит тот факт, что страны-популисты, где удалось сгладить неравенство, имели меньший спад. Кроме того, в странах-компенсаторах, где неравенство также удалось сгладить, спад был не настолько велик, как в некомпенсаторах. В странах К, которым не удалось снизить неравенство, первоначальные диспропорции распределения были выше. Кроме того, на экономический рост здесь сильнее, чем в других странах, было негативное влияние других факторов, например сокращения инвестиций.

Другая  часть объяснения негативного влияния  неравенства на экономический рост лежит в отличии экономик стран  рыночного и социалистического  типов. Можно выделить восемь основных отличительных черт в интересующем нас аспекте.

Доля первичных  доходов (доходов от экономической деятельности: труда, капитала, предпринимательства) в валовом доходе в социалистических странах была меньше, чем в странах с рыночной экономикой.

Прямое  налогообложение в социалистических странах гораздо меньше, чем в  странах с рыночной экономикой.

Выплаты на ребенка имели больший вес  в социалистических странах.

Распределение дохода в социалистических странах  было эгалитарным по сравнению с  «рыночными» странами, даже если Джини  рассчитывался с учетом доходов  номенклатуры и прямых субсидий населению.

Денежные  социальные трансферты в социалистических странах были распределены наиболее равномерно - коэффициент концентрации в этих странах близок к нулю.

В социалистических странах доходы в частном секторе  низкие и их доля в совокупном доходе высока для самых бедных и самых богатых и ниже для средних квантилей.

Хотя распределение  зарплат в социалистических странах  ближе к эгалитарному, но это в  большей мере является следствием меньших  различий между зарплатой людей  умственного и физического труда.

В социалистических странах налоги были скорее пропорциональны, чем прогрессивны, т.е. их распределение  было близким к распределению  дохода.

Первые  три отличия касаются композиции дохода; их влияние на неравенство  и рост уже было в определенной степени рассмотрено. Так, в краткосрочном периоде доходы от собственности должны были возрасти у более богатой группы населения, а доля в доходе выплат на ребенка - уменьшиться; уже это могло привести к большему неравенству. В долгосрочном периоде, с изменением системы налогообложения рост доли прямых налогов и снижение доли налогов с зарплаты может способствовать даже уменьшению неравенства[13].

Последние пять отличий также являются основными  причинами изменения неравенства в переходных странах. Негативное влияние неравенства на рост в данном случае объясняется так: доходы бедных сокращались быстрее, чем росли доходы богатых; кроме того, доля в совокупном доходе людей, у которых доходы выросли, меньше доли людей, у которых они возросли. Это произошло из-за неустранения специфической связи доходов в частном секторе с распределением дохода и тем, что в рыночной экономике факторы производства получают более точное, а в переходный период - даже более непропорциональное вознаграждение. В краткосрочном периоде влияние этого фактора очень велико (см. выше) долгосрочном периоде он перестанет действовать. Остальные факторы с течением времени могут даже уменьшить неравенство. Таким образом, если правильно использовать преимущества социалистического «наследия», и устранить его недостатки, можно добиться, по крайней мере, стабилизации распределения дохода и снижения негативного влияния неравенства на экономический рост.

Информация о работе Формирование доход и политика их регулирования в РБ