Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью данной работы является поиск того компромисса между высокими и низкими ставками дохода в различных слоях населения. Чтобы в дальнейшем мы смогли развить такое социально-экономическое явление как средний класс. Который и является показателем благосостоянием всего общества, помимо беднейших и богатейших слоёв, присутствие которых обязательно в такой же мере. Так как разделение заложено уже в самой сущности человека, однако, оно не должно принимать такие угрожающие формы…
Введение............................................... 3
Понятие доходы населения, их классификация............. 3
Виды доходов.......................................... 3
Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного продукта.............................................. 8
Формирование доходов на макроуровне.................... 9
Заработная плата как важнейшая часть доходов.......... 9
Государственное регулирование заработной платы....... 11
Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей. 18
Социальная политика государства. Её влияние на распределение доходов............................................... 23
Трансфертные выплаты. Социальная политика государства. 23
Процесс расслоения общества как результат дифференциации доходов...................................................... 27
Цель стабилизационной политики – «средний класс»..... 32
Методы расчёта дифференциации доходов населения....... 38
Подходы к сглаживанию неравенства.................... 38
Анализ показателей дифференциации доходов. Кривая Лоренца. 40
Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент Джини.................................... 44
Заключение............................................ 51
Список литературы:.................................... 5
Другой
назревший шаг в восстановлении
покупательной способности
Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:
а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;
б) обесценивается инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном секторе.
При этом большинство бюджетников не могут ответить на падение покупательной способности своего заработка снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать «ползучий» процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.
Второе из рассматриваемых направлений — содействие государства выполнению заработной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:
А) в обеспечении необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;
Б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.
Иными словами, заработная плата в ее стимулирующей функции экономически вынуждает работника к эффективности труда, достаточной для того, чтобы не только покрыть расходы работодателя на оплату наемного труда, но и принести ему определенную прибыль — базу его налоговых выплат на общегосударственные нужды и источник расширения его производства.
В этой связи важно принять во внимание следующие обстоятельства. В рыночной экономике различаются два уровня взаимодействия работников и работодателей:
Здесь,исходя из ее цены и из необходимых для работодателя, соответственно востребуемых от работника, результатов труда последнего устанавливается взаимосвязь между этими результатами и заработком. Итог взаимодействия в данном аспекте — установление для работников тех или иных систем оплаты, фиксирующих для конкретных рабочих мест, групп, профессий (должностей) и видов деятельности четкие зависимости между оплатой труда и его результатами.
Третье направление состоит в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы и цен. Анализируя данную линию, важно принять во внимание, что в большинстве стран с развитой рыночной экономикой при росте цен имеют место расширение объемов производства и увеличение реальных доходов населения (реальной заработной платы, реальных пособий, пенсий и т.п.). Денежные доходы, денежная (номинальная) заработная плата, номинальные пенсии, пособия и другие социальные выплаты растут в этой связи быстрее, нежели цены.
Далее, согласно примерам в законодательстве ряда государств, даже при малейшем (в пределах десятых долей процента) изменении цен включается механизм индексации заработной платы и других форм доходов населения. Авторы соответствующих актов, очевидно, исходят из того, что в противном случае снижение покупательского спроса неизбежно приведет к нереализации части произведенных товаров и неполучению производителями ожидаемой прибыли. Да и сами товаропроизводители индексируют денежную заработную плату и денежные доходы вовсе не в силу своей озабоченности снижением реальных доходов основной массы населения. Они идут на это, дабы не пострадали в конечном счете их собственные интересы, понимая, что индексация денежных доходов является экономической необходимостью, средством преодоления негативного влияния инфляции на экономику в целом, на доходы и работников, и работодателей. И именно потому, что пропорция между динамикой цен и динамикой заработной платы — феномен макроэкономический, ее госрегулирование, как правило, осуществляется в законодательном порядке. А вот в настоящее время попытки ввести законодательное регулирование процессов индексации заработной платы, к сожалению, успехом не увенчались: в настоящее время предприятия внебюджетного сектора осуществляют эту индексацию самостоятельно и самыми различными способами.
При разработке
нндексационного механизма
Прояснение вопроса о базе индексации предполагает прежде всего выявление целей последней. Во-первых, рост цен вызывает падение покупательского спроса далеко не всех слоев населения: он затрагивает в первую очередь тех, у кого доходы ограничены. Во-вторых, для экономики опасно не всякое, а лишь массовое падение покупательского спроса, причем прежде всего на товары повседневной необходимости. Поддержке индексацией подлежит, естественно, именно тот покупательский спрос, который существен с точки зрения жизнеобеспечения населения и экономики. Не случайно мировая практика не знает феномена индексации доходов независимо от их уровня. Социальные слои с низкими доходами нуждаются в индексации в большей мере, чем страны с доходами средними и высокими, а людям высшей доходной группы, покупательский спрос которых от уровня цен практически не зависит. компенсация их роста, естественно, вообще не нужна.
В макроэкономическом аспекте важно также соблюдение оптимальной структуры валового внутреннего продукта в смысле пропорции его распадения на часть, используемую для оплаты труда и связанных с ней социальных выплат, и часть, распределяемую между работодателем и государством. Известны данные о значительном снижении доли оплаты труда наемных работников в ВВП, причем логично ожидать от работодателей попыток еще в большей мере сократить ее удельный вес в последующие периоды. В этой связи важно подчеркнуть, что государство не в состоянии нормативно задать какое-либо соотношение, определяющее долю оплаты труда в созданном валовом доходе, чистом продукте или в объеме произведенной продукции (в отличие от показателя соотношения темпов роста цен и заработной платы) - слишком много факторов здесь сказывается, включая применяемые средства производства, отраслевую принадлежность предприятий, динамику цен, уровень оплаты труда. Однако соотношение, о котором идет речь, вполне поддастся регулированию в рамках коллективных договоров предприятий, а также — в определенных пределах — в рамках отраслевых соглашений работодателей с профсоюзами (с помощью установления в этих соглашениях конкретных долей оплаты труда в произведенном продукте).
Следует иметь в виду, что повышение доли оплаты труда в произведенном продукте будет обеспечиваться лишь в том случае, если соотношение темпов роста оплаты труда и производительности труда превысит 50%. Стоит, даже, подчеркнуть, что это соотношение не входит в круг эффективно работающих на макроуровне показателей — в том числе в связи с методическими трудностями расчета: рост производительности труда достоверно рассчитывается только в сопоставимых ценах, а заработная плата всегда выплачивается как номинальная (с меняющейся покупательной способностью). В этой связи было бы желательным исчислять соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы, однако данный показатель вряд ли может работать как регулятор действительных пропорций, которые всегда выражаются в текущих ценах. Кроме того, ценовое выражение производительное трупа весьма неточно, причем в тем большей мере, чем более широка номенклатура учитываемой продукции и чем значительнее происходящие в ней структурные сдвиги; остается пресловутая проблема сопоставимых цен. Вот почему, хотя в странах рыночной экономики показатель, о котором идет речь, почти не используется на макроуровне, он активно и плодотворно применяется на уровне отдельных фирм, предприятий, что в конечном счете обеспечивает поддержание должной доли оплаты труда в ВВП.
Регулирование этой доли — непосредственно или через показатель соотношения темпа роста оплаты и производительности труда, разумеется, не отменяет необходимости регулирования соотношения динамики цен и динамики заработной платы. Оба аспекта регулирования оплаты труда дополняют друг друга при создании соответствующих механизмов и могут способствовать более эффективному воздействию этой оплаты на развитие экономики в целом.
Рассматривая вопросы формирования заработной платы на уровне отдельного предприятия, мы приходим к выводу, что часть фонда потребления фирмы и общества в целом не поступает населению для удовлетворения его потребностей через заработную плату. Если сказать точнее, путем выплаты заработной платы не удается удовлетворить потребности всех членов общества. Действительно:
Поэтому
возникает объективная
Общественные (социальные) фонды потребления — это часть национального дохода общества (валового дохода фирмы), которая распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.
Источником образования заработной платы является основная часть необходимого продукта. Общественные фонды потребления черпаются из оставшейся части национального (валового) дохода. При этом источником общественных фондов потребления, идущих работникам материального производства и членам их семей, служит оставшаяся часть необходимого продукта. А источником общественных фондов потребления, идущих работникам непроизводственной сферы и членам их семей служит прибавочный продукт. В целом источником общественных фондов потребления является часть стоимости продукта, равная и представляющая в денежной форме чистый доход фирмы.
Информация о работе Формирование доход и политика их регулирования в РБ