Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения
Введение
Глава 1.Сущность и роль региональных финансов
1.1Понятия и роль региональных финансов в социально – экономическом развитии региона
1.2Понятие региональных бюджетов
1.3Доходы и расходы региональных бюджетов
Глава 2.Анализ бюджетной политики Амурской области
2.1Социально – экономическое развитие Амурской области области
2.2Анализ бюджетной политики Амурской области за 2007 – 2009 гг
Глава 3.Современные тенденции совершенствования развития бюджетной политики Амурской области
Заключение
Библиографический список
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Сущность и роль региональных финансов
1.1Понятия и роль
1.2Понятие региональных
1.3Доходы и расходы
Глава 2.Анализ бюджетной политики Амурской области
2.1Социально – экономическое
развитие Амурской области
2.2Анализ бюджетной политики Амурской области за 2007 – 2009 гг
Глава 3.Современные тенденции
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Повышение
уровня жизни россиян является важнейшей
программной задачей социальной
политики Российского государства.
В числе приоритетов
Регулирование
доходов также является органичной
составной частью экономической
и социальной политики. Однако политика
доходов и заработной платы имеет
свой объект (и субъект), принципы управления,
особенности механизма
Мне кажется, эти проблемы касаются не только государства в целом, но и каждого человека в частности.
Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения, так как они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения на примере Амурской области. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности. В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные принципы формирования доходов, а так же пути решения проблем, связанных с регулированием уровня жизни населения.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ
1.1 Сущность и классификация доходов населения
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. [18]
Уровень доходов членов общества
является важнейшим показателем
их благосостояния, так как определяет
возможности материальной и духовной
жизни индивидуума: отдыха, получения
образования, поддержанияздоровья,удовлетвор
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. [5]
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Принцип рыночной стратегии
в сфере доходов можно
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.
Доход есть денежная оценка
результатов деятельности физического
(или юридического) лица как субъекта
рыночной экономики. В экономической
теории под «доходом» имеют в
виду денежную сумму, регулярно и
законно поступающую в
Доход всегда представлен
деньгами. Это значит, что условием
его получения является эффективное
участие в экономической жизни
общества: живем мы на зарплату или
за счет собственной
Следовательно, сам факт получения
денежного дохода есть объективное
свидетельство участия данного
лица в экономической жизни
Прямая зависимость дохода
от результатов рыночной деятельности
нарушается лишь в одном случае -
при объективной невозможности
участвовать в ней (пенсионеры, молодежь
в дотрудоспособном возрасте, инвалиды,
иждивенцы, безработные). Названные
категории населения
Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.[15]
1.2. Формирование доходов населения
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации.[1]
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
ü выплат то государственному страхованию;
ü банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
ü процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
ü доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
ü выигрышей по лотереям;
ü временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
ü выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения,
как уже отмечалось, включают в
себя, помимо чистых доходов населения,
и обязательные платежи. Обязательные
платежи население осуществляет
через финансовую систему в виде
различного рода налогов и сборов.
Через аккумуляцию налоговых
платежей и сборов государство реализует
свое право на формирование части
своих ресурсов для осуществления
в последующем социальной политики
через перераспределение
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.[6]
Основу доходов бюджета Амурской области составляют налоговые и неналоговые поступления.
Величину и структуру доходов бюджета Амурской области представим в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ доходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.
Источники дохода |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" |
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" | |
Налоговые Доходы |
||||||
Всего |
9231753 |
55,2 |
10069555 |
55,5 |
13598965 |
56,7 |
В том числе: |
||||||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
5780800 |
34,5 |
6197907 |
34,2 |
8973856 |
37,4 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
932252 |
5,6 |
1045071 |
5,8 |
1373273 |
5,7 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
296427 |
1,8 |
344386 |
1,9 |
481058 |
2,0 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
1946027 |
11,6 |
2210818 |
12,2 |
2419753 |
10,1 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС. |
276147 |
1,6 |
271138 |
1,5 |
350865 |
1,5 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
100 |
0,0 |
235 |
0,0 |
160 |
0,0 |
Неналоговые Доходы |
||||||
Всего |
7505053 |
44,8 |
8076228 |
44,5 |
10383028 |
43,3 |
В том числе: |
||||||
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
10300 |
0,1 |
6623 |
0,0 |
2849 |
0,0 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ |
93210 |
0,6 |
111241 |
0,6 |
35061 |
0,1 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
80433 |
0,5 |
161480 |
0,9 |
147636 |
0,6 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
68953 |
0,4 |
79139 |
0,4 |
41650 |
0,2 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
1858 |
0,0 |
2700 |
0,0 | ||
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
1273 |
0,0 |
700 |
0,0 |
631 |
0,0 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
292 |
0,0 |
1000 |
0,0 |
2543 |
0,0 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1474 |
0,0 |
1500 |
0,0 |
1500 |
0,0 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
31053 |
0,2 |
||||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
7249118 |
43,3 |
7681634 |
42,3 |
10148458 |
42,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
16736806 |
100,0 |
18145783 |
100,0 |
23981993 |
100,0 |