Формирование дохода населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения

Содержание

Введение
Глава 1.Сущность и роль региональных финансов
1.1Понятия и роль региональных финансов в социально – экономическом развитии региона
1.2Понятие региональных бюджетов
1.3Доходы и расходы региональных бюджетов
Глава 2.Анализ бюджетной политики Амурской области
2.1Социально – экономическое развитие Амурской области области
2.2Анализ бюджетной политики Амурской области за 2007 – 2009 гг
Глава 3.Современные тенденции совершенствования развития бюджетной политики Амурской области
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Формирование дохода населения.docx

— 64.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1.Сущность и роль региональных финансов

1.1Понятия и роль региональных  финансов в социально – экономическом  развитии региона

1.2Понятие региональных бюджетов

1.3Доходы и расходы региональных  бюджетов

Глава 2.Анализ бюджетной политики Амурской области

2.1Социально – экономическое  развитие Амурской области области

2.2Анализ бюджетной политики  Амурской области за 2007 – 2009 гг

Глава 3.Современные тенденции совершенствования  развития бюджетной политики Амурской области

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей  программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства  – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного  спроса населения. Можно сказать, что  возросшее внимание к проблемам  уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей  уровня жизни в материалах государственной  статистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, - осуществление не только популистки прокламируемого, но объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.

Регулирование доходов также является органичной составной частью экономической  и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет  свой объект (и субъект), принципы управления, особенности механизма регулирования.

Мне кажется, эти проблемы касаются не только государства в целом, но и каждого  человека в частности.

Нашему  обществу необходимо преодолеть условия  и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения, так как они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей  уровня жизни и доходов населения  на примере Амурской области. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие  уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности. В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные принципы формирования доходов, а так же пути решения проблем, связанных с регулированием уровня жизни населения.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОХОДОВ

1.1 Сущность и классификация  доходов населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных  на сторону различных услуг и  др. [18]

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем  их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения  образования, поддержанияздоровья,удовлетворения насущныхпотребностей. Средифакторов, оказывающих непосредственноевлияние на величину доходов населения,кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. [5]

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного  участника рыночной экономики, объективным  и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это  и общественно-значимая выгода, поскольку  они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также  поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Принцип рыночной стратегии  в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным». [15]

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования  дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование  и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической  теории под «доходом» имеют в  виду денежную сумму, регулярно и  законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен  деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное  участие в экономической жизни  общества: живем мы на зарплату или  за счет собственной предпринимательской  деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для  других людей. Лишь тогда они передадут  нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как  и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

Следовательно, сам факт получения  денежного дохода есть объективное  свидетельство участия данного  лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую  нельзя выдать самому себе: деньги можно  получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности  участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные  категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство  регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением  предлагаемых нами товаров и услуг  с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования  доходов в рыночной экономике, в  том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения  доходов в рыночной экономике  не существует.[15]

1.2. Формирование доходов  населения

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных  источников, основными из которых  являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние  на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации.[1]

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

ü выплат то государственному страхованию;

ü банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

ü процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

ü доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и погашении  по займам;

ü выигрышей по лотереям;

ü временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

ü выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.[5]

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также социальные трансферты.[6]

3.1 Анализ доходов  бюджета Амурской области

 

Основу  доходов бюджета Амурской области  составляют налоговые и неналоговые  поступления.

 

Величину и структуру  доходов бюджета Амурской области  представим в таблице 1.

 

Таблица 1 - Анализ доходов бюджета Амурской области  за 2007-2009 гг.

Источники дохода

2007

2008

2009

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Налоговые Доходы

           

Всего

9231753

55,2

10069555

55,5

13598965

56,7

В том числе:

           

НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

5780800

34,5

6197907

34,2

8973856

37,4

НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

932252

5,6

1045071

5,8

1373273

5,7

НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

296427

1,8

344386

1,9

481058

2,0

НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО

1946027

11,6

2210818

12,2

2419753

10,1

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС.

276147

1,6

271138

1,5

350865

1,5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

100

0,0

235

0,0

160

0,0

Неналоговые Доходы

           

Всего

7505053

44,8

8076228

44,5

10383028

43,3

В том числе:

           

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

10300

0,1

6623

0,0

2849

0,0

ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ

93210

0,6

111241

0,6

35061

0,1

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

80433

0,5

161480

0,9

147636

0,6

ДОХОДЫ  ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

68953

0,4

79139

0,4

41650

0,2

ДОХОДЫ  ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

   

1858

0,0

2700

0,0

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

1273

0,0

700

0,0

631

0,0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

292

0,0

1000

0,0

2543

0,0

ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1474

0,0

1500

0,0

1500

0,0

ДОХОДЫ  БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

   

31053

0,2

   

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7249118

43,3

7681634

42,3

10148458

42,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

16736806

100,0

18145783

100,0

23981993

100,0

Информация о работе Формирование дохода населения