Формирование доход и политика их регулирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является поиск того компромисса между высокими и низкими ставками дохода в различных слоях населения. Чтобы в дальнейшем мы смогли развить такое социально-экономическое явление как средний класс. Который и является показателем благосостоянием всего общества, помимо беднейших и богатейших слоёв, присутствие которых обязательно в такой же мере. Так как разделение заложено уже в самой сущности человека, однако, оно не должно принимать такие угрожающие формы…

Содержание

Введение............................................... 3
Понятие доходы населения, их классификация............. 3
Виды доходов.......................................... 3
Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного продукта.............................................. 8
Формирование доходов на макроуровне.................... 9
Заработная плата как важнейшая часть доходов.......... 9
Государственное регулирование заработной платы....... 11
Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей. 18
Социальная политика государства. Её влияние на распределение доходов............................................... 23
Трансфертные выплаты. Социальная политика государства. 23
Процесс расслоения общества как результат дифференциации доходов...................................................... 27
Цель стабилизационной политики – «средний класс»..... 32
Методы расчёта дифференциации доходов населения....... 38
Подходы к сглаживанию неравенства.................... 38
Анализ показателей дифференциации доходов. Кривая Лоренца. 40
Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент Джини.................................... 44
Заключение............................................ 51
Список литературы:.................................... 5

Работа содержит 1 файл

Доходы населения.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

В структуре  общественных фондов потребления выделяют две важнейшие составные части:

1) централизованные  общественные фонды потребления.  Они формируются за счет средств  федерального бюджета и используются  в интересах всех членов общества. Централизованные фонды играют ведущую роль во всей совокупности социальных фондов и составляют примерно 80% их величины;

2) децентрализованные  общественные фонды потребления. Они создаются фирмами и составляют около 20% их общего объема. Используются для удовлетворения потребностей работников только данной фирмы. К ним относится часть специальных фондов фирмы, формируемых из прибыли.

Распределение общественных фондов потребления осуществляется в двух формах:

1) в форме  денежных выплат, которые используются в основном в индивидуальном порядке. Сюда относятся расходы на материальное обеспечение детей и учащихся, престарелых и инвалидов, выплаты по временной нетрудоспособности, оплата отпусков;

2) в форме  бесплатного или льготного обслуживания, средства которого используются в основном в коллективном порядке. Сюда относятся расходы на образование, на медицинское обслуживание и физическую культуру, культурно-просветительные расходы, дотации на жилье.

За счет общественных (социальных) фондов потребления  финансируются бесплатное обучение и образование, включая высшее, выплата стипендий аспирантам, студентам и учащимся средних специальных учебных заведений, бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, дотируются квартирная плата, детские дошкольные учреждения и школы-интернаты.

Такие фонды  существуют во многих странах. За счет социальных фондов в этих странах  выплачиваются тринадцатые оклады, наградные, семейные пособия. При этом основная часть социальных фондов формируется за счет заработной платы работников. Например, для получения пенсии работники платят в фонд социального обеспечения: в Германии 13% заработной платы; в Бельгии — 10; в Италии, Франции, Японии — 6—7; в США — 4%.

Потребительские блага и услуги, предоставляемые  из общественных фондов потребления, делятся на три группы:

1) продукты  и услуги, направляемые на удовлетворение  ряда интеллектуальных потребностей. Так общество и фирма могут стимулировать развитие наиболее важных областей человеческой личности. Сюда относятся бесплатное обучение, культурно-просветительные мероприятия, библиотечное обслуживание;

2) блага,  связанные с охраной здоровья, с обеспечением длительной трудоспособности  и формированием физически совершенного  человека. Сюда относятся расходы  на здравоохранение, развитие физической культуры и спорта;

3) блага,  которые не могут потребляться  по своему характеру индивидуально. Таковы, например, некоторые услуги коммунального хозяйства — озеленение и благоустройство населенных пунктов, работа общественного транспорта, освещение улиц.

Общественные  фонды потребления не являются непосредственным стимулом к труду, поскольку они распределяются независимо от его производственной результативности. В связи с этим общественные фонды потребления ослабляют материальную заинтересованность в труде, порождают иждивенчество, которые могут перерасти в элементы социального паразитизма и загнивания.

В экономической  действительности существует противоречие между двумя формами распределения материальных благ: заработной платой и общественными фондами потребления. Могут возникнуть такие ситуации, когда вполне здоровым людям окажется значительно выгоднее болеть или находиться в санатории, нежели работать. Поэтому общество и фирма осуществляют расширение общественных фондов потребления лишь в рамках сохранения и укрепления принципа личной экономической заинтересованности в результатах труда. Заработная плата остается основной формой распределения материальных благ и услуг.

Различия  в уровне потребления работников все более увеличиваются в  зависимости от величины получаемой заработной платы. И одновременно различия в уровне жизни все более уменьшаются в зависимости от состава семьи, числа иждивенцев, нетрудоспособных лиц и пенсионеров. Отсюда нетрудно сделать вывод, что общественные фонды потребления должны уменьшать различия в уровне доходов как раз в этом направлении, не подрывая принципа материальной заинтересованности в форме заработной платы.

При формировании структуры совокупного фонда  потребления материальных благ и услуг необходимо прежде всего соблюдать обоснованную пропорцию между заработной платой и общественными фондами потребления. Наилучшим является такое соотношение, при котором увеличение дифференциации в заработках сочетается с улучшением образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, с развитием культуры и спорта.

Действительность  такова, что общественные фонды потребления растут быстрее, чем заработная плата. Это объясняется следующими причинами:

1) численность  иждивенцев и нетрудоспособных, особенно детей и престарелых, растет быстрее, чем число работающих. К тому же улучшается и удорожается их обслуживание в детских учреждениях, в санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и поликлиниках;

2) трудоспособные  пользуются все большими выплатами  из общественных фондов потребления. С ростом заработной платы увеличивается объем социального страхования. В результате в период общественного иждивения обеспечивается уровень потребления, близкий к заработку. Достигается это за счет роста оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат.

Важно отметить, что не все члены общества пользуются общественными фондами потребления  в равной мере. Существует различный уровень пенсий, пособий, различные больницы, санатории и пансионаты. Не все бывают в библиотеках, больницах и домах отдыха, далеко не все учатся в вузах. Значительно меньше доходов из общественных фондов потребления получают сельские жители в связи с неразвитостью на селе объектов социальной инфраструктуры. Поэтому и распределение через общественные фонды потребления вносит дифференциацию в уровень жизни населения, правда, на другой экономической основе по сравнению с заработной платой.

Социальная  политика государства. Её влияние на распределение  доходов.

Трансфертные  выплаты. Социальная политика государства.

Итак, рассмотрим дополнительные факторы, воздействующие на доходы. В частности социальные выплаты и непосредственно саму социальную политику государства[5].

В настоящее время наше государство оказазывается неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Причин этому более чем достаточно – тут и внутренние и внешние долги, спад производства и попытки «бросать всё новые средства под колёса паровоза инфляции”. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной зашиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет области - бюджет государства». Я не хочу останавливаться на недостатках непосредственно государственного бюджета, но существующая ситуация, когда некоторые регионы (в том числе свободные экономические зоны) являются более прибыльными (менее убыточными), а другие соответственно наоборот. Ведь аналогичная ситуация происходит и на межотраслевом уровне. То есть превосходство отдельных отраслей (и даже предприятий) над другими приводит к оттоку капитала из большинства отраслей. В результате, мы видим полное отсутствие функциональных связей между государственным и областными бюджетами, что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие[6].

Названные проблемы, безусловно, важны, но нельзя забывать и об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.

В нашей  стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных  средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, ликвидаторы, учащаяся молодежь и т.д.). Следует также отметить, что подавляющее число льгот предоставляется но категориальному принципу.

Разветвленная система социальных выплат и льгот, сложившаяся в рамках прежнего строя, в ходе реформ была дополнена новыми категориальными льготами, а также льготами, предоставляемыми в отдельных регионах различным категориям населения. Если доля населения, живущего за чертой бедности, составляет около 20%, и в то же время социальная помощь оказывается почти 70% населения, то это означает, что значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум.

В существенной степени неэффективность системы  социальных выплат и льгот связана с категориальным принципом оказания помощи: только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - предоставляется при проверке нуждаемости. В результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается. На местах уже сейчас предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается. Но эти усилия блокируются отсутствием законодательной базы.

Говоря  о неэффективности системы распределения  социальных выплат и льгот, нельзя не упомянуть и дотации на жилье  и коммунальные услуги, которые «привязаны» к количеству и качеству квадратных метров жилья и нормативам потребления коммунальных услуг. Однако практика функционирования системы социальных выплат и льгот показывает, что единственно возможный путь повышения ее эффективности - безотлагательное введение принципа адресности Конечно, полностью отказаться от категориальных социальных льгот нельзя. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы должны пользоваться льготами, но оплате лекарств и приобретению транспортных средств (в случае необходимости). Нельзя отменять льготы на оплату лекарств и медицинское обслуживание при некоторых заболеваниях и т.п. В то же время сохранение значительной части системы социальных выплат и льгот в существующем виде, без перехода к адресному принципу их предоставления, как было показано выше, означает перераспределение бюджетных средств в пользу более обеспеченных слоев населения.

В качестве примера хочу привести, что в соответствии с Бюджетом-2000 был отменён бесплатный проезд в общественном транспорте для  целого ряда льготных категорий (СБУ, налоговая инспекция\полиция, и др.) так как в местные бюджеты не поступали средства для возмещения этих льготных категорий.

Таким образом, в настоящее время одна из важнейших  задач реформирования системы социальных выплат и льгот заключается в принятии действенных мер по борьбе с бедностью путем упрощения системы социальной поддержки, а также ее строгой адресности, что повысит ее эффективность и способность адаптироваться к быстро меняющейся экономической и социальной ситуации. Социальные пособия должны направляться преимущественно тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума, тем, кто действительно нуждается в социальной помощи.

Итак, мы рассмотрели различные факторы, влияющие на расслоение общества по доходам. Теперь рассмотрим непосредственно существующее расслоение[7] и методы по его ограничению.

За годы реформ произошли кардинальные изменения  в распределении доходов и  национального богатства страны между различными слоями населения. До начала реформ оно было сравнительно равномерным, но с 1992 г. началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов как в разрезе социальных групп, так и территорий. Коэффициент концентрации доходов населения (Джини)[8] вырос с 0,256 в 1991 г. до 0,379 в первом полугодии 1996 г. С середины 1995 г.. по данным Госкомстата РФ, распределение доходов относительно стабилизировалось.

В 1996 г. существенных изменений в распределении доходов не произошло (табл. 1).

Распределение денежных доходов населения[9] в РФ          Таблица 1.

 
 
1995 г 1996 г 1998 г 1999 г.
Денежные  доходы 100.0 100.0 100.0 100.0
В том числе по 20%-ым группам: первая (с наименьшими доходами).  
5,54
 
6,1
 
7,78
 
6,98
Вторая 10,1 10,5 10,8 11
Третья 15,5 15,5 16,1 15,7
Четвертая 22,3 22,4 22,4 21,9
Пятая 47,1 45,5 42,92 44,42
Коэффициент концентрации доходов (Джини) . . .  0,382 0,379 0,369 0,371
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного  населения, раз 13,4 13,1 12,8 12,9

Информация о работе Формирование доход и политика их регулирования в РБ