Налоговая политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

     Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

     Хотя  налоги чаще вызывают возмущение, чем  одобрение общества, без них ни  одно  государство существовать не сможет.

     Развитие  и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства [10, с. 16]. Кроме этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

     Проблемы, затрагиваемые в данной работе, являются весьма актуальными для нашего государства. Без надлежащего формирования доходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве, а так как основным источником доходов бюджета являются налоги, то необходимо проводить грамотную налоговую политику, которая позволит и налоги собрать и налогоплательщиков не разорить.

     Целью данной работы является изложение теоретических  основ налогообложения, практики их применения в Республике Беларусь, рассмотрение современной ситуации в налоговой системе Республики Беларусь.

     На  данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы: от абсурдных до вполне реальных и осуществимых. Но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государство.

     Для написания работы использовались научные  публикации по данной проблеме, статистические материалы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

     В ходе эволюции налогообложения возникает  налоговая система. Она представляет собой законодательно закрепленную совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания [9, с. 565].

     Налоговая система - это динамическая структура. Она периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования и разрабатывают целостный налоговый механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования налогов, организацию регулирования экономическими процессами на микро- и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.

     Переориентация  Республики Беларусь на хозяйственные  условия рыночной экономики вызвала  необходимость перехода к единой налоговой системе.

     Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

     Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.

     Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

     - порядок установления и ввода  в действие налогов;

     - виды налогов или система налогов,  классификация налогов в соответствии  с национальной бюджетной классификацией;

     - порядок распределения налогов  между звеньями бюджетной системы;

     - налоговые органы;

     -права  и обязанности налогоплательщиков;

     - права и обязанности налоговых  органов;

     - ответственность участников налоговых  отношений;

     - защита прав и интересов налогоплательщиков;

     - налоговое законодательство.

     Для всех современных государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительской  власти на установление и введение в действие налогов. Делается это по средством законом или иных законодательных актов.

     Налоговая система Беларуси строится исходя из классических принципов налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

     Налоговые системы являются национальными  и их реформирование обусловливается  особенностями развития экономики. Правительства при разработке налоговой системы ориентируются на общие черты и организационные принципы построения, налоговый: инструментарий и институциональное оформление.

     В налоговой системе выделяют следующие элементы:

  1. субъект налога - налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за уплату налогов;
  2. носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
  3. объект налога - доход (заработная плата, прибыль, дивиденд, процент), имущество» наследство, предметы потребления, земля;
  4. источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
  5. единица обложения - денежная единица, единица земельной площади, единица товара;
  6. ставка налога - определяется как величина налога на единицу обложения или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения) [13, с. 87]. Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка - это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка - общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

     Положения о функциях налоговой системы до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются распределительная и контрольная функции финансов, в рамках каждой из которых формируются функции налоговых отношений, реализующие главное предназначение налога: обеспечивать доходы государства без ущерба для развития бизнеса.

     Но  теоретическое определение функций, заданное наукой, требует конкретизации  этих положений на практике, закрепления  их в законах конкретной страны.

     В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная [7, с. 231].

     Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.

     Фискальная  функция состоит в обеспечении  доходов  государственной бюджетной системы и находится под особым   контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

     Изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

     Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Таким образом, кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. 

     Макроэкономическая  (регулирующая)  функция  -  это роль  налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования  макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов  роста  и  занятости. 

  • Регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении «правил  игры»,  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и  наемных рабочих.
  • Регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. 

     Распределительная функция налоговой  системы  проявляется  в  сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д. Налоги выступают существенным инструментом     распределения и перераспределения национального дохода, доходов  юридических   и  физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

     Социальная  функция  налогов носит многоаспектный  характер.   Само материальное  содержание  налогов  как  денежных  ресурсов,   централизуемых государством и изымаемых из  воспроизводственного  процесса,  несет  в  себе возможность  из  обращения  на  непроизводственные  цели.

     Социальная  функция   налогов  проявляется   и   непосредственно  через механизмы налоговых льгот и  налоговых  ставок,  что  входит  во  внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная  функция налоговой системы требует  детального  исследования, как  с  точки  зрения  ее  усиления,  так  и  с  точки   зрения   устранения неоправданных  льгот  и  преимуществ,  не  отвечающих   характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

     Стимулирующая функция налоговой системы является одной  из  важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция.  Как  и  любая  другая  функция, стимулирующая функция проявляется   через  специфические  формы  и  элементы налогового  механизма,  систему  льгот  и  поощрений,   запретительных   или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и  налоговой  политики.

     Стимулирующая  функция  налогов  является  в  современной  российской практике слабо  реализуемой и неэффективно используемой.

     Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной  функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений   государства и предприятий, реализацию и действенность силы   государственной   власти. Без  контрольной  функции  другие  функции  налогов  неосуществимы  или   их реализация подрывается в своей основе.

     Контрольная  функция,  опираясь  на  закон,  право,  может  эффективно реализовываться   только   на   основе    принуждения,    подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти  ведет  к ослаблению контрольной функции налоговой системы и,  наоборот,  ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной  власти  или ведет к такому ослаблению.

Информация о работе Налоговая политика в РБ