Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги
возникли на заре человеческой цивилизации.
Они стали необходимым звеном
экономических отношений в
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Развитие
и изменение форм государственного
устройства неизбежно сопровождаются
преобразованием налоговой
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь».
Проблемы, затрагиваемые в данной работе, являются весьма актуальными для нашего государства. Без надлежащего формирования доходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве, а так как основным источником доходов бюджета являются налоги, то необходимо проводить грамотную налоговую политику, которая позволит и налоги собрать и налогоплательщиков не разорить.
Целью данной работы является изложение теоретических основ налогообложения, практики их применения в Республике Беларусь, рассмотрение современной ситуации в налоговой системе Республики Беларусь.
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы: от абсурдных до вполне реальных и осуществимых. Но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государство.
Для
написания работы использовались научные
публикации по данной проблеме, статистические
материалы.
В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система. Она представляет собой законодательно закрепленную совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания [9, с. 565].
Налоговая система - это динамическая структура. Она периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования и разрабатывают целостный налоговый механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования налогов, организацию регулирования экономическими процессами на микро- и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.
Переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость перехода к единой налоговой системе.
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
-
виды налогов или система
-
порядок распределения налогов
между звеньями бюджетной
- налоговые органы;
-права
и обязанности
- права и обязанности налоговых органов;
-
ответственность участников
- защита прав и интересов налогоплательщиков;
- налоговое законодательство.
Для
всех современных государств независимо
от их устройства общим правилом является
прерогатива органов
Налоговая система Беларуси строится исходя из классических принципов налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
Налоговые системы являются национальными и их реформирование обусловливается особенностями развития экономики. Правительства при разработке налоговой системы ориентируются на общие черты и организационные принципы построения, налоговый: инструментарий и институциональное оформление.
В налоговой системе выделяют следующие элементы:
Положения о функциях налоговой системы до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются распределительная и контрольная функции финансов, в рамках каждой из которых формируются функции налоговых отношений, реализующие главное предназначение налога: обеспечивать доходы государства без ущерба для развития бизнеса.
Но
теоретическое определение
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная [7, с. 231].
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Таким образом, кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели.
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная
функция налоговой системы
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы и, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.