Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование учетной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие учетной политики, ее роль и назначение 5
1.2. Основные допущения и требования к учетной политике 9
1.3.Учетная политика для целей налогообложения 13
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 21
2.1.Факторы выбора учетной политики 21
2.2. Состав и структура учетной политики 22
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие учетной политики, ее роль и назначение 5
1.2. Основные допущения и требования к учетной политике 9
1.3.Учетная политика для целей налогообложения 13
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 21
2.1.Факторы выбора учетной политики 21
2.2. Состав и структура учетной политики 22
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Переход России к рыночным
условиям хозяйствования произвел значительную
либерализацию форм и методов
ведения бухгалтерского учета. У
организаций появилась
Контроль со стороны государства за деятельностью хозяйствующих субъектов и принятие законов для целей налогообложения, в которых приводятся способы группировки отчетной информации, отличные от методов финансового учета, обусловил возникновение отдельной системы налогового учета. Налоговый учет вызвал массу затруднений и увеличение расходов на содержание бухгалтерии.
Проблемы формирования учетной
политики для целей налогового и
финансового учета для
Значительные изменения финансового и налогового законодательства, а также изменения в экономике и хозяйственном механизме на предприятиях, произошедшие в течение последних лет, не обобщены должным образом, не обобщался и передовой практический опыт.
В нашей стране изменение
старых или принятие новых законов
происходит регулярно. Разработка единой
учетной политики для всех предприятий
невозможна в связи индивидуальными
особенностями каждого
Целью курсовой работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование учетной политики.
Термин «учетная политика
предприятия» вошел в употребление
в конце 80-х гг. в качестве вольного
перевода на русский язык английского
словосочетания «accounting policies», употребляемого
в стандартах, издаваемых Комитетом
по международным стандартам бухгалтерского
учета. В 1992 г. этот термин был впервые
закреплен в Положении о
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности [7, с.38-39].
Учетная политика в широком смысле как совокупность внутренних документов организации, касающихся ведения бухгалтерского учета, используется:
- учетной (бухгалтерской) службой организации - в целях обеспечения типовых процедур ведения учета, стандартизации учетных процессов, обеспечения достоверности отчетности за счет совершенствования технологии ее производства и как элемент контрольной среды;
- контрольными подразделениями организации (ревизоры, внутренние аудиторы) - в целях осуществления контроля учетных процессов и их субъектов - работников учетной службы, подтверждения показателей отчетности и как элемент контрольной среды;
- методологами организации - как инструмент соблюдения организацией норм бухгалтерского учета;
- менеджментом компании - в целях обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов, принятия корректных управленческих решений, т.е. в целях повышения эффективности управленческой деятельности компании.
Внешние пользователи используют приказ по учетной политике в следующих целях:
- аудиторы - в целях подтверждения достоверности отчетности;
- прочие пользователи отчетности - в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).
Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации[20, с.46].
При раскрытии учетной
политики важно определить круг вопросов,
представляющих экономический интерес
для пользователей
В приказе об учетной политике должны содержаться краткие, четкие и конкретные решения по вышеперечисленным вопросам. Форма приказа выбирается организацией самостоятельно.
Приказ об учетной политике организации состоит, как правило, из трех основных разделов: организация бухгалтерского учета; техника ведения бухгалтерского учета; методика учета основных объектов.
Организация бухгалтерского учета - система элементов построения учетного процесса. К таким элементам относятся:
- схема ведения бухгалтерского учета. При выборе этой схемы в организациях необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (ст. 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях»);
- уровень централизации учета. Централизация учета означает, что учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, где и осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе документов, полученных из отдельных подразделений организации. В подразделениях осуществляется только первичная регистрация операций. Децентрализация учета предполагает ведение аналитического и синтетического учета непосредственно подразделениями. При этом главная бухгалтерия контролирует учетный процесс в подразделениях, а также составляет сводный баланс и сводную отчетность организации;
- структура бухгалтерского аппарата. В небольших организациях все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру; в средних и крупных могут создаваться промежуточные звенья (группа учета оплаты труда, материальная группа и т. д.), возглавляемые старшими бухгалтерами;
- организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях. Решения о выделении подразделений на отдельный баланс принимаются организацией самостоятельно и обязательно должны отражаться в приказе об учетной политике, так как при различных вариантах по-разному отражаются в учете одни и те же хозяйственные операции (например, с применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» или без его применения и т. д.);
- ведение документооборота. Каждая организация самостоятельно (в лице главного бухгалтера) составляет график документооборота, который определяет объем, последовательность выполняемых учетных работ, сроки выполнения, конкретных исполнителей. При этом главный бухгалтер должен руководствоваться Положением о документообороте в бухгалтерском учете.
- организация инвентаризации имущества и денежных обязательств. Руководитель организации самостоятельно определяет сроки проведения инвентаризации. Приказом об учетной политике определяются:
- количество и даты проведения инвентаризаций в отчетном году; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации;
- состав инвентаризационной комиссии.
Техника ведения бухгалтерского учета - совокупность приемов, используемых организацией при построении учетного процесса. Существуют общепринятые приемы бухгалтерского учета, например, бухгалтерские счета, двойная запись и т. д. В учетной политике отражаются только те из них, которые данная организация использует частично, учитывая специфику своей работы (например, разрабатывает свой рабочий план счетов), или выбирает из совокупности рекомендуемых приемов (например, форма бухгалтерского учета). В приказе об учетной политике утверждаются такие приемы бухгалтерского учета, как:
- технология обработки учетной информации. Как известно, хозяйственные операции, оформленные документально, бухгалтеры отражают в учетных регистрах. Совокупность применяемых учетных регистров называют формой бухгалтерского учета. В настоящее время применяются следующие формы учета: автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная, Журнал-главная, упрощенные формы для субъектов малого предпринимательства. Организации самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета;
- рабочий план счетов. Разрабатывается он на основе типового Плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010). При этом из всего перечня синтетических счетов (счетов первого порядка) организации выбирают те, с помощью которых можно адекватно отразить финансовое состояние и результаты деятельности. Они имеют право по согласованию с Минфином РФ ввести дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. Перечень субсчетов в типовом Плане носит рекомендательный характер, поэтому при разработке рабочего плана счетов организации могут уточнять предлагаемые в типовом Плане субсчета, исключать их и вводить дополнительные. При разработке рабочего плана счетов организации учитывают специфику своей деятельности (промышленное производство, сельское хозяйство, торговля и т. д.), принадлежность к субъектам малого предпринимательства, а также действующее налоговое законодательство для облегчения определения налогооблагаемой базы по различным налогам;
- система внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» (ст. 6) учетной политикой определяется порядок контроля за хозяйственными операциями. В некоторых организациях формируются системы внутреннего аудита. Системы внутреннего учета и внутреннего аудита служат целям эффективного управления и не регламентируются нормативными актами по бухгалтерскому учету. Как элемент учетной политики оформляется решение организации о ведении управленческого учета в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или в самостоятельной системе счетов. Организация самостоятельно устанавливает объекты и субъекты внутреннего учета, состав и формы внутренних отчетов, формы и сроки внутренних аудиторских проверок, периодичность, сроки составления и представления внутренней отчетности, а также перечень ее составителей и пользователей.
Требования к учетной
политике в области бухгалтерского
учета и отчетности в настоящее
время регламентируются Положением
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом
Минфина России от 6 октября 2008 г. №
106н. (ред. от 08.11.2010). Положение устанавливает
основы формирования (выбора и обоснования)
и раскрытия (предания гласности) учетной
политики организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству Российской
Федерации (кроме кредитных организаций).
Для целей настоящего Положения
под учетной политикой
К способам ведения бухгалтерского
учета относятся способы
Содержание и направление
учетной политики предприятия должны
способствовать такой организации
бухгалтерского учета, при которой
этот учет максимально воздействует
на финансовые результаты деятельности
предприятия, повышает его ликвидность
и, как следствие, привлекательность
для потенциальных инвесторов, помогает
избегать различного рода разногласий
с налоговой инспекцией при документальных
проверках и тем самым