Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность социальной политики;
Описать социальную политику зарубежных стран (Швеция, Германия, США)
Осветить основные направления социальной политики Беларуси
Введение 3
1.Социальная политика: цели, основные направления. Показатели результативности социальной политики 4
2.Социальнай политика в зарубежных странах (Швеция, Германия, США)…..14
3. Особенности социальной политики в трансформационной экономике Республики Беларусь 22
Заключение 33
Список использованных источников 34
СОдержание
Введение
Экономика неразрывно связана с людьми, человечеством. Без него ее существование невозможно и бессмысленно, т.к. именно человек - главный фактор, конечная цель экономики.
Но изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом в современном мире.
Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности.
Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно эта политика является особенно важной и ответственной.
Социальная политика призвана решать эти и многие другие проблемы населения Республики Беларусь. Этим и определяется актуальность темы работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует её. [1,c.438].
Выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:
1)социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
2)обеспечение
условий для повышения
3)поддержание
определенного статуса
4)развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
5)формирование
экономических стимулов
6)создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде [2, c.357].
В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности.
Социальная политика – важнейшая опора и поддержка для общества. В связи с этим можно выделить важнейшие функции социальной политики:
1.
Стимулирующая – предполагает
содействие процессу
2. Стабилизирующая – осуществляет перераспределение доходов, развитие равной социальной защиты для всех групп населения, создание социальных гарантий с целью поддержки малоимущих и выведения их на более высокий уровень жизни. Осуществляется в основном посредством пенсий, пособий нетрудоспособным, обеспечения услуг образования и здравоохранения.
Осуществление указанных функций социальной политики предполагает необходимость поддержания постоянного их баланса. Так ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. А нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальной дифференциации и напряженности в обществе. [1, с. 276]
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. Выделяют пять важнейших частей:
- политика доходов населения;
- политика в сфере труда и трудовых отношений;
- социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных
семей и граждан;
- развитие отраслей социальной сферы и инфраструктуры;
- экологическая, демографическая и миграционная политика [3, c.15].
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:
1) микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;
2) макроуровень – региональная и государственная социальная политика применительно к регионам;
3) интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем.[1, с.276]
В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.
Экономисты по-разному подходят к определению направлений социальной политики. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений:
1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для получения максимально высоких доходов путем любой законной деятельности.
2)
обеспечение определенных
Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как:
-
либерализация бизнеса - предоставление
людям свободы
- поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
-
регулирование трудовых
Второе
направление предусматривает
Социальная политика государства строится на основе следующих принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.
Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.
Принцип учета возможностей основан на том, что при формировании социальной политики государства необходимо учитывать, с одной стороны, собственные возможности и способности людей решать свои социальные проблемы, а с другой - возможности государства.
Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.
Принцип открытости предполагает, что основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества.
Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, условиям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.
Принцип целостности предполагает, что все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны.
Принцип всеобщности и адресности ориентирует социальную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреждения и институты социальной сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества[14].
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.
I. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п.
В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.
Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток).
Потребительская корзина — набор продуктов питания, общее количество которых в расчете на год обеспечивает минимально достаточную калорийность. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).
Потребительский бюджет семьи — семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.
Прожиточный минимум — совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.