Социальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск направлений её совершенствования.
Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:
характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
основные направления совершенствования социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Социальная политика (курсовая).doc

— 433.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Смысл любой экономической политики в  конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие  широких слоев населения к  реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ.

     Иногда  можно слышать утверждения, что  сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению  социальных задач. Такая позиция  не только ошибочна, но и опасна, так  как лишает работника главной  мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

     Действительно, социальная политика играет, с точки  зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

     Данная  тема очень актуальна в наше время, так как оценки уровня и качества жизни меняются во времени и пространстве: тот уровень, который считался 30-40 лет назад высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других.

     Актуальность  исследования проблем социальной политики государства связана с тем, что Конституция Республика Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».

     Для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным  приоритетом, ее основная цель - обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

     Объектом  исследования в данной работе является социальная политика Республики Беларусь.

     Предмет исследования – уровень жизни  населения, доходы населения, социальные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, совершенствования  пенсионного обеспечения и повышения  уровня жизни инвалидов и людей  с ограниченными возможностями.

     Целью работы является исследование сущности социальной политики, рассмотрение теоретических  основ социальной политики, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих  перед ней; анализ проводимой социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе и поиск   направлений её совершенствования.

     Для достижения намеченных целей были поставлены следующие задачи:

    • характеристика социальной политики, её принципов, моделей и основных направлений;
    • рассмотрение функций, целей и задач социальной политики в Республике Беларусь;
    • оценка социальной политики в Республики Беларусь на современном этапе;
    • основные направления совершенствования социальной политики.

     Для подробного изучения данных вопросов при написании курсовой использовались источники статистических данных, предоставленных правительством за 2006-2010 годы, статьи периодических публикаций по наиболее острым проблемам, а также основной теоретический материал по данной теме. 

     Теоретические аспекты социальной политики наиболее полно изложены в учебном пособии под ред. Холостовой Е. И, Сорвина А.С.

     Принципы  и модели социальной политики точнее всего показаны в учебнике «Макроэкономика» под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского.

     Социальная  политика, проводимая в области поддержки  ветеранов, пенсионеров и одиноких лиц, показывается в статье Щёткиной М. А. «Повышение качества жизни  пожилых людей – основная цель совершенствования социального обслуживания населения в Республике Беларусь» // Труд, профсоюз, общество. – 2009г. - №3.

     Основные  принципы социальной политики в области здравоохранения изложены в статье В. И. Жарко, И. В. Малахова, И. В. Бровко, Е. И. Ткачевой «Мониторинг государственных программ в здравоохранении Республики Беларусь: некоторые итоги их реализации» // Проблемы управления. – 2008 г. - № 3 (28).

     Мероприятия, проводимые в области семейной политики, изложены  в статье А. И. Ящук «Направления совершенствования государственной семейной политики» // Проблемы управления. – 2009 г. - № 4(33).

     Социальная  преобразования, проводимые в сфере  образования, на мой взгляд, наиболее полно изложены в статье З. Е. Андруховой «Оценка современного состояния и основные направления развития образования» // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009 г. - № 10. и в информационном материале «Республика Беларусь. Общество. Политика. Экономика. Люди». // - Мн.: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008 г.

     Социальная  политика в области занятости, безработицы  и доходов населения изложены в статьях С. В. Шевченко “”Рынок труда РБ: динамика развития и основные тенденции”. // Проблемы управления – 2010 г. - № 3 (36) и П. П. Грушник “Трудовыми ресурсами надо управлять эффективно” // Охрана труда и социальная защита. – 2010 г. - №5, а также в информационном материале «Последний год пятилетки: выполнение решений третьего всебелорусского народного собрания (предварительные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь в 2006-2010 гг.)» под ред. Е.А. Касперович, А.В. Козловича  // Мн.: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь.- 2010 г.

     В исследовании применялись методы системного анализа, обобщения и сравнительного анализа, синтезный метод, функциональный анализ.

     Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Понятие, модель и основные направления социальной политики в Республике Беларусь

    Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

    Политика - это:

    - отношения между социальными  группами, классами, государствами  по   поводу завоевания, сохранения  упрочнения власти;

    - система деятельности в различных  областях общественной жизни:  в сфере  экономики, социальной  сфере, духовной жизни, военной  сфере и др.;

    - практическая деятельность по  реализации политического курса,  по   достижению политических  целей;

    - участие во властных отношениях  граждан, политических деятелей,   общественных организаций;

    - искусство работы с людьми, умение  учитывать и выражать их интересы,   возможности, психологические, профессиональные, и иные качества [23, с.78].

    Социальная  политика - это составная часть внутренней политики государства, под которой понимается совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий [23, с. 79]. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия  правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика -  целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и так далее.

     Правовые основы социальной ориентации белорусского государства заложены в его Конституции. Статьей 1 Основного закона установлено: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.». Статья 2 провозглашает, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [12, с.1].

     Социальная  политика базируется на ряде принципов.

  • Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
  • Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
  • Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
  • Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода [15, с.244].

     Государство в проведении социальной политики использует инструменты экономического, административного,  правового и идеологического характера.

     Экономические инструменты социальной политики - цены, денежные доходы различных форм, тарифы, натуральные перечисления.  Административные - разрешения, запреты, социальные стандарты и квоты. Правовые - законы и нормативы, обеспечивающие проведение социальной политики. К их числу относятся законы о социальном страховании, пенсионном обеспечении, о ветеранах, о социальной защите инвалидов. Идеологические - различные республиканские целевые программы: "Дети Беларуси", развитие социальной инфраструктуры и т. д.

     Основные  функции социальной политики можно свести к следующему:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  • поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  • социальная поддержка и защита.

     С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики  - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

     Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого.

       Результативность  социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования “социального дна”, возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.

Информация о работе Социальная политика в РБ