Формирование банка кредитных историй заемщиков и снижение риска невозврата кредита

Автор: Алёна Ефимова, 04 Октября 2010 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Бюро кредитных историй в том или ином виде существуют во всем мире. Для России это явление новое, но, тем не менее, в декабре 2004 г. наконец был принят Федеральный закон N 218-ФЗ, и процесс, который давно стал привычным в большинстве стран мира, начал функционировать и в России. Процесс сложный, развивается достаточно медленно, как и любой другой процесс становления нового бизнеса.
Рано или поздно к этому должны были прийти, поскольку за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования переживает небывалый рост. Несмотря на видимые преимущества и признание населением сектора потребительского кредитования, существуют некоторые пробелы в законодательстве, регулирующем данный вид деятельности, что негативно отражается на развитии этого сегмента. Хотя рынок потребительского кредитования растет очень быстрыми темпами, особенно в секторе экспресс-кредитования, для того чтобы он стал действительно массовым, требуется значительное снижение стоимости кредитов. Снижение процентов, в свою очередь, будет возможно при улучшении качества кредитов путем использования кредитными организациями более эффективных способов оценки финансового положения заемщика и сведений о его кредитной истории.
Сегодня мы наблюдаем, что рост спроса на потребительские кредиты ведет к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. Прежде всего, наметилась тенденция к опережающему росту просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Решение этой проблемы как раз и является основной целью бюро кредитных историй.
Целью данной работы являются оценка значимости анализа кредитных истории заемщика при выдачи кредита и их роли в снижении невозврата кредита.

Содержание

Введение.
Глава1.Теоретические аспекты функционирования кредитных бюро.
1.1.Законодательная основа и характеристика кредитного бюро:
принципы, цели и функции
1.2.Экономическая целесообразность создания кредитного
бюро для всех ее участников
1.3.Используемые методы оценки кредитоспособности
заемщика кредитным бюро
Глава 2.Анализ влияние кредитных бюро на процесс кредитование
предприятия.
2.1 Краткая характеристика объекта.
2.2 Оценка кредитоспособности предприятия
(на примере ООО «Центрстрой»).
Глава 3. Оптимизирование деятельности участников кредитного процесса
посредствам кредитного бюро .
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 149.12 Кб (Скачать)
 

Из таблицы 2.4: наименьший удельный вес принадлежит  дебиторской задолженности, по сравнению с 2007г. она уменьшилась в 1,6 раза.

Доля  краткосрочной ДЗ гораздо существенней, так как Долгосрочной дебиторской  задолженности нет. В целом ДЗ приходится на покупателей и заказчиков.

Краткосрочная ДЗ уменьшилась. Однако, просроченная дебиторская задолженность как  краткосрочная, так и долгосрочная отсутствует. 
 
 
 

Таблица 2.5

Отчет о прибыли компании ООО «Стройцентр».

    Отчет о прибыли за 2007г., тыс.руб. 2008г., тыс.руб. Удельный вес  в 2007, % Удельный вес  в 2008, %
    Выручка 0 5134   59,1
    Прибыль от продаж 0 3545   40,9
    Итого доходов 0 8679 100 100
    Себестоимость - 520 - 32,8
    Валовый доход   4614 - -
    Коммерческие  расходы 14 1003 12,95 63,12
    Управленческие  расходы 40 66 37,03 4,1
    Убыток  от продаж -54 0 50 -
    Прочие  доходы и расходы - -    
    Внереализационные расходы - -    
    Итого расходов 108 1589 100 100
    Прибыль до уплаты процентов и налогов -54 3545 - -
    Чистая  прибыль/убыток -54 2694 - -
 

Из таблицы 2.5 видно, что выручка возросла, этому  способствовала развивающаяся деятельность предприятия. Предприятие продало  часть построенных площадей.

          В Коммерческие расходы включена амортизация, банковские услуги. В этом году ООО «Стройцентр» получило два кредита, поэтому произошло увеличение данной статьи, в части уплаты процентов за кредиты и обслуживание кредита.

          Управленческие расходы включают зарплату и плату в пенсионный фонд.

Из данного  отчета (таблица 2.5) видно, что предприятие  испытывало финансовые трудности в 2007 году, но к 2008г. прибыль возросла и, состояние стабилизировалось.

         Согласно данным таблицы 2.5 мы видим, что основным источником доходов является выручка от реализации. Можно отметить появление нового вида доходов – выручки от продаж – в пределах доходов от основного вида деятельности.

        В целом за указанный период доходы организации увеличились.

Из таблицы 2.5 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме расходов в 2008г. занимает себестоимость продукции, доля которой 32,8%.

          Следующими по величине являются коммерческие расходы. Их доля возросла на 51%. Управленческие расходы в целом увеличились, но их доля в 2008г уменьшилась из за увеличения расходов предприятия.

          В целом наблюдается увеличение расходов в 14,7 раза. При этом следует отметить, что рост расходов и доходов происходит одновременно. Их увеличение можно объяснить расширением деятельности организации.

Далее мы сделаем агрегированный баланс, в котором выделим активы по их ликвидности и обязательства  по их срочности.

         На основе данных таблице 3 (приложение) рассчитаем следующие коэффициенты:

  • Коэффициент текущей ликвидности (К т. л.);
  • Коэффициент срочной ликвидности (К с. л.);
  • Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.);
  • Коэффициент автономии (К а.).

Таблица 2.6

Коэффициент абсолютной ликвидности.

.

Показатели 2007г., тыс.руб. 2008г., тыс.руб.
1.Денежные  средства , т. р. 1 1
2.Краткосрочные  обязательства, т. р. 21980 21705
3.Коэффициент  абсолютной ликвидности 0,00 0,00
4.Изменение, % 100 101,27
 

Оценка  коэффициентов ликвидности на предприятии  ООО «Стройцентр » показывает низкий уровень ликвидности, что с экономической точки зрения означает, что в случае срывов в оплате предприятие может столкнутся с проблемой погашения своей задолженности поставщикам.

Таблица 2.7

Коэффициент срочной ликвидности. 

Показатели 2007г.,тыс.руб. 2008г.,тыс.руб.
1.Денежные  средства , т. р. 1 1
2.Краткосрочные  финансовые вложения 67 0
3.Краткосрочная  дебиторская задолженность, т.р. 1492 893
4.Краткосрочные  обязательства, т. р. 21980 21705
5.Промежуточный  коэффициент покрытия 0,07 0,04
6.Изменение, % 100 58,03
 

Коэффициент срочной ликвидности, как показывает таблица, за весь анализируемый период значение находится на очень низком уровне. Предприятие, в случае необходимости, не сможет погасить краткосрочные обязательства  своими силами. Значение данного коэффициента снизилось с 7% да 4%. Это означает что предприятие сможет погасить лишь 4% имеющихся краткосрочных  обязательств с помощью краткосрочной  дебиторской задолженности и  денежных средств 

Таблица 2.8

Коэффициент текущей ликвидности. 

Показатели 2007г., тыс.руб. 2008г., тыс.руб.
1.Оборотные  активы (т.р.) 9478 8440
2.Краткосрочные  обязательства, т. р. 21980 21705
3.Коэффициент  текущей ликвидности 0,43 0,39
4.Изменение, % 100 90,18
 

Т. е., платежеспособность предприятия находится в плохом состоянии. Предприятие не сможет погасить краткосрочные обязательства оборотными средствами, погасит лишь в 2007г на 43%, а в 2008 на 39%

Таблица 2.9

Коэффициент автономии

Показатели 2007г., тыс.руб 2008г., тыс.руб
1.Собственный  капитал (т.р.) 27033 29727
2.Валюта  баланса (т. р.) 49013 51432
3.Коэффициент  автономии 0,55 0,58
4.Изменение, % 100 104,79
 

Как видно  из таблицы 2.9, в течение года происходило  колебание коэффициента в приделах 0,55-0,58. В конце года наблюдается  незначительное увеличение (на 0,03).

         В 2008 г происходит увеличение статьи баланса «Нераспределенная прибыль» в 3.6 раза, также появлением статьи «Кредиты и Займы» (1000тыс.руб).

         В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Для разбивки заемщиков по классам используют следующие коэффициентов (см.приложение). 
 

Таблица 2.10

Расчет  суммы баллов. 

Показатель Фактическое значение Классность  коэф. Вес показателя Расчет суммы  баллов Класс
К1 0,00 3 30 90,00  
К2 0,07 3 20 60,00  
К3 0,43 3 30 90,00  
К4 0,55 2 20 40,00  
Итого на 01.10.07 х х 100 280,00 3
К1 0,00 3 30 90,00  
К2 0,04 3 20 60,00  
К3 0,39 3 30 90,00  
К4 0,58 2 20 40,00  
Итого на 01.10.08 х х 100 280,00 3

Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности.

          В целом по предприятию наблюдается довольно низкий уровень коэффициентов. Только коэффициент автономии поднялся до 2 класса.

Рассчитываем  класс по следующей формуле :

Категория К1*30 + Категория К2*20 + Категория К3*30 + Категория К4*20

Получаем, что сумма баллов за анализируемые  периода составляла 280. Таким образом, данное предприятие следует отнести  к третьему классу – то есть последнему.

         Из этого следует, что анализируемое предприятие относится к крайне ненадежному и его следует классифицировать как высоко рискованное при выдаче кредита.

         В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. «Z-анализ» Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель «Z-анализа» - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.

Рассчитываем  по формуле Z = 1,2*К1 + 1,4*К2 + 3,3*К3 + 0,6*К4 + К5   , где

K1=       оборот ый капитал /   всего  активов 

K2    =  резервы + фонды спец. назнач. + целевое финан. + нерасп. Прибыль/                                                        всего активов 

K3 =      результат от реализации / всего  активов 

K4 =         (уставный капитал / заемный капитал)/ всего активов

K5 =   выручка от реализации /    всего активов 

Рассчитываем K1,K2,K3,K4 и заносим результаты в  таблицу 2.12.

На основании  статистических данных в случае, если данный показатель меньше 1,8, у предприятия  существует очень высокая вероятность  банкротства. Хоть и Z возросло на 0,11, но все еще находится на низком уровне.

         С другой стороны составим приблизительную кредитную историю данного предприятии.

        Краткая информация о кредитах предприятия: ООО «Стройцентр» имеются некоторые обязательства. Сумма последнего взятого обязательства (кредита) составляет 22 000 000 рублей, что соответствует 43% балансовой стоимости активов ООО «Стройцентр». Кредит в размере 22 000 000 рублей, на срок 3 года, с уплатой процентов 20% годовых с периодичностью раз в месяц. Сумма ежемесячных выплат составляет 1 700 000 руб. Кредит предоставлен для целевого использования: пополнение оборотных средств. Залоговое обеспечение: Здания находящееся на пр.Мира 16.

Информация о работе Формирование банка кредитных историй заемщиков и снижение риска невозврата кредита